Учение И.П.Павлова о типах высшей нервной деятельности

Павлов выделил три параметра для характеристики типов животных:
  1. Сила процессов возбуждения и торможения.
  2. Уравновешенность этих процессов.
  3. Подвижность этих процессов.
Условиями тестирующего эксперимента были: Сила процессов возбуждения определялась по скорости выработки условного рефлекса. Чем быстрее шел процесс, тем процесс возбуждения сильнее. Также применялась методика сверхсильного раздражителя. Сверхсильным раздражителем в эксперименте была трещотка. Если рефлекс не вырабатывался, это означало, что развивалось запредельное торможение из-за слабого возбуждающего процесса. Определялась сила условного сигнала, при котором развивалось запредельное торможение. Кофеиновая проба. Животным в молоко добавляли кофеин. Он усиливал действие условных раздражителей. Определяли дозу кофеина, после которой начинался процесс ослабления возбуждения. О силе тормозного процесса судили по скорости угасания условного рефлекса после отмены подкрепления. Чем сильнее процесс торможения, тем быстрее идет угасание. В молоко подливали бром. Принцип тот же, что и в кофеиновой пробе. Подвижность нервных процессов определялась по скорости переделки сигнального раздражителя. Силу нервной системы часто оценивают по: Пределу работоспособности коры путем измерения порога запредельного торможения. После некоторого числа повторений происходит уменьшение условного ответа, что свидетельствует о развитии запредельного торможения. По сопротивлению нервной системы к тормозящему действию побочных раздражителей. По зрительным и слуховым абсолютным порогам, которые тем ниже, чем слабее нервная система.  
Сангвиник – быстро вырабатываются условные рефлексы, быстро угасают при не подкреплении, легко переделываются. Продуктивный деятель, ему нужны интересные дела. Иначе становится скучным, вялым. В стрессовых ситуациях проявляет реакцию «льва» - активная обдуманная защита. Холерик – процесс возбуждения преобладает над торможением. Реагируют быстро, необдуманно. Имеют цикличность настроения. Дорабатываются до полного истощения. Возбуждение часто застойное, способность к переделке стереотипов не стабильна. Флегматик – условные рефлексы вырабатываются медленно, хорошо закрепляются. Переделка стереотипов производится с трудом, подвижность очень низкая. Стабильное настроение. Меланхолик – слабые процессы возбуждения и торможения. Условные рефлексы вырабатываются с трудом. Быстрая утомляемость и истощение. Повышенная чувствительность к слабым раздражителям. Учение И.П.Павлова о сигнальных системах. Под 1 сигнальной системой понимают работу мозга к которой относятся все временные связи, образующиеся в результате совпадений реальных внешних раздражителей с какой – либо деятельностью организма. Под 2 сигнальной системой обозначают функцию мозга человека, которая имеет дело со словесными символами. Слово служит для человека таким же физиологическим раздражителем, как предметы и явления окружающего мира. Всю совокупность физиологических механизмов, участвующих в формировании речи можно разделить на 2 группы: механизмы восприятия и механизмы воспроизведения. Механизм восприятия речи включает в себя рецепторы и пути проведения, корковые отделы слухового и зрительного анализаторов, которые воспринимают и анализируют звуки и буквы.

 

 

Периферический аппарат воспроизведения включает в себя 3 взаимосвязанные системы: генераторную – выработка звука, резонаторную – преобразование звуков в речь, энергетическую – реализация речи с помощью органов дыхания. Центральный аппарат представлен центрами речи в пре и постцентральной извилине левого полушария. Функции речи: Коммуникативная. Регулирующая. Программирующая функция проявляется в переведении внутренней речи в развернутую. Центры речи. Это моторный центр Брока. Он находится в лобной области левого полушария. Это часть моторной коры левого полушария, которая управляет мышцами, принимающими участие в артикуляции, произнесении слова. Сенсорный центр речи Вернике находится в височной области в задней трети верхней височной извилины левого полушария. Этот центр является сенсорным центром речи или слухоречевой зоной. Центр обеспечивает способность к анализу и синтезу звуков речи. В височно – затылочной области расположена область, которая в правом полушарии выполняет функции узнавания целого предмета, а в левом – его называние. В теменно – затылочной области расположен оптический центр речи, с его участием происходит узнавание написанного слова. В заднем отделе средней лобной извилины, вблизи моторной зоны расположен центр заученных движений руки, которые функционируют совместно с центром письма. При назывании увиденного предмета в первичной зрительной коре возникает возбуждение, во вторичной возникает сличение с памятью, затем зона Вернике – это часть слуховой коры левого полушария, которая распознает осмысленную речь. Если есть слуховой образ предмета, то информация поступает в зону Брока по дугообразному пучку. Организуется моторная программа произнесения слова и артикуляция его.   Функциональная асимметрия мозга у человека. В клинике применялся метод наркоза полушарий Джун Вада: в сонную артерию на одной стороне вводят барбитурат. Наркоз действует на одну сторону головы. Испытуемый лежит на спине с поднятыми руками. Через несколько минут падает рука, которая находится на противоположной стороне инъекции.  Левое полушарие. 1. Является базой для логического мышления. 2. Обеспечивает речевую деятельность. 3. Информация обрабатывается последовательно. 4. Определяет хронологический порядок. 5. Помогает чтению карт, схем. 6. Запоминает имена, слова, символы. 7. Отвечает за речевую активность и воспринимает смысл. 8. Определяет видение мира веселым, легким. 9. Воспринимает детали, мелочи. У человека «Мыслительного» типа преобладает вторая сигнальная система и левополушарное абстрактное мышление. Он имеет большой словарный запас и активно им пользуется. Ему присуща двигательная активность. Тяготеет к теории и умеет прогнозировать события. Правое полушарие. 1. База для конкретно образного мышления. 2. Работает с невербальным материалом. 3. Информация обрабатывается одномоментно. 4. Определяет текущее время. 5. Помогает определять конкретное пространство. 6. Запоминает образы, события, узнает лица. 7. Воспринимает эмоциональное состояние. 8. Видит мир мрачным. 9. Воспринимает в целом. У человека «Художественного» типа преобладает первая сигнальная система и правополушарное образное мышление. Он неразговорчив, медлителен. Предпочитает конкретные виды деятельности. Способен чувствовать и переживать, склонен к созерцательности.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: