Тема 1. Хозяйственный и общественный строй Древней Греции

По данным гомеровских поэм (4 часа)

                                                              

План

1 «Гомеровский вопрос» в античной историографии.

2 Экономический строй греческих племен:

а) сельское хозяйство;

б) ремесло;

в) торговля.

3 Общественный строй:

а) черты родового стоя по данным «Илиады» и «Одиссеи»;

б) имущественное и социальное расслоение;

в) рабство;

г) органы управления;

4 Военная жизнь греческих племен.

 

Сообщения

 

1 Шлиман и Троя.

2 Гомер и мировая художественная литература.

 

Дайте толкование следующих терминов и понятий:

 

Аэд, басилей, геронт, демиург, клер, промаха, метанист, ойкос, темен, фила, фратрия.

 

Вопросы и задания

 

1 Почему все боги Эллады похожи на людей, а большинство богов Египта похожи на животных?

2 Почему поэмы Гомера были сложены гораздо позже Троянской войны?

3 Приведите примеры того, что в поэмах Гомера присутствуют различные временные эпохи.

4 В чем заключается разница между агорой и экклесией?

 

Методические рекомендации

 

 Основными источниками при подготовке к занятию по данной теме, являются эпические древнегреческие произведения «Илиада» и «Одиссея». Рекомендуется полностью изучить одну из поэм и подобрать из нее несколько отрывков, иллюстрирующих пункты плана занятий.

 В антиковедении существует так называемый «гомеровский вопрос». Студенту необходимо выяснить суть данной проблемы и современное состояние вопроса в антиковедении.

«Илиада» и «Одиссея» являются особым видом исторического источника, поэтому при их изучении необходимо иметь в виду, что в поэмах Гомера смешаны разные исторические эпохи. Исторические события, отраженные в поэмах относятся как к Микенской эпохе, так ко времени формирования раннегреческого полиса.

При изучении экономического строя греческих племен необходимо обратить внимание на развитие основных отраслей сельского хозяйства, аграрные отношения в обществе. Развитие сельского хозяйства, ремесла, торговли привело к имущественной и социальной дифференциации древнегреческого общества. Следует установить, на какой экономической основе формировалась знать, определить, какие черты родового строя сохранились или деформировались во время указанного процесса.

При ответе на вопрос о рабстве студент должен определить источники рабства, характер эксплуатации рабов, их социальное положение и общий уровень развития рабства, учитывая разновременные элементы, представленные в поэмах.

Желательно сравнить рабство гомеровского времени с рабством древневосточным.

В вопросе об органах управления необходимо определить органы «военной демократии», функции басилея, геронтов и совета, выявить отличия агоры гомеровского времени от экклесии Греции классического периода.

Практические занятия завершаются исследованием военной жизни греческих племен. Студент должен определить принципы формирования воинских соединений древних греков, роль знати и рядового общинника в военной жизни, основные принципы ведения боевых действий в гомеровское время, опять же учитывая смешение разновременных элементов в «Илиаде» и «Одиссее».

 

Источники

 

1 Гомер. Илиада. Одиссея.   М., 1967. Или любое издание.

2 Практикум по истории Древнего мира. Вып.2. Древняя Греция и Рим / Под ред. И.С. Свенцицкой.  М., 1981.

 

 

Список литературы

 

1 Андреев Ю. В. Мужские союзы в поэмах Гомера // Вестник Древней истории (далее ВДИ). 1964. № 4.

2 Андреев Ю. В. Поэзия мифа и проза истории. Л., 1990.

3 Андреев Ю. В. Об историзме гомеровского эпоса // ВДИ. 1984. № 4.

4 Андреев Ю. В. Раннегреческий полис. Л., 1976.

5 Боннар А. Греческая цивилизация. Любое издание.  Кн. 1. Гл. 2, 3.

6 Всемирная история. М., 1955. Т. 1.

7 Дюрант В. Жизнь Греции. М., 1997.

8 Захаров А. А. Гомер. М., 1960.

9 История греческой литературы / под ред. С. И. Соболевского, Б. В. Горнунга, З. Г. Гринберга, Ф. А. Петровского, С. И. Радцига. М.-Л., 1946. Т. 1.  

10 Квеннелл М., Квеннелл Ч. Гомеровская Греция. Быт, религия, культура. М., 2005.

11 Кравчук А. Троянская война: миф и история. М., 1991.

12 Линкольн Б. Эпизод с Терситом в «Илиаде» (неавторитетное выступление) // ВДИ. 1994. № 2.

13 Лосев А. Ф. Гомер. М., 2006.

14 Маркиш С. Гомер и его поэмы.  М., 1962.

15 Флоренсов Н. А. Троянская война и поэмы Гомера. М., 1991.

16 Фор П. Повседневная жизнь Греции во времена Троянской войны. М., 2004.

17 Шталь И. В. Художественный мир гомеровского эпоса. М., 1983.

18 Штоль Г. Шлиман. Мечта о Трое. М.,  1965.

19 Ярхо В. Н. Проблемы ответственности и внутренний мир гомеровского человека // ВДИ. 1963. № 2.

 

Тема 2. Общественный и государственный строй Древней Спарты (2часа)

 

План

 

1 Взаимоотношения спартиатов и автохтонного населения Пелопоннеса.

2 Организация «общины равных» у спартиатов.

3 Государственный строй древней Спарты.

4 Воспитание у спартанцев.

5 Разложение «общины равных» в древней Спарте.

 

Сообщение

Мессенские войны.

 

 

Дайте толкование следующих терминов и понятий:

 

Апелла, архагеты, гармосты, гиллеи, герусия, диманы, илоты, криптии, наварх, обы, олигархия, памфилы, педоном, периэки, фидитии, эфоры.

Вопросы и задания

 

1 Спарта была основана гораздо позже, чем Афины, но государственное устройство выглядело более примитивным, чем афинское. Почему?

2 В Афинах было больше рабов, чем в Спарте. Но афиняне считали спартанцев самыми жестокими рабовладельцами Эллады. Почему?

3 Почему Спарта - единственный город Эллада – не была окружена крепостной стеной?

4 Древние свидетельства отмечают, что в Спарте не было ни одного поэта, скульптора или ученого. Почему?

5 Почему Спарта не стремилась стать морской державой?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: