Методические рекомендации

 

Специфика спартанской истории обусловила отсутствие исторических произведений, написанных самими спартанцами, поэтому изучать историю Спарты приходится по источникам, созданным жителями других греческих государств. Позиция этих авторов определялась их симпатиями или антипатиями к политическому и государственному устройству спартанцев.

Основными источниками при изучении данной темы являются работы Плутарха, Ксенофонта, Павсания, Диодора, Аристотеля.

Спартиаты были объединены в «общину равных», противостоящую массе местного коренного населения. Поэтому в первом вопросе семинарского занятия необходимо рассмотреть ход покорения спартанцами Южной Греции, их взаимоотношения с автохтонным населением, категории и их различия зависимого населения от спартанцев.

        Во втором вопросе исследуются экономическая и политическая основы «общины равных», причины ее длительного существования, противостояние данной организации массе автохтонного населения, методы, при помощи которых спартанцы добивались господства над численно превосходящими илотами и периэками.

       При изучении источников, характеризующих государственное устройство Древней Спарты, рекомендуется обратить внимание на сохранение пережитков военной демократии в спартанских государственных органах. Также рекомендуется изучить структуру государственного устройства Спарты, сравнить формы правления Спарты и Афин.

       Рассматривая воспитание спартанцев, необходимо обратить внимание на его особенности, выявить причины этих особенностей, желательно определить специфику культурного развития спартанского общества в сравнении с другими греческими полисами.

         Экономическое и политическое развитие спартанского государства привело к разложению «общины равных». Необходимо определить причины данного процесса, привести примеры из источников разложения «общины равных», исследовать столкновение личности и государства в Спарте, последствия и результаты разложения «общины равных».

Источники

 

1 Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Любое издание. (Ликург).

2 Практикум по истории Древнего мира. Вып.2. Древняя Греция и Рим / под ред. И. С. Свенцицкой. М., 1981.

3 Хрестоматия по истории Древней Греции / под ред. Д. П. Каллистова.

М., 1964.

Список литературы

 

1 Андреев Ю. В. Архаическая Спарта: Культура и политика // ВДИ. 1987. № 4.

2 Андреев Ю. В. Гражданская община и государство в античности // ВДИ. 1989. №4.

3 Андреев Ю. В. Спарта как тип полиса // Античная Греция. Проблемы развития полиса. Т. 1. Становление и развитие полиса / отв. ред. Е. С. Голубцова.

М., 1983.

4 Винничук Л.  Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.

5 Всемирная история. Т. 1. Гл. 29. М., 1955.

6 Гаспаров М. Л. Занимательная Греция. М., 1998.

7 Дьяконов И. М. Рабы, илоты и крепостные в ранней древности // ВДИ. 1973. № 4.

8 Дюрант В. Жизнь Греции. М., 1997.

9 Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1940.

10 Зелинский Ф. Ф. История античной культуры. СПб., 1995.

11 Колобова К.М. Древняя Спарта V-VI вв. до н.э. Л., 1957.  

12 Колобова К. М., Глускина Л.М. Очерки истории Древней Греции. Л.,  1958.

13 Миронов В. Б. Древняя Греция. М., 2006.

14 Печатнова Л. Г. История Спарты (период архаики и классики). СПб., 2001.

15 Сергеев B. C. История Древней Греции. СПб. 2002.  

16 Строгецкий В.М. Афины и Спарта. Борьба за гегемонию в Греции в V в. до н.э. (478-431 гг.). СПб., 2008.

17 Фролов Э. Д. Из предыстории младшей тирании. (Столкновение личности и государства в Спарте на рубеже V-VI вв.) // ВДИ. 1972. № 2.

 

Тема 3. Возникновение афинской рабовладельческой демократии

(4 часа)

 

План

 

1 Экономическое и политическое положение в Аттике в конце VII- начале VI вв. до н.э.

2 Реформы Солона, их значение для развития государства.

3 Тирания Писистрата.

4 Реформы Клисфена, их роль в образовании демократического государства.

5 Характеристика Афинского государства и общества конца VI в. до н.э.

 

Сообщение

 

Политический портрет Солона.

 

Дайте толкование следующих терминов и понятий:

 

Аподект, ареопаг, архонт, гимнасиархия, дем, диакрин, зевгит, колакрет, литургия, панафинеи, паралии, педии, пентакосиомедимны, полемарх, синойкизм, сисасхфия, стратег, триерархия, тритий, фет, хорегия, эвпатрид, эфеб.

 

Вопросы и адания

 

1. В чем заключается основные отличия законодательства Дракона от законодательства Солона?

2. Почему реформы по демократизации государства в Афинах проводились преимущественно в период правления тиранов?

3. Почему законодательство Ликурга было направлено на закрепление основ олигархической формы правления, а законодательство Солона - на развитие демократических порядков?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: