Глава 2. Способы и порядок обжалования действий налоговых органов

 

2.1. Способы защиты прав налогоплательщиков.

 

В соответствии со ст. 137 НК РФ "Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия и бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права".

Существует несколько способов защиты налогоплательщиком своих прав, среди которых выделяют:

 

ü административный способ

ü судебный способ

ü прокурорский способ

ü обращение к Президенту

ü самозащита прав

 

Административный способ осуществляется путем подачи на акт налогового органа, действия или бездействия его должностного лица письменной жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа. Подается она в трехмесячный срок со дня, когда налогоплательщик узнал о нарушении своих прав.

Решение по жалобе, предметом которой является решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или же решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение такого правонарушения принимается в течение 1 месяца со дня получения такой жалобы вышестоящим налоговым органом. Решение по жалобам налогоплательщиков, имеющим иной предмет обжалования, принимается налоговым органом в течение 15 дней со дня получения такой жалобы.

 

По итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган принимает одно из следующих решений:

 

1)оставляет жалобу без удовлетворения — в случае ее необоснованности;

 

2)отменяет акт налогового органа и назначает дополнительную проверку — когда обжалуемый акт вынесен без достаточных оснований, по неисследованным материалам, когда событие налогового правонарушения,вина лица в его совершении не доказаны вынесшим обжалуемый акт налоговым органом, но и не исключены;

 

3)отменяет решение и прекращает производство по делу о налоговом правонарушении — когда само дело о налоговом правонарушении по формальным причинам не подлежало возбуждению;

 

4)изменяет решение или выносит новое решение.

 О любом из принятых решений в течение трех дней сообщается лицу, подавшему жалобу.

 

Преимущества административногоспособа:

ü простота процедуры, позволяющая налогоплательщику самостоятельно защищать свои права, не пользуясь услугами юристов;

ü  оперативность рассмотрения административной комиссией;

ü  отсутствие госпошлины (необходимости ее уплаты);

ü  обжалование даже с отрицательным для налогоплательщика результатом позволяет ему уяснить точку зрения налогового органа, и при обращении в суд налогоплательщик получает возможность более тщательно подготовиться к защите своей позиции.

 

 После того как досудебная стадия пройдена налогоплательщик может переходить к следующей стадии - судебному способу.   Судебным порядком защиты нарушенных прав налогоплательщиков подразумевается, что лицо будет обращаться в надлежащие судебные инстанции. Выбор "вида" суда зависит от личности налогоплательщика. Если он юридическое лицо, то обращаться надо в арбитражный суд, если физическое - то в суд общей юрисдикции.

Судебный способ защиты начинается с написания заявления об обжаловании решений, действий (бездействия) налогового органа в суд.

 

В суды могут направляться исковые заявления со следующими требованиями:

 

1) о признании недействительным полностью или в какой-либо части решения налогового органа, в том числе решения о взыскании недоимки (пени, штрафа), постановления о наложении ареста на имущество и др.;

 

2) о признании не подлежащим исполнению инкассового поручения налогового органа на списание в безакцептном порядке сумм недоимки (пени, штрафа) со счета фискально обязанного лица;

 

3) о признании незаконными действий должностного лица налогового органа и об обязании указанного должностного лица прекратить соответствующие действия и восстановить положение, существовавшее до их совершения;

 

4) о признании незаконным бездействия должностного лица налогового органа и об обязании его совершить определенные действия

 

5) о возврате (взыскании) из бюджета необоснованно списанных в без акцептном порядке сумм недоимки (пени);

 

6) о возмещении убытков, причиненных неправомерными решениями и действиями (бездействием) налоговых органов (их должностных лиц);

 

7)о защите личных неимущественных прав (чести, достоинства, деловой

репутации, права на личную и семейную тайну) физических лиц и возмещении

причиненного морального вреда, а также о защите деловой репутации юридических лиц;

 

8)жалобы физических лиц о признании недостоверной информации, представленной налоговому органу экспертом, а равно иными органами, учреждениями, организациями и лицами. В этом случае иск предъявляется не к налоговому органу, а к источнику такой недостоверной информации, если же в такой жалобе обжалуется как официальная информация, так и решения (действия) налогового органа(его должностного лица), основанные на обжалуемой информации, то к ответу привлекаются и ложный информатор, и налоговый орган;

 

9)об отмене обжалуемого решения налогового органа по делу о налоговом правонарушении и прекращении производства по делу о налоговом правонарушении;

 

10) об изменении обжалуемого решения налогового органа по делу о налоговом правонарушении или вынесения по такому делу нового решения.

В законодательстве Российской Федерации предусматриваются такие способы осуществления защиты прав налогоплательщиков в судебном порядке:

 

1. Конституционный суд РФ признает неконституционными законодательный акт частично или полностью;

2. суд общей юрисдикции признает, что законодательный акт противоречит федеральному закону и не действует и не может быть применен в качестве закона субъекта РФ;

3. арбитражный суд или суд общей юрисдикции признает недействительным нормативный или ненормативный акт налогового органа, который противоречит закону и нарушает права и законные интересы налогоплательщиков;

4. арбитражный суд или суд общей юрисдикции отменяет нормативный или ненормативный акт налогового органа, иных государственных органов или органов муниципалитета, который противоречит закону и нарушает права и законные интересы налогоплательщиков;

5. суд не применяет нормативный или ненормативный правовой акт государственных органов, органов МСУ или других органов, который противоречит закону;

6. пресекаются права должностных лиц налоговых органов, которые нарушают права и законные интересы налогоплательщиков;

7. налоговые органы и их должностные лица принуждаются к тому, чтобы выполнять законодательно установленные обязанности, от выполнения которых они уклоняются;

8. признаются не подлежащими исполнению поручения или распоряжения налоговых органов на списание в бесспорном порядке сумм недоимок, пеней, штрафов за нарушение налогового законодательства с банковских счетов налогоплательщиков;

9. из бюджета возвращаются необоснованно списанные в бесспорном порядке суммы недоимок, пеней и штрафов;

10. взыскиваются проценты в случае несвоевременного возврата излишне уплаченного или излишне взысканной суммы налогов, сборов и пени;

11. возмещаются убытки, которые были причинены на основании незаконных решений, действий или бездействия налогового органа или их должностных лиц.

 

Существенная роль в защите и восстановлении нарушенных прав налогоплательщиков принадлежит прокуратуре РФ. Приказом Генерального прокурора РФ от 11.02.2003 N 9 "О мерах по повышению эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах" надзор за исполнением налогового законодательства отнесен к числу приоритетных направлений в деятельности прокуратуры. Защита прав налогоплательщиков отнесена данным Приказом к важнейшим задачам прокуроров.

При обнаружении нарушений налогового законодательства решениями налоговых органов и действиями (бездействием) их должностных лиц прокурор в соответствии со ст. ст. 23 - 25.1 Закона о прокуратуре может применить следующие меры прокурорского реагирования:

ü опротестование противоречащих закону актов;

ü  обращение в суд за защитой прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства;

ü  возбуждение уголовного дела или производства об административном правонарушении;

ü  внесение представления об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, уполномоченному устранить нарушение закона;

ü  объявление предостережения.

 

Основным правовым средством прокурорского реагирования на нарушение налогового законодательства является протест прокурора. Он  представляет собой правовой акт, в форме которого прокурор предъявляет юридически обоснованное требование по поводу допущенного нарушения закона, выразившегося в издании соответствующим органом или должностным лицом незаконного правового акта. Данная мера прокурорского реагирования должна восстанавливать нарушенные права лиц, в отношении которых приняты незаконные акты.

Президентский способ защиты прав предполагает обращение к Президенту РФ с жалобой на неправомерные действия или бездействие органов, контролирующих финансовую сферу. Президенту РФ могут быть обжалованы любые действия (бездействие) контролирующих органов в финансовой сфере. В частности, Президенту РФ могут быть обжалованы решения налоговых органов. Этот способ носит публично-властный характер, поскольку он всегда связан с реализацией властных полномочий Президента как гаранта Конституции РФ.

 

Налоговый кодекс РФ наделяет налогоплательщика правом на самостоятельную защиту своих прав и законных интересов, однако не определяет, в каких формах и в каком порядке можно реализовать это право, лишь устанавливает, что самозащита допустима путем невыполнения неправомерных актов и требований налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующих НК РФ или иным федеральным законам.

 

Проблема применения такого способа защиты своих прав как самозащита заключается в том, что за неисполнение требований налоговых органов налогоплательщик привлекается к налоговой ответственности.   На данном этапе развития налоговой системы Российской Федерации данный способ защиты прав не может быть достаточно эффективным и широко используемым, т.к. его "пассивный" механизм не позволяет адекватно отвечать на "выпады" налоговых органов. Наиболее эффективной считается комбинация самозащиты в виде неисполнения неправомерных актов (требований) налоговых органов с одновременным их обжалованием.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: