Вопросы и задания для самопроверки

Случай из практики

Восьмиклассница Света обратилась с жалобой к психологу школы, что мальчики из десятого класса на переменах оскорбительно пристают к ней: задирают подол платья, пытаются прижать к стенке, прикасаются и прижимаются к ее телу в очереди в столовой, делают ей словесные непристойные предложения, при этом оскорбляют и унижают ее. Со слов Светы они постоянно преследуют ее, «не дают проходу» в отличие от других девочек из ее класса. Света в качестве обидчиков назвала двух самых привлекательных, активных и популярных старшеклассников в школе. Внешне девочка была обычной, с лабильной психикой, с низким рейтингом в классе, училась слабо, воспитывалась в неблагополучной семье. В речи предполагаемой жертвы было много ярких деталей, подробностей, она охотно отвечала на вопросы психолога, красочно описывая каждый случай предполагаемого буллинга. Жертва характеризовала обидчиков с положительной стороны, описывала их, как «веселых, хорошо одетых, высоких». Она не могла назвать свидетелей травли, по словам девочки «они делают это так, что этого никто не видит».

Вопросы:

Какие действия необходимо предпринять психологу для проверки фактов буллинга?

О чем сигнализируют красочность и точность деталей при описании насильственных действий сексуального характера?

Какие маркеры ситуации могут подтвердить правдоподобность или неправдоподобность рассказа жертвы?

Технологии, методы по остановке и предупреждению буллинга в школьной среде

Методы остановки и предупреждения буллинга в школьной среде

Метод «Дневник буллинга»

Из опыта работы КДНиЗП г.Москвы

Эта методика помогает потенциальным жертвам школьной травли защитить себя, так как буллер боится гласности. Но «голосить» могут не все, жертв буллинга, как правило, характеризуют неуместные молчание и терпеливость. Но им может помочь  «Дневник буллинга». В дневнике жертва должна фиксировать каждый акт вербальных (оскорбления, насмешки, пренебрежительные и уничижительные высказывания, ярлыки) и невербальных (толчки, пинки, удары, срывание головного убора, жестокие игры) издевательств, не забывая точно указывать место, время, свидетелей. Этот «протокол» сам по себе кажется бесполезным, но, когда их десятки, то, как показывает практика, это производит впечатление и на директора, и на буллера, и на его родителей. В конце концов, это производит впечатление на руководителей департамента образования и инспектров ОДН регионального УМВД. Известно немало случаев, когда с помощью таких дневников в жертву превращался сам буллер. Полицейские советуют нив коем случае не показывать обидчику оригинал дневника.

Схема дневниковой записи.

Что произошло?
Когда это произошло?
О чем шла речь? Почему произошел конфликт? Кто и как себя вел? Кто и что сказал? Были ли какие-то особые обстоятельства? Как я себя при этом чувствовал? Как я себя вел? Мог бы я вести себя как-то иначе? Был ли кто-то, кто мне помог, меня поддержал? Есть ли свидетели или доказательства? Был ли кто-то, кто не помог?

 



Метод «Команда связей»

Джон Дьюи, США

Эта система существует в североамериканской педагогике (США и Канаде) и придумана Джоном Дьюи, выдающимся педагогом и философом.

Из самых позитивных, улыбчивых, активных с лидерскими чертами учеников школы создается «Команда связей». Ребят отбирают и специально готовят (для этого им приходится на неделю раньше вернуться с летних каникул, но никто не жалуется – это большая честь, попасть в команду, потому что это отражается в портфолио страшеклассника).

Для чего готовят членов команды? Они должны будут стать «шефами» ребят из классов помладше. Особое внимание уделяется при распределении детей тем, кто переходит на новую образовательную ступень (1 класс, 5 класс, 9) и всем новеньким. Например, одиннадцатиклассница может курировать пятерых девятиклассников, десятиклассник присматривать за тремя новенькими из восьмого класса, а семиклассники шефствовать над пятиклассниками. На каждого шефа – 3-5 человек подшефных.

Что нужно делать? Хотя бы раз в день на перемене подойти к каждому, поздороваться, улыбнуться, спросить: «Как дела?», «Все в порядке?», «Есть проблемы?» и дать понять, что готов помочь. Старшеклассники лучше адаптированы к школе и, конечно, смогут помочь почти во всех проблемах. И о возможной травле они узнают первыми. В школах, где есть шефство, затяжной травли практически не бывает. Курирует «Команду связей» школьный психолог. Или просто самый обаятельный педагог в школе, какой бы предмет он еще ни вел. Один час в неделю все члены команды проводят за занятиями, темы которых: «Как правильно слушать, когда мало времени? Как познакомить ребят? Как помочь разрешить конфликты? Что делать, если столкнулся с травлей?»

Метод очень напоминает пионерскую методику шефства. Не удивительно, ведь методы общественной детской организации в рамках системы образования нарком Луначарский получил от Джона Дьюи.

 

Метод «Совет отцов»

Департамент образования, Астана, Казахстан

Этот метод применяют в Казахстане. Случаи травли рассматривает Совет отцов – избираемый орган, в который входят уважаемые отцы учеников, но не более 4 человек. В каждой школе можно найти ответственного и ратующего за справедливость папу: сотрудника органов внутренних дел, прокуратуры, юриста, руководителя, или военного. Совет отцов рассматривает случаи буллинга по заявлению учителя или ученика-жертвы и обеспечивает доведение до стадии исполнения санкций в отношении буллера. Как правило, первый же прецедент останавливает травлю в школе. К таким вопросам привлекают и руководителей местного самоуправления, акимов (акынов).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: