МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Курганский государственный университет»
Кафедра всемирной истории и историографии
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
(часть II)
Методические рекомендации
к практическим занятиям и выполнению контрольных работ
для студентов очной и заочной форм обучения
(специальность 030600.65)
Курган 2015
Кафедра: Всемирная история и историография
Дисциплина: «История Древнего мира» (специальность 030600.65).
Составитель: канд. ист. наук, доцент С.Г. Федоров
Утверждены на заседании кафедры «25» февраля 20142 г.
Рекомендованы методическим советом «20» декабря 2013 г.
Содержание
Стр.
|
|
5
Введение
Темы практических занятий по Истории античных обществ 10
Тема 1. Хозяйственный и общественный строй Древней Греции по данным гомеровских поэм 10
Тема 2. Общественный и государственный строй Древней Спарты 12
Тема 3. Возникновение афинской рабовладельческой демократии 14
Тема 4. Афинское государство периода расцвета 17
Тема 5. Экономическое и политическое положение Греции в IV в. до н.э. 19
Тема 6. Политическое и экономическое развитие эллинистических гос-в 21
Тема 7. Культура Греции классического периода 23
|
|
Тема 8. Законы XII таблиц как исторический и юридический памятник ранней Римской республики 26
Тема 9. Аграрное движение в Риме во II в. до н.э. и реформы Гракхов 28
Тема 10. Кризис Римской республики и диктатура Цезаря 30
Тема 11. Социально-политическая сущность принципата Августа 32
Тема 12. «Императорский Рим в лицах» 35
Темы контрольных работ по Истории античных обществ 38
Тема 1. «Илиада» и «Одиссея» Гомера как исторический источник 38
Тема 2. Г. Шлиман и Троя 38
Тема 3. Гомер и мировая художественная литература 38
Тема 4. Мессенские войны 39
Тема 5. Солон: политический портрет 39
Тема 6. Спартанская олигархия и афинская демократия: сравнит. анализ 40
Тема 7. Роль тирании в развитии афинской демократии 40
Тема 8. Перикл и Аспазия 41
Тема 9. Пелопоннесская война: причины, ход, результаты 41
Тема 10. Филипп II и Демосфен 41
Тема 11. Александр Македонский и Восток 42
Тема 12. Диадохи Александра Македонского 42
Тема 13. Эллинизм: сущность и оценка в отечественной и зарубежной историографии 43
Тема 14. Философия Греции классического периода 43
Тема 15. Архитектура и искусство классической Греции 44
Тема 16. Литература Греции классического периода 44
Тема 17. Быт и нравы жителей Древней Греции 44
Тема 18. Законы XII таблиц как исторический и юридический источник 45
Тема 19. Братья Гракхи и аграрное движение в Риме 45
Тема 20. Пунические войны 46
Тема 21. Записки Юлия Цезаря о Галльской и гражданской войнах, как исторический источник 46
Тема 22. Ход и события второй гражданской войны 46
Тема 23. Диктатура Цезаря 47
Тема 24. Марк Тулий Цицерон: политич. портрет 47
Тема 25. Антоний и Клеопатра 48
Тема 26. Принципат Августа 48
Тема 27. «Жизнь двенадцати цезарей» как исторический источник 49
Тема 28. Марк Аврелий: философ и император 49
Тема 29. Диоклетиан и Юлиан: политические портреты 49
|
|
Тема 30. Падение Западной Римской империи 50
Тема 31. Римская культура эпохи Принципата 50
Вопросы к экзамену по истории античных обществ (для очной и заочной форм обучения) 51
ВВЕДЕНИЕ
История античных обществ изучается после истории Древнего Востока в курсе «История Древнего мира», поэтому важно с самого начала усвоить общее и различное в развитии обществ античности и Востока. Современный уровень развития исторической науки не позволяет их рассматривать как две стадии или два этапа развития древней цивилизации. Изучение огромного конкретного материала как отечественными, так и зарубежными исследователями показывает, что Древний Восток и античная цивилизация – это два различных пути формирования и развития классовых обществ и государств.
В античном мире существовали отличные от обществ Древнего Востока формы организации производства, социальной структуры и политического устройства.
Практические занятия по истории античных обществ предусмотрены учебным планом очно-заочной формы обучения студентов-историков. Целью практических занятий является углубленное изучение определенной темы курса, формирование и развитие навыков самостоятельного изучения источников, монографической литературы, научных статей и учебных пособий. В процессе подготовки работы вырабатываются умения по отбору и систематизации фактов и их обобщению.
Темы семинарских занятий и контрольных работ составлены в соответствии с учебным планом и рабочей программой курса «История Древнего мира». Включенные в данное пособие темы занятий охватывают наиболее важные проблемы курса по экономическому, политическому и культурному развитию античных обществ, роли и значения личности политических деятелей и массовых движений в историческом процессе.
|
|
Каждая тема практического занятия сопровождается методическими рекомендациями, списком источников и литературы, терминами и понятиями, заданиями, обязательными для выполнения. Данные списки литературы не являются исчерпывающими. Студент может приложить усилия для самостоятельного поиска литературы по конкретной теме.
Методические рекомендации к семинарским занятиям позволяют выделить основные аспекты изучаемых вопросов. При подготовке к занятиям необходимо использовать сведения, содержащиеся в источниках. Они могут служить основанием для каких-либо положений и содержать самостоятельную важную информацию. К каждому практическому занятию дано довольно большое количество разнородных источников, что предполагает работу студента по сопоставлению документов, выяснению классовых и политических позиций античных авторов.
Материалы статей и монографий, используемых при подготовке к ответам, должны быть органично соединены с изучаемыми источниками, то есть данные материалы необходимо предварительно осмыслить и лишь затем использоватьпри освещении того или иного вопроса.
Контрольная работа по истории античных обществ предусмотрена учебным планом заочной формы обучения студентов-историков (специальность 030600.65 «История»). Ее целью является выработка самостоятельного изучения монографий, научных статей и учебных пособий и свободного владения ими. Подготовка контрольной работы подразумевает глубокое изучение конкретной, как правило, имеющей важное значение для понимания исторического процесса темы курса.
В данные методические рекомендации включены несколько типов тем, предусматривающих анализ каких-либо важных процессов или событий в истории античных обществ, изучение историографических проблем, рассмотрение культурологических, социологических, этнологических вопросов и концепций.
Тематика контрольных работ составлена в полном соответствии с программой курса «История Древнего мира. Списки литературы ориентированы на наличие их в библиотеках г. Кургана или в интернете.
Студенту целесообразно приложить усилия по самостоятельному поиску литературы по избранной теме. Кроме того, после издания данной брошюры неизбежен выход в свет новых статей и монографий по данной проблематике. Преподаватель будет обращать особое внимание на их использование студентами.
Изложение должно строго соответствовать собственному плану. Он не должен быть громоздким. Обязательно наличие введения, основной части и заключения. Основная часть может включать в себя 3-4 пункта плана. Заключение должно содержать выводы по теме, вытекающие из содержания данной контрольной работы, а не какой-то монографии или статьи.
В случае цитирования необходима ссылка на использованную литературу. Сноски следует оформлять в соответствии с существующими стандартами. Контрольная работа должна быть правильно оформлена. В нее входит титульный лист, план работы на отдельной странице, списки литературы в алфавитном порядке, содержание работы.
Работа должна быть набрана на компьютере. Объем работы – 20-25 страниц развернутого текста. Текст работы печатается с одной стороны листа стандартного формата А4, поля делаются с левой стороны. Интервал при машинописном варианте - 1,5. Как правило, студент выполняет работу, номер которой совпадает с последней цифрой в номере зачетной книжки. В случае, если студент заинтересован в какой-либо другой теме работы, ему следует согласовать ее с преподавателем.
Контрольная работа должна быть выполнена за месяц до начала сессии.
Таблица 1 ВЫПИСКА ИЗ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА»
№ | Наименование | Содержание | ||||||||
1 | Распределение баллов за семестр по видам учебной работы, сроки сдачи учебной работы (при необходимости) | Распределение баллов за 2-й семестр | ||||||||
Вид УР | Ответы на семинарских занятиях | Собеседование по изученным монографи ям Боннар А. Греческая цивилизация; Утченко С.Л. Юлий Цезарь | Рубежный контроль по блокам тем Р8-Р11; Р15 – Р19. | Посещение занятий | Экзамен | |||||
Балльная оценка |
1...2 (в зависимости от активности)
| 9 |
14 (по 7) |
17 | 30 | |||||
Примечания | 15 занятий по 2 часа. Максимум 30 | в зависимости от степени изученности монографии – максимальная оценка 7 баллов | На 6-м, 17-м практических занятиях | За 34 посещенных аудиоторных занятия (по 0,5 балла за занятие) | ||||||
2 | Критерий пересчета баллов в традиционную оценку по итогам работы в семестре и экзамена | В соответствии с Положением о балльно-рейтинговой системе контроля и оценки академической активности студентов в ФГБОУ ВПО «Курганский государственный университет» | ||||||||
Набранная студентами сумма балов R Дис | Вид оценки | |||||||||
Традиционная оценка | Оценка ECTS | |||||||||
91-100 | 5 | отлично | A | |||||||
84-90 | 4 | очень хорошо | B | |||||||
74-83 | 4 | хорошо | C | |||||||
68-73 | 3 | удовлетворительно | D | |||||||
31-60 | 2 | неудовлетворительно | Fx | |||||||
0-30 | 2 | неудовлетворительно | F | |||||||
3 | Критерий допуска к итоговому контролю, возможности получения автоматического зачета (экзаменационной оценки) по дисциплине | Для допуска к промежуточной аттестации (экзамену) студент должен набрать по итогам текущего и рубежного контроля не менее 50 баллов и должен выполнить все практические работы. Для получения экзаменационной оценки «автоматически» студенту необходимо набрать за семестр следующее минимальное количество баллов: - 68 для получения «автоматически» оценки «удовлетворительно» во 2-м семестре. По согласованию с преподавателем студенту, набравшему минимум 68 баллов, могут быть добавлены дополнительные (бонусные) баллы за активное участие в научной и методической работе, оригинальность принятых решений в ходе выполнения практических работ, за участие в значимых учебных и внеучебных мероприятиях кафедры и выставлена за экзамен «автоматически» оценка «хорошо» или «отлично». Максимальное количество бонусных баллов – 10 | ||||||||
4 | Формы и виды учебной работы для неуспевающих (восстановившихся на курсе обучения) студентов для получения недостающих баллов в конце семестра | В случае, если к промежуточной аттестации набрана сумма менее 50 баллов, студенту необходимо набрать недостающее количество баллов за счет выполнения дополнительных заданий, до конца последней (зачетной) недели семестра. При этом необходимо проработать материал всех пропущенных практических работ. Формы дополнительных заданий (назначаются преподавателем): - выполнение и защита отчетов по пропущенным практическим занятиям (1…2 балла); - прохождение рубежного контроля (баллы в зависимости от рубежа). Ликвидация академических задолженностей, возникших из-за разности в учебных планах при переводе или восстановлении, проводится путем выполнения дополнительных заданий, форма и объем которых определяется преподавателем. | ||||||||
ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО ИСТОРИИ АНТИЧНЫХ ОБЩЕСТВ [1]