Осуществление Общественного контроля, согласно Федерального закона от 21.07.2014г. №212-ФЗ

Об основах общественного контроля в Российской Федерации

                  РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ                     ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН Об основах общественного контроля в Российской Федерации Принят Государственной Думой             4 июля 2014 года Одобрен Советом Федерации                9 июля 2014 года (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 г. N 353-ФЗ) Глава 1. Общие положения Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основыорганизации и осуществления общественного контроля за деятельностьюорганов государственной власти, органов местного самоуправления,государственных и муниципальных организаций, иных органов иорганизаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законамиотдельные публичные полномочия. Статья 2. Правовая основа общественного контроля 1. Осуществление общественного контроля регулируется настоящимФедеральным законом, другими федеральными законами и иныминормативными правовыми актами Российской Федерации, законами ииными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации,муниципальными нормативными правовыми актами. 2. Осуществление общественного контроля за деятельностью вобласти обеспечения обороны страны и безопасности государства,общественной безопасности и правопорядка, за деятельностью полиции,органов следствия, прокуратуры и судов, а также за  деятельностью,связанной с исполнением наказаний, контролем за оборотомнаркотических средств и психотропных веществ, содержаниемдетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказаниемпсихиатрической помощи, регулируется соответствующими федеральнымизаконами. 3. Действие настоящего Федерального закона не распространяетсяна общественные отношения, регулируемые законодательством о выборахи референдумах, а также на общественные отношения, возникающие приосуществлении общественными инспекторами по охране окружающей средыобщественного контроля по охране окружающей среды (общественногоэкологического контроля). (В редакции Федерального законаот 03.07.2016 г. N 353-ФЗ) 4. Не допускается принятие нормативных правовых актов в целяхвоспрепятствования осуществлению общественного контроля. Статья 3. Право граждан на участие в осуществлении          общественного контроля 1. Граждане Российской Федерации (далее также - граждане)вправе участвовать в осуществлении общественного контроля каклично, так и в составе общественных объединений и иныхнегосударственных некоммерческих организаций. 2. Участие гражданина в осуществлении общественного контроляявляется добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие награжданина с целью принудить его к участию или неучастию восуществлении общественного контроля, а также препятствоватьреализации его права на участие в осуществлении общественногоконтроля. 3. Граждане участвуют в осуществлении общественного контроля вкачестве общественных инспекторов и общественных экспертов впорядке, установленном настоящим Федеральным законом и другимифедеральными законами. 4. Общественные объединения и иные негосударственныенекоммерческие организации вправе участвовать в осуществленииобщественного контроля в соответствии с настоящим Федеральнымзаконом и другими федеральными законами. 5. Общественные  объединения и иные негосударственныенекоммерческие организации могут являться организаторами таких формобщественного контроля, как общественный мониторинг, общественноеобсуждение, а также принимать участие в осуществлении общественногоконтроля в других формах, предусмотренных настоящим Федеральнымзаконом. 6. В случаях, предусмотренных федеральными законами,общественные объединения и иные негосударственные некоммерческиеорганизации, осуществляющие деятельность в отдельных сферахобщественных отношений, могут быть наделены указанными федеральнымизаконами дополнительными полномочиями по осуществлениюобщественного контроля. 7. Особенности осуществления общественного контроляпрофессиональными союзами и общественными объединениямипотребителей могут устанавливаться соответствующими федеральнымизаконами. Статья 4. Общественный контроль 1. Под общественным контролем в настоящем Федеральном законепонимается  деятельность субъектов общественного контроля,осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органовгосударственной власти, органов местного самоуправления,государственных и муниципальных организаций, иных органов   иорганизаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законамиотдельные публичные полномочия, а также в целях общественнойпроверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов ипринимаемых решений. 2. Общественный контроль может осуществляться как в формах,предусмотренных настоящим Федеральным законом, так и в иных формах,предусмотренных другими федеральными законами. При этом субъектыобщественного контроля могут наделяться иными правами и нести иныеобязанности помимо предусмотренных настоящим Федеральным законом. Статья 5. Цели и задачи общественного контроля 1. Целями общественного контроля являются: 1) обеспечение реализации и защиты прав и свобод человека игражданина, прав и законных интересов общественных объединений ииных негосударственных некоммерческих организаций; 2) обеспечение учета общественного мнения, предложений ирекомендаций граждан, общественных объединений и иныхнегосударственных некоммерческих организаций при принятии решенийорганами государственной власти, органами местного самоуправления,государственными и муниципальными организациями, иными органами иорганизациями, осуществляющими в соответствии с федеральнымизаконами отдельные публичные полномочия; 3) общественная оценка деятельности органов государственнойвласти, органов местного самоуправления, государственных имуниципальных организаций, иных органов и организаций,осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельныепубличные полномочия, в целях защиты прав и свобод человека игражданина, прав и законных интересов общественных объединений ииных негосударственных некоммерческих организаций. 2. Задачами общественного контроля являются: 1) формирование и развитие гражданского правосознания; 2) повышение уровня доверия граждан к деятельностигосударства, а также обеспечение тесного взаимодействия государствас институтами гражданского общества;     3) содействие предупреждению и разрешению социальныхконфликтов; 4) реализация гражданских инициатив, направленных на защитуправ и свобод человека и гражданина, прав и законных интересовобщественных объединений и иных негосударственных некоммерческихорганизаций; 5) обеспечение прозрачности и открытости деятельности органовгосударственной власти, органов местного самоуправления,государственных и муниципальных организаций, иных органов иорганизаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законамиотдельные публичные полномочия; 6) формирование в обществе нетерпимости к коррупционномуповедению; 7) повышение эффективности деятельности органовгосударственной власти, органов местного самоуправления,государственных и муниципальных организаций, иных органов иорганизаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законамиотдельные публичные полномочия. Статья 6. Принципы общественного контроля Общественный контроль осуществляется на основе следующихпринципов: 1) приоритет прав и законных интересов человека и гражданина; 2) добровольность участия в осуществлении общественногоконтроля; 3) самостоятельность субъектов общественного контроля и ихнезависимость от органов государственной власти, органов местногосамоуправления, государственных и муниципальных организаций, иныхорганов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральнымизаконами отдельные публичные полномочия; 4) публичность и открытость осуществления общественногоконтроля и общественного обсуждения его результатов; 5) законность деятельности субъектов общественного контроля; 6) объективность, беспристрастность и добросовестностьсубъектов общественного контроля, достоверность результатовосуществляемого ими общественного контроля; 7) обязательность рассмотрения органами государственнойвласти, органами местного самоуправления, государственными имуниципальными организациями, иными органами и организациями,осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельныепубличные полномочия, итоговых документов, подготовленных порезультатам общественного контроля, а в случаях, предусмотренныхфедеральными законами и иными нормативными правовыми актамиРоссийской Федерации, законами и иными нормативными правовымиактами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативнымиправовыми актами, учет указанными органами и организациямипредложений, рекомендаций и выводов, содержащихся в этихдокументах; 8) многообразие форм общественного контроля; 9) недопустимость необоснованного вмешательства субъектовобщественного контроля в деятельность органов государственнойвласти, органов местного самоуправления, государственных имуниципальных организаций, иных органов и организаций,осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельныепубличные полномочия, и оказания неправомерного воздействия науказанные органы и организации; 10) презумпция добросовестности деятельности органовгосударственной власти, органов местного самоуправления,государственных и муниципальных организаций, иных органов иорганизаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законамиотдельные публичные полномочия, за деятельностью которыхосуществляется общественный контроль; 11) недопустимость вмешательства в сферу деятельностиполитических партий; 12) соблюдение нейтральности субъектами общественногоконтроля, исключающей возможность влияния решений политическихпартий на осуществление общественного контроля.    Статья 7. Информационное обеспечение общественного контроля 1. В целях информационного обеспечения общественного контроля,обеспечения его публичности и открытости субъектами общественногоконтроля могут создаваться специальные сайты, а   также всоответствии с законодательством Российской Федерации могутиспользоваться официальные сайты органов государственной власти,органов местного самоуправления, государственных и муниципальныхорганизаций, иных органов и организаций, осуществляющих всоответствии с федеральными законами отдельные публичныеполномочия, общественных палат субъектов Российской Федерации иобщественных палат (советов) муниципальных образований. 2. Субъекты общественного контроля осуществляют информационноевзаимодействие между собой, а также с органами государственнойвласти и органами местного самоуправления, в том числе сиспользованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". 3. Субъекты общественного контроля размещают на сайтах,указанных в части 1 настоящей статьи, информацию о своейдеятельности с указанием адресов электронной почты, по которымпользователем информацией может быть направлен запрос и полученазапрашиваемая информация, а также информация, требования обобеспечении открытого доступа к которой содержатся взаконодательстве Российской Федерации об общественном контроле. Статья 8. Доступ к информации об общественном контроле 1. Доступ к информации об общественном контроле, заисключением информации, содержащей сведения, составляющиегосударственную тайну, сведения о персональных данных, иинформации, доступ к которой ограничен федеральными законами,является открытым. 2. Доступ к информационным ресурсам, включающим информацию,содержащую сведения, составляющие государственную тайну, сведения оперсональных данных, и информацию, доступ к которой ограниченфедеральными законами, регулируется законодательством РоссийскойФедерации о государственной тайне, законодательством РоссийскойФедерации об информации, информационных технологиях и о защитеинформации, законодательством Российской Федерации о персональныхданных. 3. Субъекты общественного контроля по запросам средствмассовой информации обязаны предоставлять информацию,предусмотренную законодательством Российской Федерации обобщественном контроле. Глава 2. Статус субъектов общественного контроля Статья 9. Субъекты общественного контроля 1. Субъектами общественного контроля являются: 1) Общественная палата Российской Федерации; 2) общественные палаты субъектов Российской Федерации; 3) общественные палаты (советы) муниципальных образований; 4) общественные советы при федеральных органах исполнительнойвласти, общественные советы при законодательных (представительных)и исполнительных органах государственной власти субъектовРоссийской Федерации. 2. Для осуществления общественного контроля в случаях ипорядке, которые предусмотрены законодательством РоссийскойФедерации, могут создаваться: 1) общественные наблюдательные комиссии; 2) общественные инспекции; 3) группы общественного контроля; 4) иные организационные структуры общественного контроля. Статья 10. Права и обязанности субъектов общественного           контроля 1. Субъекты общественного контроля вправе: 1) осуществлять общественный контроль в формах,предусмотренных настоящим Федеральным законом и другимифедеральными законами; 2) выступать в качестве инициаторов, организаторовмероприятий, проводимых при осуществлении общественного контроля, атакже участвовать в проводимых мероприятиях; 3) запрашивать в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации у органов государственной власти, органов местногосамоуправления, государственных и муниципальных организаций, иныхорганов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральнымизаконами отдельные публичные полномочия, необходимую дляосуществления общественного контроля информацию, за исключениеминформации, содержащей сведения, составляющие государственнуютайну, сведения о персональных данных, и информации, доступ ккоторой ограничен федеральными законами; 4) посещать в случаях и порядке, которые предусмотреныфедеральными законами, законами субъектов Российской Федерации,муниципальными нормативными правовыми актами, соответствующиеорганы государственной власти, органы местного самоуправления,государственные и муниципальные организации, иные органы иорганизации, осуществляющие в соответствии с федеральными законамиотдельные публичные полномочия; 5) подготавливать по результатам осуществления общественногоконтроля итоговый документ и направлять его на рассмотрение ворганы государственной власти, органы местного самоуправления,государственные и муниципальные организации, иные органы иорганизации, осуществляющие в соответствии с федеральными законамиотдельные публичные полномочия, и в средства массовой информации; 6) в случае выявления фактов нарушения прав и свобод человекаи гражданина, прав и законных интересов общественных объединений ииных негосударственных некоммерческих организаций направлять всоответствии с федеральным законодательством материалы, полученныев ходе осуществления общественного контроля, Уполномоченному поправам человека в Российской Федерации, Уполномоченному приПрезиденте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченномупри Президенте Российской Федерации по защите правпредпринимателей, уполномоченным по правам человека, по правамребенка, по защите прав предпринимателей, по правам коренныхмалочисленных народов в субъектах Российской Федерации и в органыпрокуратуры; 7) обращаться в суд в защиту прав неопределенного круга лиц,прав и законных интересов общественных объединений и иныхнегосударственных некоммерческих организаций в случаях,предусмотренных федеральными законами; 8) пользоваться иными правами,   предусмотреннымизаконодательством Российской Федерации. 2. Субъекты общественного контроля при его осуществленииобязаны: 1) соблюдать законодательство Российской Федерации обобщественном контроле; 2) соблюдать установленные федеральными законами ограничения,связанные с деятельностью государственных органов и органовместного самоуправления; 3) не создавать препятствий законной деятельности органовгосударственной власти, органов местного самоуправления,государственных и муниципальных организаций, иных органов иорганизаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законамиотдельные публичные полномочия; 4) соблюдать конфиденциальность полученной в ходеосуществления общественного контроля информации, если еераспространение ограничено федеральными законами; 5) обнародовать информацию о своей деятельности поосуществлению общественного контроля и о результатах контроля всоответствии с настоящим Федеральным законом; 6) нести иные обязанности, предусмотренные законодательствомРоссийской Федерации. Статья 11. Конфликт интересов при осуществлении общественного           контроля 1. Общественный инспектор, общественный эксперт или иное лицосубъекта общественного контроля не допускается к осуществлениюобщественного контроля при наличии конфликта интересов приосуществлении общественного контроля. 2. Под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законепонимается ситуация, при которой личная заинтересованностьобщественного инспектора, общественного эксперта или иного лицасубъекта общественного контроля влияет или может повлиять наобъективность и беспристрастность осуществления общественногоконтроля и при которой возникает или может возникнуть противоречиемежду личной заинтересованностью общественного инспектора,общественного эксперта или иного лица субъекта общественногоконтроля и целями и задачами общественного контроля, установленныминастоящим Федеральным законом. 3. Под личной заинтересованностью общественного инспектора,общественного эксперта или иного лица субъекта общественногоконтроля, которая влияет или может повлиять на объективность ибеспристрастность осуществления общественного контроля, в настоящемФедеральном законе понимается возможность получения общественныминспектором, общественным экспертом или иным лицом субъектаобщественного контроля  доходов в виде денег, ценностей, иногоимущества, в том числе имущественных прав, либо услуг для себя илидля третьих лиц. 4. В случае возникновения у общественного инспектора,общественного эксперта или иного лица субъекта общественногоконтроля личной заинтересованности, которая приводит или можетпривести к конфликту интересов, общественный инспектор,общественный эксперт или иное лицо субъекта общественного контроляобязаны проинформировать об этом соответственно субъектаобщественного контроля или организационные структуры, указанные вчасти 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, в письменнойформе. Статья 12. Общественная палата Российской Федерации,           общественные палаты субъектов Российской Федерации,           общественные палаты (советы) муниципальных           образований Общественная палата Российской Федерации, общественные палатысубъектов Российской Федерации, общественные палаты (советы)муниципальных образований осуществляют общественный контроль впорядке, предусмотренном Федеральным законом от 4 апреля 2005 годаN 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации", законамисубъектов Российской Федерации и муниципальными нормативнымиправовыми актами о соответствующих общественных палатах. Статья 13. Общественные советы при федеральных органах           исполнительной власти, общественные советы           при законодательных (представительных) и           исполнительных органах государственной власти           субъектов Российской Федерации 1. Общественные советы при федеральных органах исполнительнойвласти, общественные советы при законодательных (представительных)и исполнительных органах государственной власти субъектовРоссийской Федерации выполняют консультативно-совещательные функциии участвуют в осуществлении общественного контроля в порядке иформах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом,другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актамиРоссийской Федерации, законами и иными нормативными правовымиактами субъектов Российской Федерации, положениями об общественныхсоветах. 2. Общественные советы содействуют учету прав и законныхинтересов общественных объединений, правозащитных, религиозных ииных организаций при общественной оценке деятельности федеральныхорганов исполнительной власти, органов исполнительной властисубъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. 3. Общественные советы могут создаваться при органах местногосамоуправления. 4. В состав общественного совета не могут входить лица,замещающие государственные должности Российской Федерации исубъектов Российской Федерации, должности государственной службыРоссийской Федерации и субъектов Российской Федерации, и лица,замещающие муниципальные должности и должности муниципальнойслужбы, а также другие лица, которые в соответствии с Федеральнымзаконом от 4 апреля 2005 года N 32-ФЗ "Об Общественной палатеРоссийской Федерации" не могут быть членами Общественной палатыРоссийской Федерации. 5. Общественные советы при федеральных органах исполнительнойвласти формируются на конкурсной основе, если иной порядокформирования общественных советов при отдельных федеральных органахисполнительной власти не предусмотрен нормативными правовыми актамиПрезидента Российской Федерации или Правительства   РоссийскойФедерации. Организатором конкурса является Общественная палатаРоссийской Федерации. 6. Требования к кандидатурам в состав общественного совета прифедеральном органе исполнительной власти разрабатываютсясоответствующим федеральным органом исполнительной власти совместнос Общественной палатой Российской Федерации. Правом выдвижениякандидатур в члены общественных советов обладают общественныеобъединения и иные негосударственные некоммерческие организации,целями деятельности которых являются представление или защитаобщественных интересов и (или) выполнение экспертной работы в сфереобщественных отношений. Состав общественного совета, сформированныйиз числа кандидатур, отобранных на конкурсной основе, утверждаетсяруководителем соответствующего федерального органа исполнительнойвласти по согласованию с советом Общественной палаты РоссийскойФедерации. Председатель общественного совета избирается членамиобщественного совета из своего состава. Статья 14. Общественные наблюдательные комиссии 1. Общественные наблюдательные комиссии осуществляютобщественный контроль за обеспечением прав человека в местахпринудительного содержания. 2. Полномочия общественных наблюдательных комиссий по контролюза обеспечением прав человека в местах принудительного содержания ипорядок их деятельности регулируются Федеральным законом от 10 июня2008 года N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением правчеловека в местах принудительного содержания и о содействии лицам,находящимся в местах принудительного содержания". Статья 15. Общественные инспекции и группы общественного контроля 1. Общественные инспекции и группы общественного контроляосуществляют общественный контроль в целях содействия соблюдениюзаконодательства, защиты прав и свобод человека и гражданина, учетаобщественных интересов в отдельных сферах общественных отношений вовзаимодействии с органами государственной власти и органамиместного самоуправления, в компетенцию которых входит осуществлениегосударственного контроля (надзора) или муниципального контроля задеятельностью органов и (или) организаций, в отношении которыхосуществляется общественный контроль. 2. Полномочия, порядок организации и деятельности общественныхинспекций и групп общественного контроля определяются федеральнымизаконами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальныминормативными правовыми актами. Статья 16. Взаимодействие субъектов общественного контроля с           органами государственной власти и органами           местного самоуправления 1. Органы государственной власти, органы местногосамоуправления, государственные и муниципальные организации, иныеорганы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральнымизаконами отдельные публичные полномочия, рассматривают итоговыедокументы, подготовленные по результатам общественного контроля, ав случаях, предусмотренных федеральными законами и иныминормативными правовыми актами Российской Федерации, законами ииными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации,муниципальными нормативными правовыми актами, учитываютпредложения, рекомендации и выводы, содержащиеся в этих документах.В случаях, предусмотренных федеральными законами и иныминормативными правовыми актами Российской Федерации, законами ииными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации,муниципальными нормативными правовыми актами, предложения,рекомендации и выводы, содержащиеся в итоговых документах,учитываются при оценке эффективности деятельности государственных имуниципальных организаций, иных органов и организаций,осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельныепубличные полномочия. 2. Органы государственной власти и органы местногосамоуправления, в компетенцию которых входит осуществлениегосударственного контроля (надзора) или муниципального контроля задеятельностью органов и организаций, в отношении которыхосуществляется общественный контроль, рассматривают направленные имитоговые документы, подготовленные по результатам общественногоконтроля, и направляют субъектам общественного контроляобоснованные ответы. 3. О результатах рассмотрения итоговых документов, указанных вчасти 2 настоящей статьи, субъекты общественного контроляинформируются не позднее тридцати дней со дня их получения, а вслучаях, не терпящих отлагательства, - незамедлительно. 4. Органы государственной власти, органы местногосамоуправления, государственные и муниципальные организации, иныеорганы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральнымизаконами отдельные публичные полномочия, при осуществленииобщественного контроля вправе: 1) получать от субъектов общественного контроля информацию обосуществлении общественного контроля и о его результатах; 2) направлять субъектам общественного контроля обоснованныевозражения на предложения и рекомендации, содержащиеся в итоговыхдокументах, подготовленных по результатам общественного контроля; 3) размещать информацию по вопросам общественного контроля заосуществляемой ими деятельностью на своих официальных сайтах винформационно-телекоммуникационной сети "Интернет". 5. Органы государственной власти, органы местногосамоуправления, государственные и муниципальные  организации, иныеорганы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральнымизаконами отдельные публичные полномочия, при осуществленииобщественного контроля обязаны: 1) предоставлять субъектам общественного контроля в случаях ипорядке, которые установлены законодательством РоссийскойФедерации, информацию о своей деятельности, представляющейобщественный интерес; 2) рассматривать направленные им запросы субъектовобщественного контроля в порядке и сроки, которые установленызаконодательством Российской Федерации, регулирующим отдельныесферы общественных отношений, предоставлять запрашиваемуюинформацию, за исключением информации, содержащей сведения,составляющие государственную тайну, сведения о персональных данных,и информации, доступ к которой ограничен федеральными законами; 3) рассматривать направленные им итоговые документы,подготовленные по результатам общественного контроля, а в случаях,предусмотренных федеральными законами, законами субъектовРоссийской Федерации и муниципальными нормативными правовымиактами, учитывать предложения, рекомендации и выводы, содержащиесяв итоговых документах, и принимать меры по защите прав и свободчеловека и гражданина, прав и законных интересов общественныхобъединений и иных негосударственных некоммерческих организаций. 6. Особенности осуществления общественного контроля заотдельными сферами деятельности органов государственной власти,органов местного самоуправления, государственных и муниципальныхорганизаций, иных органов и организаций, осуществляющих всоответствии с федеральными законами отдельные публичныеполномочия, могут определяться законодательством РоссийскойФедерации. Статья 17. Ассоциации и союзы субъектов общественного контроля 1. Субъекты общественного контроля в целях координации своейдеятельности, объединения усилий и средств для повышенияэффективности общественного контроля вправе создавать ассоциации исоюзы субъектов общественного контроля, а также проводитьсовместные мероприятия. 2. Субъекты общественного контроля взаимодействуют между собойна основе принципов открытости, прозрачности, равноправия исотрудничества. 3. Ассоциации и союзы субъектов общественного контроля вправеразрабатывать и утверждать правила этики субъектов общественногоконтроля, принципы и механизмы эффективного осуществленияобщественного контроля. Глава 3. Формы и порядок осуществления общественного контроля Статья 18. Формы общественного контроля 1. Общественный контроль осуществляется в формах общественногомониторинга, общественной проверки, общественной экспертизы, в иныхформах, не противоречащих настоящему Федеральному закону, а также втаких формах взаимодействия институтов гражданского общества сгосударственными органами и органами местного самоуправления, какобщественные обсуждения, общественные (публичные) слушания и другиеформы взаимодействия. 2. Общественный контроль может осуществляться одновременно внескольких формах. 3. Порядок осуществления общественного контроля в формах,указанных в части 1 настоящей статьи, определяется настоящимФедеральным законом, другими федеральными законами. Статья 19. Общественный мониторинг 1. Под общественным мониторингом в настоящем Федеральномзаконе понимается осуществляемое субъектом общественного контроляпостоянное (систематическое) или временное наблюдение задеятельностью органов государственной власти, органов местногосамоуправления, государственных и муниципальных организаций, иныхорганов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральнымизаконами отдельные публичные полномочия. 2. Организаторами общественного мониторинга являютсяОбщественная палата Российской Федерации, общественные палатысубъектов Российской Федерации, общественные палаты   (советы)муниципальных образований, общественные наблюдательные комиссии,общественные инспекции, общественные объединения и иныенегосударственные некоммерческие организации. 3. Общественный мониторинг проводится публично и открыто сиспользованием информационно-телекоммуникационных систем, в томчисле информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". 4. Порядок проведения общественного мониторинга и определенияего результатов устанавливается организатором общественногомониторинга. Организатор общественного мониторинга обнародуетинформацию о предмете общественного мониторинга, сроках, порядкеего проведения и определения его результатов в соответствии снастоящим Федеральным законом. 5. Субъектом общественного контроля по результатам проведенияобщественного мониторинга может быть подготовлен итоговый документ,который подлежит обязательному рассмотрению органамигосударственной власти, органами местного самоуправления,государственными и муниципальными организациями, иными органами иорганизациями, осуществляющими в соответствии с федеральнымизаконами отдельные публичные полномочия. 6. Итоговый документ, подготовленный по результатамобщественного мониторинга, обнародуется в соответствии с настоящимФедеральным законом, в том числе размещается винформационно-телекоммуникационной сети "Интернет". 7. В зависимости от результатов общественного мониторинга егоорганизатор вправе инициировать проведение общественногообсуждения, общественных (публичных) слушаний, общественнойпроверки, общественной экспертизы, а в случаях, предусмотренныхзаконодательством Российской Федерации, иных общественныхмероприятий. Статья 20. Общественная проверка 1. Под общественной проверкой в настоящем Федеральном законепонимается совокупность действий субъекта общественного контроля посбору и анализу информации, проверке фактов и обстоятельств,касающихся общественно значимой деятельности органовгосударственной власти, органов местного самоуправления,государственных и муниципальных организаций, иных органов иорганизаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законамиотдельные публичные полномочия, а также деятельности, затрагивающейправа и свободы человека и гражданина, права и законные интересыобщественных объединений и иных негосударственных некоммерческихорганизаций. Общественные проверки проводятся в случаях и порядке,которые предусмотрены федеральными законами. 2. Инициаторами общественной проверки могут бытьУполномоченный по правам человека в Российской Федерации,Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правамребенка, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации позащите прав предпринимателей, уполномоченные по правам человека, поправам ребенка, по защите прав предпринимателей, по правам коренныхмалочисленных  народов в субъектах Российской Федерации,Общественная палата Российской Федерации, а в случаях,предусмотренных законодательством Российской Федерации,общественные палаты субъектов Российской Федерации, общественныепалаты (советы) муниципальных образований и иные субъектыобщественного контроля. 3. Порядок организации и проведения общественной проверкиустанавливается ее организатором в соответствии с настоящимФедеральным законом и другими федеральными законами, законамисубъектов Российской Федерации, муниципальными нормативнымиправовыми актами. 4. Организатор общественной проверки доводит до сведенияруководителя проверяемых органа или организации информацию обобщественной проверке, о сроках, порядке ее проведения иопределения результатов. 5. Срок проведения общественной проверки не должен превышатьтридцать дней. 6. При подготовке общественной проверки ее организатор вправенаправить в проверяемые орган или организацию запрос опредоставлении необходимых для проведения общественной проверкидокументов и других материалов. 7. По результатам общественной проверки ее организаторподготавливает итоговый документ (акт), который должен содержать, вчастности, основания для проведения общественной проверки, переченьдокументов и других материалов, изученных в ходе общественнойпроверки, установленные и документально подтвержденные факты иобстоятельства нарушения прав и свобод человека и гражданина, прави законных интересов общественных объединений и иныхнегосударственных некоммерческих организаций или запись оботсутствии таковых, выводы о результатах общественной проверки ипредложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений. 8. Итоговый документ (акт), подготовленный по результатамобщественной проверки, направляется руководителю проверяемых органаили организации, а также иным заинтересованным лицам, размещаетсясубъектами      общественного       контроля       винформационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Статья 21. Права и обязанности общественного инспектора 1. Общественный инспектор - гражданин, привлеченный наобщественных началах для проведения общественной проверки.Общественный инспектор при проведении общественной проверкипользуется необходимыми для ее эффективного проведения правами,установленными законодательством Российской Федерации, регулирующимпорядок проведения общественных проверок в отдельных сферахгосударственного управления, в том числе правом получатьинформацию, необходимую для проведения общественной проверки,подготавливать по результатам общественной проверки итоговыйдокумент (заключение) и участвовать в его подготовке, а такжевысказывать особое мнение в итоговом документе. 2. Итоговый документ (заключение), представленный общественныминспектором организатору общественной проверки, должен содержатьобъективные, достоверные и обоснованные выводы о результатахобщественной проверки, а также предложения и рекомендации. 3. Общественный инспектор обязан сообщить организаторуобщественной проверки о наличии у общественного инспектораконфликта интересов, а также о любых попытках подкупа или давленияна него. Информация об этом обнародуется в соответствии с настоящимФедеральным законом, в том числе размещается винформационно-телекоммуникационной сети "Интернет". 4. В случае нарушения общественным инспектором обязанностей,установленных частями 2 и 3 настоящей статьи, он не может бытьучастником данной общественной проверки и в дальнейшем привлекатьсяк проведению другой общественной проверки. Статья 22. Общественная экспертиза 1. Под общественной экспертизой в настоящем Федеральном законепонимаются основанные на использовании специальных знаний и (или)опыта специалистов, привлеченных субъектом общественного контроля кпроведению общественной экспертизы на общественных началах, анализи оценка актов, проектов актов, решений, проектов решений,документов и других материалов, действий (бездействия) органовгосударственной власти, органов местного самоуправления,государственных и муниципальных организаций, иных органов иорганизаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законамиотдельные публичные полномочия, проверка соответствия таких актов,проектов актов, решений, проектов решений, документов и другихматериалов требованиям законодательства, а также проверкасоблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав и законныхинтересов общественных объединений и иных негосударственныхнекоммерческих организаций. 2. Проведение общественной экспертизы является обязательным вотношении актов, проектов актов, решений, проектов решений,документов и других материалов в случаях, установленныхфедеральными законами. 3. Общественная экспертиза может проводиться по инициативеорганов государственной власти, органов местного самоуправления,государственных и муниципальных организаций, иных органов иорганизаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законамиотдельные публичные полномочия. 4. Инициаторами проведения общественной экспертизы могут бытьУполномоченный по правам человека в Российской Федерации,Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правамребенка, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации позащите прав предпринимателей, уполномоченные по правам человека, поправам ребенка, по защите прав предпринимателей, по правам коренныхмалочисленных народов в субъектах Российской Федерации, а вслучаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации,Общественная палата Российской Федерации, общественные палатысубъектов Российской Федерации, общественные палаты (советы)муниципальных образований и иные субъекты общественного контроля. 5. Порядок проведения общественной экспертизы устанавливаетсяее организатором в соответствии с настоящим Федеральным законом,другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актамиРоссийской Федерации, законами и иными нормативными правовымиактами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативнымиправовыми актами. 6. Если проведение общественной экспертизы в соответствии сфедеральным законодательством является обязательным, организаторобщественной экспертизы может привлечь на общественных началах кпроведению общественной экспертизы специалиста в соответствующейобласти знаний (общественного эксперта) либо сформироватьэкспертную комиссию. Экспертная   комиссия формируется изобщественных экспертов, имеющих соответствующее образование иквалификацию в различных областях знаний. 7. Отбор кандидатур для включения в состав общественныхэкспертов осуществляется организатором общественной экспертизы наосновании сведений, предоставленных научными и (или)образовательными организациями, общественными объединениями и иныминегосударственными некоммерческими организациями, а также наосновании сведений, размещенных на личных страницах общественныхэкспертов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". 8. Срок проведения общественной экспертизы не может превышатьсто двадцать дней со дня объявления о проведении общественнойэкспертизы, если иное не установлено федеральными законами. 9. Итоговый документ (заключение), подготовленный порезультатам общественной экспертизы, должен содержать: 1) объективные, достоверные и обоснованные выводы общественныхэкспертов (экспертной комиссии) о соответствии или несоответствииакта, проекта акта, решения, проекта решения, документа или другихматериалов, в отношении которых проводилась общественнаяэкспертиза, или их отдельных положений законодательству РоссийскойФедерации, а также о соблюдении или несоблюдении прав и свободчеловека и гражданина, прав и законных интересов общественныхобъединений и иных негосударственных некоммерческих организаций; 2) общественную оценку социальных, экономических, правовых ииных последствий принятия акта, проекта акта, решения, проектарешения, документа или других материалов, в отношении которыхпроводилась общественная экспертиза; 3) предложения и рекомендации по совершенствованию акта,проекта акта, решения, проекта решения, документа или другихматериалов, в отношении которых проводилась общественнаяэкспертиза. 10. Итоговый документ (заключение), подготовленный порезультатам общественной экспертизы, направляется на рассмотрение ворганы государственной власти, органы местного самоуправления,государственные и муниципальные организации, иные органы иорганизации, осуществляющие в соответствии с федеральными законамиотдельные публичные полномочия, и обнародуется в соответствии снастоящим Федеральным законом, в том числе размещается винформационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Статья 23. Права и обязанности общественного эксперта 1. Общественный эксперт при проведении общественной экспертизыпользуется необходимыми для ее эффективного проведения правами,установленными законодательством Российской Федерации, регулирующимпорядок проведения общественной экспертизы в отдельных сферахобщественных отношений, в том числе правом подготавливать порезультатам общественной экспертизы итоговый документ (заключение)либо участвовать в подготовке общего итогового документа (общегозаключения). 2. Итоговый документ (заключение), представленный общественнымэкспертом организатору общественной экспертизы, должен содержатьобъективные, достоверные и обоснованные выводы о результатахобщественной экспертизы. 3. Общественный эксперт обязан сообщить организаторуобщественной экспертизы о наличии у общественного экспертаконфликта интересов, а также о любых попытках подкупа или давленияна него. Информация об этом обнародуется в соответствии с настоящимФедеральным законом, в том числе размещается винформационно-телекоммуникационной сети "Интернет". 4. В случае нарушения общественным экспертом обязанностей,установленных частями 2 и 3 настоящей статьи, он не может бытьучастником данной общественной экспертизы и в дальнейшемпривлекаться к проведению других общественных экспертиз. Статья 24. Общественное обсуждение 1. Под общественным обсуждением в настоящем Федеральном законепонимается используемое в целях общественного контроля публичноеобсуждение общественно значимых вопросов, а также проектов решенийорганов государственной власти, органов местного самоуправления,государственных и муниципальных организаций, иных органов иорганизаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законамиотдельные публичные полномочия, с обязательным участием в такомобсуждении уполномоченных лиц указанных органов и организаций,представителей граждан и общественных объединений, интересы которыхзатрагиваются соответствующим решением. 2. Общественное обсуждение проводится с привлечением к участиюв нем представителей различных профессиональных и социальных групп,в том числе лиц, права и законные интересы которых затрагивает илиможет затронуть решение, проект которого выносится на общественноеобсуждение. 3. Общественное обсуждение проводится публично и открыто.Участники общественного обсуждения вправе свободно выражать своемнение и вносить предложения по вопросам, вынесенным наобщественное обсуждение. Общественное обсуждение указанных вопросовможет проводиться через средства массовой информации, в том числечерез информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет". 4. Порядок проведения общественного обсуждения устанавливаетсяего организатором в соответствии с настоящим Федеральным законом,другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актамиРоссийской Федерации, законами и иными нормативными правовымиактами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативнымиправовыми актами. Организатор общественного обсуждения всоответствии с настоящим Федеральным законом заблаговременнообнародует информацию о вопросе, выносимом на общественноеобсуждение, сроке, порядке его проведения и определения егорезультатов. При этом организатор обеспечивает всем участникамобщественного обсуждения свободный доступ к имеющимся в егораспоряжении материалам, касающимся вопроса, выносимого наобщественное обсуждение. 5. По результатам общественного обсуждения подготавливаетсяитоговый документ (протокол), который направляется на рассмотрениев органы государственной власти или органы местного самоуправленияи обнародуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, втом числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети"Интернет". Статья 25. Общественные (публичные) слушания 1. Под общественными (публичными) слушаниями в настоящемФедеральном законе понимается собрание граждан, организуемоесубъектом общественного контроля, а в случаях, предусмотренныхзаконодательством Российской Федерации, органами государственнойвласти и органами местного самоуправления, государственными имуниципальными организациями, иными органами и организациями,осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельныепубличные полномочия, для обсуждения вопросов, касающихсядеятельности указанных органов и организаций и имеющих особуюобщественную значимость либо затрагивающих права и свободы человекаи гражданина, права и законные интересы общественных объединений ииных негосударственных некоммерческих организаций. 2. Общественные (публичные) слушания проводятся по вопросамгосударственного и муниципального управления в сферах охраныокружающей среды, градостроительной деятельности, закупок товаров,работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд ив других сферах в случаях, установленных федеральными законами,законами субъектов Российской Федерации, муниципальныминормативными правовыми актами. 3. Общественные (публичные) слушания проводятся в помещении,пригодном для размещения в нем представителей различных группнаселения, права и законные интересы которых затрагивают вопросы,вынесенные на общественные (публичные) слушания. Организаторслушаний не вправе ограничить доступ в помещение заинтересованныхлиц или их представителей. 4. Общественные (публичные) слушания проводятся публично иоткрыто. Участники общественных (публичных) слушаний вправесвободно высказывать свое мнение и вносить предложения и замечанияпо вопросу, вынесенному на общественные (публичные) слушания. 5. Порядок проведения общественных (публичных) слушаний  иопределения их результатов устанавливается их организатором всоответствии с законодательством Российской Федерации. Организаторобщественных (публичных) слушаний в соответствии с настоящимФедеральным законом заблаговременно обнародует информацию овопросе, вынесенном на общественные (публичные) слушания, а также одате, времени, месте и порядке их проведения и определения ихрезультатов. При этом организатор общественных (публичных) слушанийобеспечивает всем их участникам свободный доступ к имеющимся в егораспоряжении материалам, касающимся вопроса, вынесенного наобщественные (публичные) слушания. 6. По результатам общественных (публичных) слушаний ихорганизатор составляет итоговый документ (протокол), содержащийобобщенную информацию о ходе общественных (публичных) слушаний, втом числе о мнениях их участников, поступивших предложениях изаявлениях, об одобренных большинством участников слушанийрекомендациях. 7. Итоговый документ (протокол), подготовленный по результатамобщественных (публичных) слушаний, направляется на рассмотрение ворганы государственной власти, органы местного самоуправления,государственные и муниципальные организации, иные органы иорганизации, осуществляющие в соответствии с федеральными законамиотдельные публичные полномочия, и обнародуется в соответствии снастоящим Федеральным законом, в том числе размещается винформационно-телекоммуникационной сети "Интернет".    Статья 26. Определение и обнародование результатов           общественного контроля 1. Определение и обнародование результатов общественногоконтроля осуществляются путем подготовки и направления в органыгосударственной власти, органы местного самоуправления,государственные и муниципальные организации, иные органы иорганизации, осуществляющие в соответствии с федеральными законамиотдельные публичные полномочия, итогового документа,подготовленного по результатам общественного контроля: итоговогодокумента общественного мониторинга, акта общественной проверки,заключения общественной экспертизы, протокола общественногообсуждения, протокола общественных (публичных) слушаний, а также виных формах, предусмотренных федеральными законами. 2. В итоговом документе, подготовленном по результатамобщественного контроля, указываются место и время осуществленияобщественного контроля, задачи общественного контроля, субъектыобщественного контроля, формы общественного контроля, установленныепри осуществлении общественного контроля факты и обстоятельства,предложения, рекомендации и выводы. К итоговому документуприлагаются иные документы, полученные  при осуществленииобщественного контроля. 3. Общественные объединения и иные негосударственныенекоммерческие организации на основании результатов общественногоконтроля вправе: 1) направлять в органы государственной власти, органы местногосамоуправления, государственные и муниципальные организации, иныеорганы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральнымизаконами отдельные публичные полномочия, предложения и рекомендациипо совершенствованию их деятельности, а также по устранению причини условий, способствовавших нарушению прав и свобод человека игражданина, прав и законных интересов общественных объединений ииных негосударственных некоммерческих организаций; 2) выдвигать общественную инициативу в соответствии сзаконодательством Российской Федерации; 3) оспаривать в установленном федеральным законом порядке (втом числе в судебном и (или) административном порядке) нормативныеправовые акты, решения и действия (бездействие) органовгосударственной власти, органов местного самоуправления,государственных и муниципальных организаций, иных органов иорганизаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законамиотдельные публичные полномочия. 4. Субъекты общественного контроля в соответствии с настоящимФедеральным законом обнародуют информацию о своей деятельности, опроводимых мероприятиях общественного контроля и об их результатах,в том числе размещают ее в информационно-телекоммуникационной сети"Интернет", в средствах массовой информации, а также принеобходимости направляют информацию о результатах общественногоконтроля в органы прокуратуры и (или) органы государственной властии органы местного самоуправления, в компетенцию которых входитосуществление государственного контроля (надзора) илимуниципального контроля за деятельностью органов и (или)организаций, в отношении которых осуществляется общественныйконтроль. 5. Органы   государственной власти, органы местногосамоуправления, государственные и муниципальные организации, иныеорганы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральнымизаконами отдельные публичные полномочия, обязаны рассматриватьнаправленные им итоговые документы, подготовленные по результатамобщественного контроля, и в установленный законодательствомРоссийской Федерации срок направлять соответствующим субъектамобщественного контроля обоснованные ответы. Глава 4. Ответственность за нарушение законодательства         Российской Федерации об общественном контроле Статья 27. Ответственность за нарушение законодательства           Российской Федерации об общественном контроле 1. Субъект общественного контроля в случае нарушения прав исвобод человека и гражданина, прав и законных интересовобщественных объединений и иных негосударственных некоммерческихорганизаций вносит предложения в соответствующие органыгосударственной власти и органы местного самоуправления опривлечении к ответственности виновных должностных лиц. 2. Воспрепятствование законной деятельности субъектовобщественного контроля, необоснованное вмешательство субъектовобщественного контроля в деятельность органов государственнойвласти и органов местного самоуправления, иных органов иорганизаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законамиотдельные публичные полномочия, и оказание неправомерноговоздействия на указанные органы и организации влекутответственность, установленную законодательством РоссийскойФедерации. 3. Нарушение субъектом общественного контроля, общественныминспектором, общественным экспертом или иным лицом субъектаобщественного контроля настоящего Федерального закона, в том числеразмещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"искаженных или недостоверных сведений о результатах общественногоконтроля, влечет ответственность, установленную законодательствомРоссийской Федерации. Президент Российской Федерации                    В.Путин


Работа общественного жилищного контроля профсоюза



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: