Виды и сроки освидетельствования колесных пар тепловозов

Колесные пары за время своей службы должны подвергаться осмотру под тепловозом, обыкновенному и полному освидетельствованию, а также освидетельствованию с выпрессовкой оси.

Осмотр-колесных пар под тепловозом производят при:

а) каждом осмотре тепловоза в депо, во время приемки и сдачи тепловоза и стоянки в оборотных пунктах;

б) техническом и профилактическом осмотре, малом и большом периодическом ремонте;

в) крушении, аварии, столкновении или сходе тепловоза с рельсов

Обыкновенное освидетельствование колесных пар – выполняют при каждой подкатке их под тепловоз.

Полное освидетельствование колесных пар производят при:

а) всех видах ремонта тепловоза на заводах, связанного с выкаткой колесных пар;

б) смене хотя бы одного элемента;

в) неясности клейм и знаков последнего полного освидетельствования;

г) наличии повреждения колесной пары после крушения, аварии, столкновения или схода тепловоза с рельсов.

Освидетельствование колесных пар с выпрессовкой оси – производят в случае непрозвучивания оси ультразвуком при полном освидетельствовании, при необходимости снятия одновременно обоих центров, а также при отсутствии или неясности клейм формирования, если колесной паре такого вида освидетельствования еще не производилось. При всех видах освидетельствований колесных пар шейки оси под буксовые и моторно-осевые подшипники, предподступичные части оси, средняя часть оси, зубья венца зубчатого колеса подлежат контролю дефектоскопом.

Во время формирования колесных пар или их освидетельствования с распрессовкой элементов дефектоскопом проверяют также подступичные части оси. Внутреннюю обработанную поверхность бандажа проверяют дефектоскопом при перетяжке старого и насадке нового бандажа. Результаты контроля элементов колесных пар дефектоскопом регистрируют в журнале.

Основные требования предъявляемые к колёсным парам тепловозов и вагонов.

К металлу оси и бандажа колесной пары предъявляют повышенные требования. Они не должны иметь никаких внутренних и поверхностных пороков, понижающих прочность конструкции. Для проверки осей на заводах-изготовителях внедряется ультразвуковая дефектоскопия.

Однако в процессе эксплуатации на некоторых осях обнаруживают поперечные трещины усталостного характера. Как правило, такие трещины появляются на осевых шейках около галтелей, на подступичных частях у внешней и внутренней кромок ступицы, а иногда в средней части оси. Появление трещин в некоторых осях объясняется условием их работы. На ось при работе воздействуют знакопеременные (пульсирующие) нагрузки, меняющиеся в широких пределах. Опасными являются максимальные нагрузки, которые возникают при износе бандажей (особенно при образовании скользунов) и рельсов, неудовлетворительном состоянии земляного полотна, балластного покрытия, заедании букс в буксовых направляющих, боксовании колесных пар и в ряде других случаев.

Характерными признаками трещин на оси являются: скопление над трещиной пыли и грязи в виде небольшого валика, появление сгустков смазки, смешанной с пылью, оседание инея в зимнее время, образование па окрашенной поверхности оси пузырьков краски. Если обнаружен один из этих признаков, то ось тщательно обследуют с применением дефектоскопа.

Дефектоскопия. Для обнаружения трещин в осях на тепловозоремонтных заводах, в мастерских и депо применяют магнитные и ультразвуковые дефектоскопы. Магнитными дефектоскопами типа ДКМ или ДГЭ-М проверяют осевые шейки, а ДГС-М – моторно-осевые шейки и среднюю часть оси колесной пары.

Подступичная часть оси и часть, на которую напрессовано зубчатое колесо, проверяют ультразвуковым дефектоскопом без распрессовки колесной пары. При магнитной проверке оси колесной пары применяют пылевидный порошок из мягкой стали, кузнечной окалины или крокуса.

В качестве жидкости для разведения порошка используют смесь керосина с трансформаторным маслом или керосина с компрессорным маслом. Смесь должна иметь вязкость в пределах 1,2 - 1,3° Энглера при 50°С. Соотношение жидкой смеси и порошка: 1 л смеси и 200 г порошка. Перед намагничиванием проверяемые места на оси очищают до металлического блеска.

Для проверки осевых шеек колесной пары дефектоскоп ДГЭ-М надевают на шейку так, чтобы односторонний сердечник-магнитопровод был обращен к торцу оси, а дефектоскоп не доходил до ступицы колесного центра на 125 - 150 мм. Дефектоскоп включают в сеть переменного тока напряжением 220 или 127 в. Участок на осевой шейке 125 - 150 мм от ступицы обливают жидкой магнитной смесью, предварительно тщательно размешанной, и осматривают часть шейки оси, предподступичную часть и выступающую подступичную часть. После этого дефектоскоп снимают, повертывают другой стороной к ступице и проверяют остальную часть шейки оси. Затем колесную пару поворачивают вокруг ее оси на 180° для проверки нижней части шейки.

Таким же образом проверяют шейки осей под моторно-осевые подшипники и среднюю часть оси, но при этом применяют дефектоскоп типа ДГС-М. Для сбора стекающей жидкости под проверяемые части оси подставляют ванночку. Признаком трещины является скопление магнитного порошка в виде характерной для трещины линии, расположенной поперек продольной оси колесной пары.

При сомнении проверку повторяют. После проверки размагничивают оси, для чего включенный в сеть переменного тока дефектоскоп типа ДГЭ-М надевают на шейку до ступицы колесного центра, а затем медленно снимают с шейки. Ось считается размагниченной, если она не притягивает мелких стальных частиц.

Магнитными дефектоскопами можно проверить открытые части оси. Проверку подступичной части и места напрессовки зубчатого колеса без распрессовки колесной пары можно производить ультразвуковым дефектоскопом типа УЗД-56М ЦНИИ МПС.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: