Индикаторная и эффективная мощность дизеля

Мощность дизеля - можно определить по индикаторной диаграмме. Предполагая, что рабочие циклы в многоцилиндровых двигателях протекают примерно одинаково и только смещены на угол (фазу) сдвига кривошипов коленчатого вала, можно считать, что мощность, развиваемая в отдельных цилиндрах, тоже одинакова, а мощность дизеля в целом равна сумме мощностей всех цилиндров.

Выражение для подсчета индикаторной мощности двигателя можно получить, вычислив работу L, выполненную газами в одном цилиндре за полный цикл:

L = PicpFS,

где Picp – среднее индикаторное давление, Н/м2 или Па;

F – площадь поршня, м2;

S – ход поршня, м.

Площадь поршня определяется по формуле:

F = πD2 / 4

где D – диаметр поршня, м.

Среднее индикаторное давление получают в результате замены площади индикаторной диаграммы равновеликим прямоугольником, у которого ордината называется среднеиндикаторным давлением. Тогда работа, выполненная во всех цилиндрах дизеля за 1 мин:

L = Picp* πD2 / 4*Sni*2*/τ,

где п – частота вращения коленчатого вала, об/мин;

    i – число цилиндров дизеля;

    τ – тактность дизеля (τ = 2 – для двухтактного и τ = 4 – для четырехтактного двигателя).

Индикаторная мощность дизеля определяется по формуле:

Ni = 2Pi*Vh*ni / 60*103τ = Pi*Vh*ni / 30*103τ

где 103 – коэффициент для переводамощности в киловатты.

Для получения индикаторной диаграммы применяют специальные приборы – индикаторы. В тихоходных ДВС (до 700 об/мин) используют механические индикаторы, а в быстроходных – электрические.

В зависимости от конструкции ДВС и его форсировки среднее индикаторное давление Pi МПа, может меняться в широких пределах:

Двухтактные двигатели:

10Д100 ………………………… 1,140

11Д45 …………………………. 1,100

14Д40 …………………………. 1,120

Четырехтактные двигатели:

ПД1М …………………............. 1,070

1Д49 …………………………... 2,095

1А-5Д49 ………………………. 1,385

Индикаторная мощность, полученная за счет работы газов в цилиндре двигателя, при передаче на коленчатый вал расходуется на трение поршней, подшипников шатунно-поршневой группы, на привод газораспределительного механизма, топливные насосы высокого давления, водяные, масляные и топливные насосы и другие механизмы, без которых невозможна работа дизеля. Эти затраты работы называются механическими потерями LМ, и соответствующая им мощность называется мощностью механических потерь NМ. Аналогично индикаторной работе:

LМ = Vh РМ ,

где РМ — среднее давление механических потерь.

Среднее эффективное давление Ре представляет собой условное постоянное давление, которое, действуя на поршень в течение одного хода, совершает работу, равную эффективной работе за цикл или это эффективная работа Lе за цикл, отнесенная к рабочему объему цилиндра:

Ре = Lе / Vh

Эффективная мощность Ne подсчитывается так же, как и индикаторная, но вместо среднего индикаторного давления Pi в формулу подставляется среднее эффективное давление Ре.

Коэффициент полезного действия дизеля.

Механическим КПД называется – отношение эффективной мощности к индикаторной.

ȠМ = Ne / Ni

Для современных дизелей ƞм = 0,8...0,88.

Эффективным КПД дизеляназывается отношение эффективной работы к количеству теплоты подведенной с топливом, и обозначается ƞ e:

ƞe = 3600 / qe*Qh,

где qe – удельный эффективный расход топлива, гДкВт ч);

    Qh – низшая теплота сгорания дизельного топлива, кДж/кг.

При оптимальной нагрузке дизеля ƞe = 0,39 - 0,43.

Эффективный, индикаторный и механический КПД связаны между собой соотношением ƞe = ƞi ƞм

Эффективность работы ДВС часто оценивают вместо КПД двигателя удельным расходом топлива qe, т.е. расходом топлива на единицу его полезной (эффективной) работы, выраженным в г/(кВт ч) или г/(л.с. ч).

Удельный расход топлива определяется экспериментально при испытаниях двигателя, где измеряется расход топлива G дизелем за единицу времени работы, кг/ч, с постоянной мощностью Ne, кВт или л.с.

Тогда, qe = G/Ne.

Современные тепловозные дизели имеют qe на уровне 200 - 220 г(кВт.ч), или 150 - 180 г/(л.с. ч.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: