Государственный и общественный контроль. Правовая база

Надо различать контроль, который осуществляет само государство как за деятельностью своих органов, так и за частной сферой, и тот контроль, который исходит от общества. Первый осуществляется в рамках властных полномочий органами государства, второй организационно независим от государства и реализовывается гражданами как частными лицами. Контрольные полномочия в той или иной степени есть практически у всех органов государственной власти. В конституциях зарубежных стран, а также в российской доктрине конституционного права выделяется контрольная ветвь власти. В России к контрольной власти относят органы прокуратуры, уполномоченных по правам, счетную палату, органы конституционного контроля. Среди исследователей нет единства по вопросу о существовании самостоятельной, обособленной контрольной власти в России, а Конституция России не выделяет эту ветвь власти.

Общественный контроль имеет иную природу, он обособлен от контрольной власти государства и осуществляется на основе самоорганизации граждан и даже просто отдельными гражданами по их собственной инициативе. В России контролем по собственной инициативе занимаются, как правило, НКО и правозащитные организации, а общественные палаты и общественный контроль насаждаются сверху.

В 2005 году по инициативе Президента России был принят закон об Общественной палате РФ. В 2008 году по инициативе депутатов был принят Федеральный закон № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», над которым работали почти 8 лет.

Источник права в области социального обслуживания: Федеральный закон РФ от 28 декабря 2013 года №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» действует с 1 января 2015 года.

В конце 2011 года Президент РФ также внес законопроект № 3138-6 «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (двумя другими проектами, вносящими изменения в закон об уполномоченном и в КоАП РФ), он был принят Думой в первом чтении, затем рассмотрение было перенесено на неопределенный срок.

Ряд федеральных законов также содержит отдельные положения об общественном контроле, однако до сих пор стройной системы общественного контроля не было. Ряд законов напрямую не относится к общественному контролю, но их можно отнести к правовой базе, обеспечивающей контроль. В частности, большое значение имеют Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». В связи с принятием Федерального закона об общественном контроле потребуется внести изменения в 25 федеральных законов (согласно перечню в пакете документов президентской законодательной инициативы). Поскольку вопросы общественного контроля относятся к совместному ведению Федерации и ее субъектов и многие субъекты Федерации уже приняли свои законы об общественных палатах и об общественном контроле, придется приводить их в соответствие с новым федеральным законом ОТ 21.07.2014 №212- ФЗ.

Общественный контроль, несомненно, важная и нужная составляющая взаимодействия и взаимного сотрудничества государства и общества. При этом, мы стараемся исполнять профессиональные обязанности по оказанию помощи нуждающимся, сохраняя ценность связей между людьми, соблюдая принципы уважения и конфиденциальности, придерживаясь стандартам этического поведения социального работника с заботой, пониманием и милосердием к людям.

- реализация общественного контроля в рамках ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» и данных законом возможностей для СМИ;

- мониторинг общественных, экономических и политических процессов;

- своевременное информирование заинтересованных лиц о значимых процессах в различных сферах жизнедеятельности;

- содействие самоидентификации граждан и развитию общественного самосознания.

 

Общественный контроль за органами государственной власти, регулируемый отдельным законом — нововведение 2014 года. До его появления механизмы общественного контроля были представлены общественными советами при управляющих органах силовых ведомств, а общественный контроль за избирательным процессом и осуществляющими его органами осуществлялся наблюдателями, а также общественными организациями.

Эти органы наделяются факультативно-совещательными функциями, а их члены имеют право требовать от госорганов необходимую информацию, посещать их, сообщать о выявленных нарушениях Уполномоченным по защите прав отдельных категорий граждан, в Прокуратуру РФ, публиковать данные о результатах общественного контроля.

Закон также позволяет проводить:

общественные проверки деятельности контролируемых органов по основаниям и в порядке, предусмотренном законом,

общественные экспертизы актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов, действий (бездействия) контролируемых органов, производимых специалистами-экспертами,

общественные (публичные) слушания — для обсуждения вопросов особой общественной значимости или затрагивающих непосредственные права и интересы граждан.

Результаты общественного контроля носят рекомендательный характер, могут быть основаниями для дальнейшей проверки законности принятых решений или изданных контролируемым органом актов, его действий/без действий и подлежат опубликованию в СМИ или сети Интернет.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: