В 1900 году М. Вебер предложил концепцию бюрократической организационной структуры.
Основные характеристики бюрократической организации:
1) Четкое разделение труда – позволило появлению высококвалифицироанных специалистов в каждой должности;
2) Иерархичность уровней управления, при котором нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему;
3) Наличие правил и стандартов, обеспечивающих однородность выполнения сотрудниками своих обязанностей;
4) Дух формальной обезличенности;
5) Найм на работу в строгом соответствии с квалификационными требованиями и защита служащих от произвольных увольнений.
Отсутствие способности по-новому реагировать на быстрые изменения рынка, технологий и т. д.
1. Функциональная структура организации – простейший вариант бюрократической модели. На примере армии: пехота, артиллерия, авиация и т. д. – подразделения.
Блок-схема структуры:
Совет директоров |
Президент |
Вице президент (по финн. вопросам) |
Вице-президент (по сбыту) |
Вице президент (помощник президента) |
|
|
Управляющие сбытом по различным отраслям |
Недостатки.
Не подходит для организация с широкой номенклатурой продукции, действующих в среде с быстро меняющимися потребительскими и технологическими потребностями, а также для организация, осуществляющих свою деятельность на международных рынках, в странах с различными законодательствами и социально-экономическими системами.
Для таких организаций существует дивизионная структура.
2. Дивизионная структура.
Пример: ДЮПОН, Дженерал МОТОРС и др.
Чтобы справится с новыми проблемами, обусловленными большими размерами фирм, руководство корпораций используют дивизиональную организационную структуру, в соответствии с которой деление организаций происходит по элементам и блокам относительно к видам товаров и услуг; к видам групп покупателей и географическим регионам.
2.1 продуктовая дивизионная структура – увеличивается ассортимент продукций, услуг. Полномочия по руководству и сбытом предается одному руководителю. Ему подчиняется первая иерархия. Организация с такой структурой быстро реагирует на изменения, улучшается координация работ.
Блок-схема продуктовой структуры:
Президент |
Сбыт |
Бухгалтерия |
Инженерная служба |
Маркетинг |
Кадры |
Мат. Техн. снабжение |
Фин.-экон. отдел |
Отдел инструмен-й |
Отдел средств производства |
Отдел энергетики |
Недостатки: дублирование одних и тех же работ для различных видом продукции, не на полную мощность используются технические средства и оборудование.
|
|
Эта проблема важна для заводов с массовым производством и оборудованием, которое может работать 24 часа в сутки.
2.2 Ориентирование на потребителя.
Все подразделения группируются вокруг одной группы потребителей.
Пример: большинство издательств, коммерческие банки, университеты и т. д.
Блок-схема организационной структуры, ориентированной на потребителя:
Вице-президент группы энергопользователей и обслуживания |
Отдел использования энергии в промышленности |
Отдел использования энергии в коммунальном хозяйстве |
Преимущества и недостатки такие же, как в пункте 2.1 с учетом различий, связанных с разной целевой функцией.
2.3 Региональная организационная структура.
При большом масштабе вида деятельность целесообразно управлять по территориальному признаку.
Региональная структура решает проблемы, связанные с местным законодательством, с обычаями и нуждами потребителей.
Упрощается связь с клиентами, а также упрощается связь между организациями.
Пример. Организация сбыта минерального сырья; госдепартамент США (ведает посольствами и консульствами в разных странах); многие правительственные учреждения, налоговая служба, консультативные фирмы и т. д.
Недостатки и преимущества общие для дивизионной структуры. Эта структура позволяет легко справится с разработкой новых видов продукций и услуг, вхождению новых регионов.
Блок-схем региональной организационной структуры:
Мак-Доналдс |
Отдел в Китае |
Отдел в РФ |
Отдел в Калифорнии |
В 1970 году 80% крупных фирм перешли на дивизионную структуру.
Анализ более 100 крупных компаний показал, что 88% используют дивизиональные организационные структуры. По мере роста объема зарубежных продаж, расширения ассортимента продукции, продвижения фирм в новые экономические регионы дивизионная структура начинает стеснять фирмы. В этот момент стали формироваться глобальные структуры.
3. Глобальные решения – это решения о том, где располагать капитал, развивать производство, откуда брать ресурсы, какую вести политику в отношении форм.
3.1 Глобальная продуктовая структура подходит фирмам, у которых различия между видами выпускаемыми видами продукции имеют большее значение, чем различия между регионами, в которых их продают.
Блок-схема:
Штаб-квартира фирмы |
Продукт В |
Продукт С |
Продукт А |
Страна 1 |
Страна 2 |
Страна 1 |
Страна 1 |
Страна 2 |
Страна 1 |
3.2 Глобальная региональная структура
Штаб-квартира |
Регион 1 |
Регион N |
Регион 2 |
Страна А |
Страна Б |
Страна В |
Страна Г |
Страна Е |
Страна Д |
Про- дукт 1 |
Про- дукт 2 |
Про- дукт 1 |
Про- дукт 1 |
Про- дукт 2 |
Про- дукт 2 |
4. Адаптивная структура.
С 70х годов многие организации внедряют гибкие структуры, которые в отличие от бюрократической структуры лучше приспосабливаются к изменению внешней среды. Эти структуры называются адаптивные (органические). Английские ученые Бернс и Сталкер, изучающие поведенческие науки, назвали бюрократическую систему механистической (нормированной) и пришли к выводу, что органическая структура подходит к компаниям, занимающимся компьютерами, электротехникой и т. д., которые действуют в быстроменяющейся обстановке.
Механистические структуры – ковры, торговля автозапчастями, сети магазинов.
Тренд-анализ – тенденция развития.
|
|
Ряд данных, взятых в определенный промежуток времени и представленный в табличной форме, называется временным рядом.
Данные временного ряда часто изображают графически (см. выше).
Х – время (t).
У – уровни развития изучения явлений.
В любом «t» выступают моменты времени добычи, разработки, либо периоды (сутки, год).
У – уровень рядов, количественная оценка, мера развития во времени.
Основными компонентами временного ряда являются:
Тенденция развития во времени (Т), сезонная (S), циклическая (С), нерегулярная (I). Тенденция является долгосрочной составляющей и определяет изменение во времени ряда за несколько лет.
S – сезонная компонента, относится к типу изменений, постоянно повторяющихся во времени.
С – циклическая компонента, повторяющаяся волнообразно и длительно во времени. Она долгосрочная, но менее прогнозируемая.
Нерегулярная компонента (I) – представляет быстроту изменения малой длительности (ежедневно, ежекватрально, колебание продукций).
По классической модели «У» во времени представляет собой произведение
У= T×C×S×I, но иногда бывают допущения, тогда У= T+C+S+I – это происходит на каком-либо уровне (при замораживании компонент).
Существуют два вида органических структур:
4.1 Проектная;
4.2 Матричная,
4.1 – временная структура, созданная для решения конкретной задачи; ее смысл –образование квалификационных команд для разработки проектов в установленные сроки с заданным уровнем качества и не выходя за пределы установленной сметы.
Когда проект завершен, команда распускается.
4.2– блок-схема напоминает решетку.
В матричной организации члены проектной группы подчиняются как руководителю проекта, так и руководителям отделов, в которых они работают.
Руководитель контролирует ход выполнения работ.
Недостаток системы – сложность.
Эта система используется в больницах, химической отрасли, правительственных организациях и т. д., т. к. система обладает определенной гибкостью.
Помимо гибкости, матричная структура дает огромные возможности для координации работ; присущи функциональной системе проблемы:
|
|
1) Борьба за власть;
2) Неприспособленность к неблагоприятным экономическим условиям;
3) Конфронтация принятия групповых решений
4) Чрезмерный расход средств;
5) Тенденция к анархии.
Блок-схема матричной структуры (авиакосмический отдел):
Рис. 6 (I-IV). Виды структур организаций
Операционные системы
Функцию операции имеют все организации. Операционная функция включает те действия, в результате которых производятся товары, удовлетворительно услуги, ноу-хау, поставляемые организацией во внешнюю среду.
коммерческая организация производит продукт, представляющий ценность. термины «операции» и «производство» взаимозаменяемы:
производство – это выпуски товаров и переработка сырья;
операции – включают услуги и создание новых идей.
Организация – это открытая система, коротая преобразует входные и выходные величины. [Рис. 7]
операционная система состоит из 3-хорошо подсистем:
I. перерабатывающая,
II. обеспечения,
III. планирования и контроля.
Рис. 7. Схема операционной системы
I. Выполняет производительную работу непосредственно связанную с превращением входных величин в выходные результаты (Академия – разработка и распространение знаний).
II. Прямо не связанна с производством выходных единиц, но выполняет необходимые функции для обеспечение перерабатывающей подсистемы (библиотека, ВЦ и др.)
III. Получает от перерабатывающей подсистемы информацию отлично состоянии системы, о взаимоотношениях всей системы, образующих этот огромный поток информации и выдает решение для дальнейшей работы перерабатывающей подститемы.
из блок-схемы можно выйти на производственные отношения выходных единиц системы на количество потраченных единиц входа.
производительность – это отношение выходных единиц на количество потребленных на входе ресурсов.
Эффективность – это рыночная стоимость производственных единиц выходов на общую величину затрат организации израсходованных входов.
Прибыль
прибыль операционной системы – это доход, выступающий в виде прироста примененного капитала. Кругооборот капитала – цикл движения, который охватывает процесс производства и обращения создаваемых товаров и завершается возвращением капитала в его исходную денежную форму (Д-Т-Д-Д’):
СП
Д – Т – П’ – Т’ … – Д’ – это формула продвижения капитальной стоимости
РС через три стадии:
I. Сфера обращения, когда денежный капитал превращается в производственный капитал; на авансированные денежные средства приобретаются средства производства (СП) и рабочая сила (РС). Эти затраты необходимы для производства товаров.
II. Стадия: сфера производства.
П- производственный процесс.
В этом движении производительная форма капитала превращается в товарную форму: купленные на рынке факторы производства (СП и РС) соединяются в производственный процесс (П), в нем создается новый товар с нужной стоимостью и с возросшей стоимостью Т’.
III. Стадия: сфера обращения.
товарный капитал с возросшей стоимостью Т’ переходит в денежный капитал Д’, содержащий прибыль.
прибыль – это разница между оптовой ценой и себестоимостью продукции Пполная=Ц0-Сс (балансовая прибыль).
На прибыль действуют два фактора:
1) себестоимость;
2) уровень цен.
∑ПВ=∑Ц0 - ∑Сс
Стратегия организации производства
стратегическое решение – это долгосрочное решение;
Тактическое решение – это краткосрочные планы, которые служат для обеспечения стратегических решений.
пример: Г. Форд в 1900 г. принял стратегическое решение при разработке сборочного конвейера специализированного разделения труда для производства легковых автомашин черного цвета, что позволило ему занять ведущую роль в отрасли за счет сохранения издержек, но через 2 года возникла необходимость к адаптации, а именно потребители начали разочаровываться в том, что не было разнообразия в товаре. Перед ним встал вопрос о дальнейшем существовании конвейера. Через некоторое время он остановил конвейер, вследствие чего понес большие убытки.
Без тактических производственных решений, без диспетчеризации производства, без адаптации новейших технологий и т. д., невозможно решать стратегические задачи.