Темы практических занятий

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Курганский государственный университет»

                     Кафедра всемирной истории и историографии    

           

       

 

 

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

 (часть II)

 

 

Методические рекомендации

к практическим занятиям и выполнению контрольных работ

для студентов очной и заочной форм обучения

(специальность 030600.65)

 

Курган 2015

                              

Кафедра: Всемирная история и историография

 

Дисциплина: «История Древнего мира» (специальность 030600.65).

 

Составитель: канд. ист. наук, доцент С.Г. Федоров

 

Утверждены на заседании кафедры «25» февраля 20142 г.

 

Рекомендованы методическим советом «20» декабря 2013 г.

 

                                   

 

 

                                                          Содержание

                                                                                                                         Стр.

                                                                                                                                                  

                                                                                                                            5   

Введение                                                                                                                   

Темы практических занятий по Истории античных обществ                     10                                                                               

Тема 1. Хозяйственный и общественный строй Древней Греции по данным гомеровских поэм                                                                                                10

Тема 2. Общественный и государственный строй Древней Спарты           12

Тема 3. Возникновение афинской рабовладельческой демократии            14

Тема 4. Афинское государство периода расцвета                                              17

Тема 5. Экономическое и политическое положение Греции в IV в. до н.э.    19

Тема 6. Политическое и экономическое развитие эллинистических гос-в 21                                                                                                                                                                 

Тема 7. Культура Греции классического периода                                        23

Тема 8. Законы XII таблиц как исторический и юридический памятник ранней Римской республики                                                                                        26

Тема 9. Аграрное движение в Риме во II в. до н.э. и реформы Гракхов     28                                                                                                   

Тема 10. Кризис Римской республики и диктатура Цезаря                         30

Тема 11. Социально-политическая сущность принципата Августа            32

Тема 12. «Императорский Рим в лицах»                                                        35

Темы контрольных работ по Истории античных обществ                           38

Тема 1. «Илиада» и «Одиссея» Гомера как исторический источник          38

Тема 2. Г. Шлиман и Троя                                                                               38

Тема 3. Гомер и мировая художественная литература                                 38

Тема 4. Мессенские войны                                                                              39

Тема 5. Солон: политический портрет                                                           39

Тема 6. Спартанская олигархия и афинская демократия: сравнит. анализ 40                                                                                                            

Тема 7. Роль тирании в развитии афинской демократии                               40

Тема 8. Перикл и Аспазия                                                                               41

Тема 9. Пелопоннесская война: причины, ход, результаты                        41

Тема 10. Филипп II и Демосфен                                                                     41

Тема 11. Александр Македонский и Восток                                                 42

Тема 12. Диадохи Александра Македонского                                              42

Тема 13. Эллинизм: сущность и оценка в отечественной и зарубежной историографии                                                                                                               43

Тема 14. Философия Греции классического периода                                  43

Тема 15. Архитектура и искусство классической Греции                           44

Тема 16. Литература Греции классического периода                                  44

Тема 17. Быт и нравы жителей Древней Греции                                         44

Тема 18. Законы XII таблиц как исторический и юридический источник  45

Тема 19. Братья Гракхи и аграрное движение в Риме                                  45

Тема 20. Пунические войны                                                                           46

Тема 21. Записки Юлия Цезаря о Галльской и гражданской войнах, как исторический источник                                                                                               46

Тема 22. Ход и события второй гражданской войны                                   46

Тема 23. Диктатура Цезаря                                                                             47

Тема 24. Марк Тулий Цицерон: политич. портрет                                       47

Тема 25. Антоний и Клеопатра                                                                       48

Тема 26. Принципат Августа                                                                          48

Тема 27. «Жизнь двенадцати цезарей» как исторический источник          49

Тема 28. Марк Аврелий: философ и император                                            49

Тема 29. Диоклетиан и Юлиан: политические портреты                             49

Тема 30. Падение Западной Римской империи                                             50

Тема 31. Римская культура эпохи Принципата                                             50

Вопросы к экзамену по истории античных обществ (для очной и заочной форм обучения)                                                                                                           51

 

                                                      

 

 

ВВЕДЕНИЕ

История античных обществ изучается после истории Древнего Востока в курсе «История Древнего мира», поэтому важно с самого начала усвоить общее и различное в развитии обществ античности и Востока. Современный уровень развития исторической науки не позволяет их рассматривать как две стадии или два этапа развития древней цивилизации. Изучение огромного конкретного материала как отечественными, так и зарубежными исследователями показывает, что Древний Восток и античная цивилизация – это два различных пути формирования и развития классовых обществ и государств.

В античном мире существовали отличные от обществ Древнего Востока формы организации производства, социальной структуры и политического устройства.

Практические занятия по истории античных обществ предусмотрены учебным планом очно-заочной формы обучения студентов-историков. Целью практических занятий является углубленное изучение определенной темы курса, формирование и развитие навыков самостоятельного изучения источников, монографической литературы, научных статей и учебных пособий. В процессе подготовки работы вырабатываются умения по отбору и систематизации фактов и их обобщению.

Темы семинарских занятий и контрольных работ составлены в соответствии с учебным планом и рабочей программой курса «История Древнего мира». Включенные в данное пособие темы занятий охватывают наиболее важные проблемы курса по экономическому, политическому и культурному развитию античных обществ, роли и значения личности политических деятелей и массовых движений в историческом процессе.

Каждая тема практического занятия сопровождается методическими рекомендациями, списком источников и литературы, терминами и понятиями, заданиями, обязательными для выполнения. Данные списки литературы не являются исчерпывающими. Студент может приложить усилия для самостоятельного поиска литературы по конкретной теме.

Методические рекомендации к семинарским занятиям позволяют выделить основные аспекты изучаемых вопросов. При подготовке к занятиям необходимо использовать сведения, содержащиеся в источниках. Они могут служить основанием для каких-либо положений и содержать самостоятельную важную информацию. К каждому практическому занятию дано довольно большое количество разнородных источников, что предполагает работу студента по сопоставлению документов, выяснению классовых и политических позиций античных авторов.

Материалы статей и монографий, используемых при подготовке к ответам, должны быть органично соединены с изучаемыми источниками, то есть данные материалы необходимо предварительно осмыслить и лишь затем использоватьпри освещении того или иного вопроса.

Контрольная работа по истории античных обществ предусмотрена учебным планом заочной формы обучения студентов-историков (специ­альность 030600.65 «История»). Ее целью является выработка самостоятельно­го изучения монографий, научных статей и учебных пособий и свободного владения ими. Подготовка контрольной работы подразумевает глубокое изу­чение конкретной, как правило, имеющей важное значение для понимания исторического процесса темы курса.

В данные методические рекомендации включены несколько типов тем, предусматривающих анализ каких-либо важных процессов или событий в истории античных обществ, изучение историографических проблем, рассмотрение культуроло­гических, социологических, этнологических вопросов и концепций.

Тематика контрольных работ составлена в полном соответствии с программой курса «История Древнего мира. Спи­ски литературы ориентированы на наличие их в библиотеках г. Кургана или в интернете.

Студенту целесообразно приложить усилия по самостоятельному поиску литературы по избранной теме. Кроме того, после издания данной брошюры неизбежен выход в свет новых статей и мо­нографий по данной проблематике. Преподаватель будет обращать особое вни­мание на их использование студентами.

Изложение должно строго соответствовать собственному плану. Он не должен быть громоздким. Обязательно наличие введения, основной части и заключения. Основная часть может включать в себя 3-4 пункта плана. За­ключение должно содержать выводы по теме, вытекающие из содержания данной контрольной работы, а не какой-то монографии или статьи.

В случае цитирования необходима ссылка на использованную литературу. Сноски следует оформлять в соответствии с существующими стандар­тами. Контрольная работа должна быть правильно оформлена. В нее входит титульный лист, план работы на отдельной странице, списки литературы в алфавитном порядке, содержание работы.

Работа должна быть набрана на компьютере. Объем работы – 20-25 страниц развернутого текста. Текст работы печатается с одной стороны листа стандартного формата А4, поля делаются с левой стороны. Интервал при машинописном варианте - 1,5. Как правило, студент выполняет работу, номер которой совпадает с последней цифрой в номере зачетной книжки. В случае, если студент заинтересован в какой-либо другой теме работы, ему следует согласовать ее с преподавателем.

   Контрольная работа должна быть выполнена за месяц до начала сессии.

 

 

Таблица 1 ВЫПИСКА ИЗ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА»

 

Наименова­ние

Содержание

1

Распределе­ние баллов за семестр по видам учеб­ной работы, сроки сдачи учебной ра­боты (при необходимо­сти)

Распределение баллов за 2-й семестр

Вид УР

Ответы на се­минар­ских заня­тиях

Собесе­дование по изу­ченным моно­графи ям Боннар А. Гре­ческая цивили­зация; Утченко С.Л. Юлий Цезарь

Рубежный контроль по блокам тем

Р8-Р11; Р15 – Р19.

Посеще­ние заня­тий

Экза­мен
           Балль­ная оценка          

 

1...2

(в зави­симо­сти от актив­ности)

 

      9       

 

   14 (по 7)

 

17

  30
При­меча­ния

15 за­нятий по 2 часа.

Макси­мум 30

в зави­симости от сте­пени изучен­ности моно­графии – макси­мальная оценка 7 баллов

На 6-м, 17-м практи­ческих за­нятиях

За 34 посещен­ных ау­диотор­ных заня­тия (по 0,5 балла за заня­тие)

 

2

Критерий пересчета баллов в традицион­ную оценку по итогам работы в се­местре и эк­замена

В соответствии с Положением о балльно-рейтинговой системе контроля и оценки академической активности студентов в ФГБОУ ВПО «Курганский государственный университет»

Набранная студентами сумма балов R Дис

                            Вид оценки

    Традиционная оценка

  Оценка

   ECTS

91-100

       5

отлично

       A

84-90

       4

очень хо­рошо

       B

74-83

      4

хорошо

       C

68-73

     3

удовлетво­рительно

      D

31-60

     2

неудовле­твори­тельно

     Fx

0-30

     2

неудовле­твори­тельно

     F

3 Критерий допуска к итоговому контролю, возможности получения автоматиче­ского зачета (экзаменаци­онной оценки) по дисциплине

Для допуска к промежуточной аттестации (экзамену) студент должен набрать по итогам текущего и рубежного контроля не менее 50 баллов и должен выполнить все прак­тические работы.

Для получения экзаменационной оценки «автоматиче­ски» студенту необходимо набрать за семестр следующее минимальное количество баллов:

- 68 для получения «автоматически» оценки «удовлетво­рительно» во 2-м семестре.

По согласованию с преподавателем студенту, набравшему минимум 68 баллов, могут быть добавлены дополнительные (бонусные) баллы за активное участие в научной и методи­ческой работе, оригинальность принятых решений в ходе выполнения практических работ, за участие в значимых учебных и внеучебных мероприятиях кафедры и выставлена за экзамен «автоматически» оценка «хорошо» или «от­лично». Максимальное количество бонусных баллов – 10

4 Формы и виды учеб­ной работы для неуспе­вающих (восстано­вившихся на курсе обуче­ния) студен­тов для по­лучения не­достающих баллов в конце семе­стра

В случае, если к промежуточной аттестации набрана сумма менее 50 баллов, студенту необходимо набрать не­достающее количество баллов за счет выполнения дополни­тельных заданий, до конца последней (зачетной) недели се­местра. При этом необходимо проработать материал всех пропущенных практических работ.

Формы дополнительных заданий (назначаются препода­вателем):

- выполнение и защита отчетов по пропущенным прак­тическим занятиям (1…2 балла);

- прохождение рубежного контроля (баллы в зависимо­сти от рубежа).

Ликвидация академических задолженностей, возникших из-за разности в учебных планах при переводе или восста­новлении, проводится путем выполнения дополнительных заданий, форма и объем которых определяется преподавате­лем.

                     

 

 

ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО ИСТОРИИ АНТИЧНЫХ ОБЩЕСТВ [1]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: