Имущественный вычет при заключении договора мены

Согласно ст. 567 ГК РФ к договору мены применяются соответственно правила о купле-продаже, если это не противоречит правилам гл. 31 ГК РФ и существу мены. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.

В соответствии с п. 1 ст. 568 ГК РФ, если из договора мены не вытекает иное, товары, подлежащие обмену, предполагаются равноценными.

Доход, получаемый каждой стороной договора мены, учитываемый при определении налоговой базы, определяется исходя из стоимости обмениваемого имущества. По мнению Минфина России, сумма дохода, полученного в результате исполнения договора мены квартир, определяется исходя из стоимости квартир, указанной в договоре мены. В случае если в договоре мены стоимость обмениваемых квартир не указывается, сумма дохода определяется исходя из рыночной стоимости обмениваемых квартир (письмо от 03.06.2014 N 03-04-05/26663).

Имущественный вычет можно применять и в том случае, если имущество передается по договору мены.

Как указано в п. 9 Обзора Верховного Суда РФ от 21.10.2015, правоотношения, связанные с отчуждением принадлежащего налогоплательщику имущества (на основании договора мены или на основании договора купли-продажи), не могут иметь разные налоговые последствия. В обоих случаях доход определяется исходя из стоимостного выражения встречного исполнения, которое было получено налогоплательщиком при совершении сделки по реализации имущества.

При этом согласно пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ в связи с реализацией имущества по договору мены гражданин вправе уменьшить полученный им доход на имущественный налоговый вычет. Следовательно, при отчуждении квартиры по договору мены облагаемый налогом доход гражданина правильно определен налоговой инспекцией исходя из стоимости жилого дома, полученного от другой стороны договора с применением к доходу налогоплательщика имущественного налогового вычета.

 

4. Порядок заявления вычетов

 

А. получил в 2017 году годовой доход, облагаемый по ставке 13%, в сумме 950 тыс. руб. В декларации, поданной в налоговую инспекцию, он заявил социальные налоговые вычеты на обучение двух детей в размере 100 тыс. руб. (по 50 тыс. руб. на каждого) и на лечение матери в сумме 120 тыс. руб., имущественный вычет на приобретение квартиры (в части, не использованной за прошлые налоговые периоды) в сумме 800 тыс. руб. Налоговая инспекция предоставила А. имущественный вычет в сумме 800 тыс. руб. и социальные вычеты в сумме 150 тыс. руб., отказав в предоставлении налогового вычета в сумме 70 тыс. руб. (В отличие от имущественного вычета социальный вычет не может быть перенесен на следующий период.)

Такая ситуация нередка на практике.

В письме от 20.04.2009 N 03-04-05-01/229 Минфин России указал, что если при предоставлении имущественного налогового вычета в связи с приобретением квартиры у налогоплательщика (с учетом иных налоговых вычетов, предоставленных налогоплательщику) осталась сумма доходов, подлежащих налогообложению, он может получить социальный налоговый вычет по расходам на обучение в пределах оставшейся части подлежащих налогообложению доходов. Если налоговая база после предоставления вычетов оказалась равной нулю, получить неиспользованный социальный вычет нельзя.

В письме Минфина России от 04.07.2012 N 03-04-05/7-838 аналогично указывается на то, что учесть в декларации за 2011 год суммы пожертвования благотворительной организации, произведенного в 2009 году (если доход, полученный в 2009 году, не позволял получить все вычеты, на которые налогоплательщик имел право), не представляется возможным.

В Апелляционном определении Тульского областного суда от 29.03.2012 N 33-813 отмечено, что НК РФ не устанавливает приоритетность или очередность предоставления тех или иных вычетов. Поскольку доходы, полученные налогоплательщиком в течение налогового периода, облагаемые по ставке 13%, в полном объеме уменьшены работодателем на заявленный имущественный налоговый вычет, право на получение которого подтверждено налоговым органом, налогооблагаемая база равна нулю.

У налогоплательщика после предоставления работодателем имущественного налогового вычета в связи с приобретением квартиры не осталось доходов, подлежащих налогообложению, по которым налогоплательщик вправе получить социальный налоговый вычет в сумме фактически понесенных расходов на лечение.

Поскольку НК РФ вопрос о порядке предоставления вычетов не решается, с учетом того, что перенести на следующие периоды можно только имущественный вычет при приобретении жилья, по нашему мнению, налогоплательщик должен, заявляя вычеты, оценивать, какие вычеты и в каком порядке ему надо заявить. Если ему не хватает дохода для получения всех вычетов, он может не заявлять имущественный вычет при приобретении жилья (если он получает его в налоговом органе) или не подавать заявление на его предоставление работодателю, заявив его в следующем налоговом периоде, когда у него будет для этого достаточная налоговая база.

Иных механизмов получения вычетов в совокупности из НК РФ не следует.

 

Глава 4. ОТДЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ, СВЯЗАННЫЕ

С ИСЧИСЛЕНИЕМ И УПЛАТОЙ НДФЛ

 

1. НДФЛ при заключении договоров доверительного управления

с российской управляющей компанией

 

Управляющая компания заключила с физическим лицом договор доверительного управления. На основании этого договора клиент передал в доверительное управление облигации иностранного эмитента, номинированные в иностранной валюте. Эмитент погасил эти ценные бумаги. Денежные средства были перечислены на валютный счет управляющей компании.

Клиент для получения налогового вычета по ценным бумагам представил управляющей компании документы, подтверждающие расходы на покупку данных ценных бумаг, и планирует вывести из доверительного управления денежные средства, полученные от погашения данных ценных бумаг. В каком порядке рассчитывается и уплачивается НДФЛ?

На управляющей компании как налоговом агенте лежит обязанность по расчету налога на доходы клиента в связи с получением дохода от реализации ценных бумаг. Для расчета налоговой базы (финансового результата) на дату вывода денежных средств управляющая компания должна будет уменьшить полученные от эмитента доходы на соответствующие расходы клиента. Датой получения клиентом дохода от операции с ценными бумагами в виде их погашения, совершенной доверительным управляющим, будет являться дата зачисления денежных средств на счет клиента.

Аналогичную позицию занимают контролирующие органы (см. письма Минфина России от 23.10.2009 N 03-04-06-01/273, от 02.11.2012 N 03-04-05/3-1247, ФНС России от 27.03.2015 N БС-18-11/314@, УФНС России по г. Москве от 03.03.2010 N 20-14/4/022266).

Таким образом, доверительный управляющий обязан будет исчислить доход клиента как произведение полученной от эмитента суммы на курс доллара США к российскому рублю, установленный Банком России на дату перечисления денежных средств клиенту. В качестве расходов управляющая компания может учитывать расходы клиента как произведение потраченной клиентом суммы на приобретение ценных бумаг на курс доллара США к российскому рублю, установленный Банком России на дату приобретения ценных бумаг.

Но законодательство не предусматривает возможности удержания НДФЛ за счет доходов клиента от операций с ценными бумагами, выплачиваемых в иностранной валюте.

Следовательно, если в рассматриваемой ситуации обществу недоступны рублевые денежные средства клиента, налог не удерживается.

Аналогичную позицию занимают контролирующие органы.

Так, в письме от 02.10.2014 N 03-04-06/49524 Минфин России разъяснил, что удержание сумм налога из денежных средств налогоплательщика в иностранной валюте, равно как и принудительная конвертация денежных средств в иностранной валюте в рубли, ст. 226.1 НК РФ не предусмотрены, поэтому при выплате налогоплательщику денежных средств в иностранной валюте удержание исчисленной суммы налога производится так же, как и при выплате в рублях, за счет остатков рублевых денежных средств налогоплательщика, находящихся в распоряжении налогового агента.

В письме от 02.10.2014 N 03-04-06/49514 Минфин России уточнил, что при выплате налогоплательщику денежных средств в иностранной валюте удержание исчисленной суммы налога производится так же, как и при выплате в рублях, за счет остатков рублевых денежных средств налогоплательщика, находящихся в распоряжении налогового агента.

В соответствии с п. 14 ст. 226.1 НК РФ при невозможности удержать у налогоплательщика полностью или частично исчисленную сумму налога вследствие прекращения срока действия последнего по дате начала действия договора, на основании которого налоговый агент осуществляет выплату, в отношении которой он признается налоговым агентом, налоговый агент в течение одного месяца с момента возникновения этого обстоятельства в письменной форме уведомляет налоговый орган по месту своего учета о невозможности указанного удержания и сумме задолженности налогоплательщика.

Уплата налога в этом случае производится налогоплательщиком в соответствии со ст. 228 НК РФ, т.е. самостоятельно.

Сообщения о невозможности удержания суммы налога по итогам налогового периода направляются налоговым агентом в налоговые органы в срок до 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Таким образом, если в рассматриваемой ситуации управляющей компании не будут доступны рублевые денежные средства клиента, она должна будет уведомить об этом обстоятельстве налоговые органы в установленном порядке.

 

2. НДФЛ при заключении договоров доверительного управления

с иностранной управляющей компанией

 

В 2017 году физическое лицо - налоговый резидент РФ заключает с иностранным банком договор доверительного управления активами, в соответствии с которым физическое лицо (клиент) передает банку (управляющему) в управление денежные средства, из которых часть удерживается в качестве вознаграждения. На конец 2017 года стоимость находящихся в управлении активов возросла. Также на клиринговом счете находились денежные средства, принадлежащие физическому лицу.

Необходимо ли физическому лицу заплатить налог с полученного по договору доверительного управления в 2017 году дохода? Каким образом рассчитывается налоговая база и в каком порядке подается налоговая декларация?

Доход, полученный в 2017 году по договору доверительного управления, заключенному с иностранным банком, и остающийся в доверительном управлении, не подлежит налогообложению до момента возникновения у физического лица права распоряжения таким доходом.

В соответствии с п. 1 ст. 209 НК РФ доходы физических лиц - налоговых резидентов РФ от источников за пределами Российской Федерации подлежат обложению НДФЛ.

Согласно п. 3 ст. 208 НК РФ для целей обложения НДФЛ к таким доходам в том числе относятся:

1) дивиденды и проценты, полученные от иностранной организации (пп. 1 п. 3 ст. 208 НК РФ);

2) доходы от реализации за пределами Российской Федерации акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставных капиталах иностранных организаций (пп. 5 п. 3 ст. 208 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 223 НК РФ при получении доходов в денежной форме дата фактического получения иного дохода, чем оплата труда, определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц.

Датой получения физическим лицом дохода от операций с ценными бумагами, совершаемых управляющим, является дата зачисления денежных средств на счет в российском или в зарубежном банке при условии, что у физического лица при этом появится право распоряжения такими денежными средствами и (или) ценными бумагами с момента их зачисления на счет. Следовательно, до тех пор, пока имущество остается в доверительном управлении, доход физическим лицом не считается полученным и налогообложению не подлежит. Данной позиции придерживаются Минфин России (письмо от 23.10.2009 N 03-04-06-01/273) и УФНС России по г. Москве (письмо от 03.03.2010 N 20-14/4/022266).

Таким образом, при поступлении на личный счет налогоплательщика денежных средств у физического лица возникает налогооблагаемый доход. В противном случае доход не возникает.

В случае вывода денежных средств и появления у физического лица права распоряжения доходами возникают два объекта налогообложения - получение дохода от операций с ценными бумагами (включая получение процентов по ним) и получение доходов от долевого участия в организации в виде дивидендов. Налоговая база по данным объектам рассчитывается отдельно.

Доходы и расходы налогоплательщика, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли в порядке, установленном в п. 5 ст. 210 НК РФ, в соответствии с которым доходы (расходы, принимаемые к вычету) налогоплательщика, выраженные (номинированные) в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Банка России, установленному на дату фактического получения указанных доходов (дату фактического осуществления расходов).

Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты НДФЛ по операциям с ценными бумагами установлены в ст. 214.1 НК РФ. В соответствии с п. 14 этой статьи налоговой базой по операциям с ценными бумагами признается положительный финансовый результат. При этом финансовый результат по операциям с ценными бумагами, обращающимися и не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, определяется отдельно (п. 17 ст. 214.1 НК РФ).

Финансовый результат рассчитывается как сумма доходов от операций по ценным бумагам за вычетом соответствующих расходов.

Доходами по операциям с ценными бумагами признаются доходы от реализации (погашения) ценных бумаг, полученные в налоговом периоде (п. 7 ст. 214.1 НК РФ).

Доходы по операциям с ценными бумагами, осуществляемым доверительным управляющим в пользу выгодоприобретателя - физического лица, включаются в доходы выгодоприобретателя при определении налоговой базы по доходам по операциям с ценными бумагами.

В соответствии с п. 10 ст. 214.1 НК РФ расходами по операциям с ценными бумагами признаются документально подтвержденные и фактически осуществленные налогоплательщиком расходы, связанные с приобретением, реализацией, хранением и погашением ценных бумаг.

К таким расходам комментируемая статья относит в основном расходы, связанные с выплатой вознаграждения иным участникам рынка ценных бумаг (например, биржевой сбор (комиссия); оплата услуг лиц, осуществляющих ведение реестра). Также к ним относятся суммы, уплаченные по договору доверительного управления доверительному управляющему в виде вознаграждения и компенсации произведенных им расходов по осуществленным операциям с ценными бумагами (абз. 2 п. 17 ст. 214.1 НК РФ).

Налоговая база по доходам от дивидендов, полученных от иностранной компании, рассчитывается как сумма полученных дивидендов за вычетом суммы налога, исчисленного и уплаченного по месту нахождения источника дохода (т.е. государства резидентства компании - плательщика дивидендов) (п. 2 ст. 214 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 224 НК РФ налоговая ставка по полученным доходам от ценных бумаг и дивидендов устанавливается в размере 13%.

Согласно п. 3 ст. 228 НК РФ налогоплательщики, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, обязаны представить в налоговый орган по месту жительства налоговую декларацию.

В соответствии с п. 4 ст. 228 НК РФ общая сумма налога уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором учитываются соответствующие доходы. Налогоплательщик, получивший доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, подает в налоговый орган декларацию по форме 3-НДФЛ (см. Приказ ФНС России от 24.12.2014 N ММВ-7-11/671@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в электронной форме").

Важно помнить, что доход в виде материальной выгоды при приобретении ценных бумаг зависит только от личности покупателя.

Поэтому даже при приобретении акций и иных ценных бумаг у другого физического лица может возникнуть налогооблагаемый доход.

На практике гораздо более распространены ситуации, когда физические лица заключают договор купли-продажи.

Н. приобрел 100% в уставном капитале ООО у З. Стоимость доли составила 10 тыс. руб. при стоимости чистых активов общества 100 тыс. руб. Возник ли у Н. налогооблагаемый доход в размере 90 тыс. руб.?

Нет, налогооблагаемый доход не возникает. Из буквального толкования ст. 212 НК РФ можно сделать вывод, что она не содержит положений, квалифицирующих в качестве материальной выгоды доход от приобретения долей (имущественных прав) физическим лицом, если рыночная стоимость таких долей превышает фактически уплаченные суммы, т.е. физические лица могут приобрести доли в уставном капитале общества по любой стоимости, вне зависимости от соотношения рыночной стоимости таких долей и цены, которую фактически выплатят новые участники общества.

С данным толкованием ст. 212 НК РФ согласны и контролирующие органы.

Так, в письме от 25.06.2015 N 03-04-05/36763 Минфин России разъяснил, что определение материальной выгоды при приобретении налогоплательщиком имущественных прав, в том числе долей в уставном капитале организаций, ст. 212 НК РФ не предусмотрено.

В каком порядке признаются расходы от реализации долей в уставном капитале организаций физическими лицами, если покупатель оплачивает их в рассрочку в течение нескольких налоговых периодов?

Налоговое законодательство прямо не регулирует особенности порядка учета налогоплательщиком документально подтвержденных расходов, принимаемых в уменьшение суммы облагаемых налогом доходов, полученных от продажи доли с рассрочкой платежа в разных налоговых периодах.

Х. приобрел 100% в уставном капитале ООО у У. в 2016 году. Стоимость доли составила 400 тыс. руб. У. выплатил 200 тыс. руб. в декабре 2016 года, а еще 200 тыс. руб. - в марте 2017 года. Как распределяются расходы, понесенные налогоплательщиком на приобретение доли?

В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ при продаже доли (ее части) в уставном капитале общества налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества (имущественных прав).

В состав расходов налогоплательщика, связанных с приобретением доли в уставном капитале общества, могут включаться следующие расходы:

- расходы в сумме денежных средств и (или) стоимости иного имущества (имущественных прав), внесенных в качестве взноса в уставный капитал при учреждении общества или при увеличении его уставного капитала;

- расходы на приобретение или увеличение доли в уставном капитале общества.

По общему правилу (пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ), дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц - при получении доходов в денежной форме.

Следовательно, налогоплательщик обязан признавать доход от реализации доли в каждом из налоговых периодов получения денежных средств от покупателя. Поскольку уменьшение суммы облагаемых налогом доходов, полученных от продажи доли, на сумму документально подтвержденных расходов является закрепленным законом правом налогоплательщика, он вправе самостоятельно определять порядок учета таких расходов, принимаемых в уменьшение доходов в разных налоговых периодах.

Аналогичную позицию занимают контролирующие органы в схожих ситуациях.

Так, в письме от 27.01.2016 N БС-4-11/1077@ ФНС России указала, что поскольку уменьшение суммы облагаемых налогом доходов, полученных от продажи ценных бумаг (в том числе с рассрочкой платежа), на сумму документально подтвержденных расходов является правом налогоплательщика, налогоплательщик может самостоятельно определять порядок учета таких расходов, принимаемых в уменьшение в разных налоговых периодах. Частным случаем такого распределения является учет полной суммы произведенных расходов, связанных с приобретением реализованного пакета ценных бумаг, по итогам любого из налоговых периодов, в котором производились выплаты соответствующего дохода.

Таким образом, налогоплательщик вправе распределить понесенные расходы на приобретение доли между налоговыми периодами, в течение которых в соответствии с условиями договора он получает доход от ее реализации, для полного учета соответствующих расходов для целей налогообложения.

К. передал 1 100 паев в закрытом паевом инвестиционном фонде, приобретенных за 110 тыс. руб., Т. в качестве отступного по договору займа, общая задолженность по которому составила 120 тыс. руб. Возникает ли налоговая база по НДФЛ в результате передачи отступного, и как определяется налоговая база по операции предоставления отступного?

Из положений п. 2 ст. 142 ГК РФ следует, что инвестиционный пай паевого инвестиционного фонда является ценной бумагой. (Аналогичное положение содержится в п. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах".)

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 208 НК РФ обложению НДФЛ подлежат доходы налогоплательщика от реализации в Российской Федерации акций и иных ценных бумаг.

При этом ст. 214.1 НК РФ устанавливает особый порядок определения налоговой базы НДФЛ по операциям с ценными бумагами. Из смысла этой статьи (в частности, из ее п. 7) следует, что под операциями с ценными бумагами понимается их реализация (погашение).

Отношения по купле-продаже ценных бумаг, не обращающихся на биржах, регулируются ГК РФ. По общему правилу ст. 11 НК РФ, институты, понятия и термины гражданского законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в гражданском законодательстве.

Как следует из гл. 26 ГК РФ ("Прекращение обязательств"), отступное является способом прекращения обязательства.

В соответствии со ст. 409 ГК РФ по соглашению сторон обязательство может быть прекращено предоставлением отступного - уплатой денежных средств или передачей иного имущества.

В силу данной нормы при подписании соглашения о предоставлении отступного заемное обязательство прекращается путем и в момент исполнения обязательства, вытекающего из соглашения об отступном.

При этом само по себе предоставление отступного не может и не должно порождать налоговые последствия, аналогичные прощению долга, если в качестве отступного передается имущество, стоимость которого равноценна размеру заемного обязательства (см. письмо Минфина России от 01.10.2015 N 03-04-05/56306).

Вместе с тем предоставление отступного для целей налогообложения не может рассматриваться как исполнение первоначальной обязанности должника, так как это противоречило бы принципу налогового учета операций в соответствии с их действительным экономическим смыслом. (Принцип экономической обоснованности налогообложения закреплен в п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", подтвержден практикой, в том числе Конституционного Суда РФ (например, в Определении от 04.07.2017 N 1440-О).)

Поскольку в соглашении об отступном стороны предусмотрели, что заемное обязательство прекращается передачей права собственности на ценные бумаги, такой переход прав должен рассматриваться как действительный экономический смысл операции.

Аналогичным образом рассматривает факт передачи отступного гл. 21 НК РФ (НДС), которая признает факт передачи отступного или исполнения новации реализацией товаров (работ, услуг).

Таким образом, с предоставлением отступного меняется в целом способ исполнения договора займа, прекращаются обязательства сторон по первоначальному способу исполнения, и на стороны возлагаются другие, новые обязательства, возникающие из соглашения об отступном (т.е. денежная форма возврата займа более не исполняется сторонами).

Поскольку при передаче имущества в качестве отступного происходит передача права собственности на него на возмездной основе, данная передача признается реализацией. Этот вывод отражен в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 26 апреля 2017 г.

Аналогичную позицию занимают суды, признавая передачу права собственности на ценные бумаги в качестве отступного реализацией, налоговая база по которой определяется в порядке ст. 214.1 НК РФ (см. Апелляционное определение Московского областного суда от 26.02.2014 N 33-4388, решение Бийского городского суда Алтайского края от 10.03.2016 N 2А-1752/2016~М-490/2016 и др.).

С учетом изложенного передача инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда признается реализацией ценных бумаг, следовательно, налоговая база по таким операциям должна исчисляться в порядке, установленном ст. 214.1 НК РФ.

Напомним, что в соответствии с п. 14 ст. 214.1 НК РФ налоговой базой по операциям с ценными бумагами признается положительный финансовый результат по совокупности соответствующих операций, исчисленный за налоговый период. Финансовый результат, в свою очередь, определяется как доходы от операций за вычетом установленных статьей расходов.

Доходами по операциям с ценными бумагами признаются доходы от реализации (погашения) ценных бумаг, полученные в налоговом периоде (п. 7 ст. 214.1 НК РФ).

Следовательно, доходом физического лица по предоставлению ценных бумаг в качестве отступного будет являться сумма задолженности по заемному обязательству (включая сумму начисленных процентов), которая, в соответствии с соглашением об отступном, прекращается в связи с передачей такого имущества.

Расходы при реализации инвестиционных паев, приобретенных налогоплательщиком при внесении имущества (имущественных прав) в состав паевого инвестиционного фонда, определяются в соответствии с абз. 8 п. 13 ст. 214.1 НК РФ. Согласно данной норме расходами на приобретение этих инвестиционных паев признаются документально подтвержденные расходы на приобретение имущества (имущественных прав), внесенного в состав паевого инвестиционного фонда.

Таким образом, налоговой базой по такой операции будет являться разница между стоимостью реализации ценных бумаг (120 тыс. руб.), т.е. прекращаемой в связи с предоставлением отступного суммы задолженности, и фактической стоимостью инвестиционных паев для физического лица (110 тыс. руб.). Следовательно, налоговой базой по такой сделке будет являться сумма в размере 10 тыс. руб. В соответствии с п. 1 ст. 224 НК РФ налоговая ставка по таким доходам установлена в размере 13%.

 

Раздел IV. ДЕКЛАРИРОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ СЧЕТОВ И АКТИВОВ

 

На физических лиц, помимо обязанности по подаче налоговой декларации в установленных законом случаях, возложено бремя представления иных видов отчетности. В их число входят уведомления об участии в иностранных организациях и учреждении структур без образования юридического лица, уведомления о контролируемых иностранных компаниях, уведомления об открытии и закрытии счетов в иностранных банках, отчеты о движении денежных средств по счету в иностранном банке. Всю эту информацию налоговые органы также используют для определения налоговых обязательств физических лиц.

 

Глава 1. УВЕДОМЛЕНИЕ ОБ УЧАСТИИ В ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Уведомление подлежит представлению налогоплательщиками по каждой иностранной организации, доля прямого или косвенного участия в которой превышает 10%, в срок не позднее трех месяцев с даты возникновения (изменения) доли участия в иностранной организации (п. п. 2 и 3 ст. 25.14 НК РФ).

Доля участия в иностранной организации определяется в порядке, установленном ст. 105.2 НК РФ. Согласно этой статье доля лица в организации представляет собой сумму выраженных в процентах долей прямого и косвенного участия этого лица в организации. При этом необходимо иметь в виду следующее.

Долей прямого участия признается непосредственно принадлежащая лицу доля голосующих акций или доля в уставном (складочном) капитале иностранной организации.

Доля косвенного участия в организации представляет собой произведение долей прямого участия каждой предыдущей организации в каждой последующей. (Доля косвенного участия определяется как произведение долей прямого участия первых двух организаций (иных лиц) в последовательности, а при наличии последующего участия - путем умножения получившегося произведения на долю следующего прямого участия в последовательности и каждого следующего получившегося произведения на каждую долю следующего прямого участия до последней организации в последовательности (п. 3 ст. 105.2 НК РФ).)

Неправомерное непредставление в установленный срок уведомления об участии в иностранных организациях влечет за собой взыскание штрафа в размере 50 тыс. руб. в отношении каждой иностранной организации, сведения о которой не представлены в налоговый орган (п. 2 ст. 129.6 НК РФ).

 

Глава 2. УВЕДОМЛЕНИЕ О КОНТРОЛИРУЕМЫХ ИНОСТРАННЫХ КОМПАНИЯХ

И УПЛАТА НАЛОГА С ПРИБЫЛИ ТАКОЙ КОМПАНИИ

 

Уведомление о контролируемых иностранных компаниях подлежит представлению в налоговый орган в срок до 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли контролируемой иностранной компании (п. 2 ст. 25.14 НК РФ).

В связи с этим подлежат установлению следующие обстоятельства.

Является ли иностранная организация контролируемой?

В какой момент необходимо отразить прибыль контролируемой иностранной компании в составе доходов контролирующего лица?

В соответствии со ст. 25.13 НК РФ иностранная организация признается контролируемой, если она удовлетворяет следующим требованиям.

Организация не признается налоговым резидентом РФ (т.е. не является компанией, зарегистрированной в Российской Федерации).

Контролирующим лицом организации являются организация и (или) физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами РФ.

На основании п. 2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами РФ признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Данный срок не прерывается на периоды выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

Физическое лицо - резидент РФ признается контролирующим лицом иностранной компании, если:

- доля его участия в иностранной организации составляет более 25%;

- доля его участия в иностранной организации (для физических лиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 10%, если доля участия всех лиц - налоговых резидентов РФ в этой организации составляет более 50%.

В соответствии со ст. ст. 25.15 и 309.1 НК РФ при определении налоговой базы у контролирующего лица учитывается нераспределенная (т.е. оставшаяся после выплаты дивидендов) прибыль контролируемой компании в доле, соответствующей доле участия лица в такой компании.

Вместе с тем, если величина, рассчитанная в соответствии со ст. 309.1 НК РФ, составляет менее 10 млн руб., то такая прибыль в принципе не признается налогооблагаемым доходом налогоплательщика (п. 7 ст. 25.15 НК РФ).

Важно помнить, что отсутствие прибыли у контролируемой иностранной компании не освобождает налогоплательщика от подачи уведомления о контролируемой иностранной компании.

Положения ст. 25.13-1 НК РФ дополнительно освобождают контролирующее лицо от обязанности по уплате налога с полученной контролируемой организацией прибыли, в том числе, если:

- контролируемая компания является резидентом страны с высокой эффективной ставкой налога (не менее 75% средневзвешенной ставки налога на доходы организаций). Формулы для расчета эффективной ставки налогообложения и средневзвешенной налоговой ставки представлены в п. 2 ст. 25.13-1 НК РФ;

- контролируемое лицо является активной иностранной компанией.

В соответствии с п. 3 ст. 25.13-1 НК РФ активной признается иностранная компания, доля пассивных доходов которой согласно финансовой отчетности составляет менее 20% в общей сумме доходов.

В силу п. 4 ст. 309.1 НК РФ пассивными доходами признаются:

1) дивиденды;

2) доходы, получаемые в результате распределения прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации;

3) процентный доход от долговых обязательств любого вида, включая облигации с правом на участие в прибылях и конвертируемые облигации;

4) доходы от использования прав на объекты интеллектуальной собственности (платежи любого вида, получаемые в качестве возмещения за использование или за предоставление права использования любого авторского права на произведения литературы, искусства или науки, включая кинематографические фильмы и фильмы или записи для телевидения или радиовещания, использование (предоставление права использования) любых патентов, товарных знаков, чертежей или моделей, планов, секретной формулы или процесса либо использование (предоставление права использования) информации, касающейся промышленного, коммерческого или научного опыта);

5) доходы от реализации акций (долей) и (или) уступки прав в иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву;

6) доходы по операциям с производными финансовыми инструментами;

7) доходы от реализации недвижимого имущества;

8) доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, в том числе доходы от лизинговых операций, за исключением следующих доходов:

- от предоставления в аренду или субаренду морских судов, судов смешанного (река - море) плавания или воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках;

- от предоставления в аренду или субаренду подземных хранилищ газа и трубопроводов, используемых для транспортировки углеводородов.

Определение суммы дохода от лизинговых операций, связанных с приобретением и использованием предмета лизинга лизингополучателем, производится исходя из общей суммы лизингового платежа за вычетом возмещения стоимости лизингового имущества (при лизинге) лизингодателю;

9) доходы от реализации (в том числе погашения) инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов;

10) доходы от оказания консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, а также от проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

11) доходы от услуг по предоставлению персонала;

12) иные доходы, аналогичные указанным пассивным доходам.

Обратите внимание: при применении установленных налоговым законом льгот налогоплательщик не освобождается от обязанности подачи уведомления о контролируемых иностранных компаниях (ст. 25.14 НК РФ, письмо Минфина России от 18.01.2017 N 03-04-05/1911). Применение указанных освобождений должно сопровождаться представлением документов, подтверждающих данное право (ст. 25.13-1 НК РФ).

Датой получения дохода в виде прибыли контролируемой компании признается 31 декабря года, следующего за календарным годом, на который приходится дата окончания периода, за который составляется финансовая отчетность иностранной компании (п. 1.1 ст. 223 НК РФ).

Уведомление о контролируемых иностранных компаниях, соответственно, подается в срок до 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором признается такой доход.

Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых иностранных компаниях за календарный год влечет за собой взыскание штрафа в размере 100 тыс. руб. по каждой контролируемой организации (п. 1 ст. 129.6 НК РФ).

Если сумма неуплаченного дохода, подлежащая отражению у контролирующего лица в связи с участием в контролируемой иностранной компании, превышает 2,7 млн руб., контролирующее лицо может быть привлечено к уголовной ответственности в соответствии со ст. 198 УК РФ.

В случае признания прибыли контролируемой компании доходом контролирующего лица соответствующие суммы необходимо отразить в налоговой декларации по форме N 3-НДФЛ.

 

Глава 3. УВЕДОМЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ

ВАЛЮТНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ

 

Резидентами для целей валютного контроля признаются физические лица, являющиеся гражданами РФ, а также постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

В соответствии с ч. ч. 2 и 7 ст. 12 Закона о валютном регулировании резиденты обязаны представлять в налоговый орган по месту учета:

- уведомление об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территорий Российской Федерации, которое подается в срок не позднее одного месяца со дня открытия (закрытия, изменения реквизитов) таких счетов (вкладов) (см. Приказ ФНС России от 28.08.2018 N ММВ-7-14/507@ "Об утверждении форм, форматов уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада), об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, и способа их представления резидентом налоговому органу, формы уведомления о наличии счета в банке за пределами территории Российской Федерации, открытого в соответствии с разрешением, действие которого прекратилось");

- отчет о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации; предоставляется ежегодно в срок до 1 июня года, следующего за годом открытия счета (см. Постановление Правительства РФ от 12.12.2015 N 1365 "О порядке представления физическими лицами - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации").

За нарушение порядка подачи уведомлений предусмотрена административная ответственность.

Непредставление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, влечет за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от 4 до 5 тыс. руб. (ч. 2.1 ст. 15.25 КоАП РФ).

Несоблюдение установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам в банках за пределами Российской Федерации (т.е. за непредставление указанной формы) влечет за собой наложение административного штрафа на граждан в размере:

- от 2 до 3 тыс. руб. за однократное нарушение порядка подачи (п. 6 ст. 15.25 КоАП РФ);

- 10 тыс. руб. за повторное нарушение (ч. 6.4 ст. 15.25 КоАП РФ).

Однако требования к порядку открытия счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, проведения по указанным счетам (вкладам) валютных операций, а также представления отчетов о движении средств по этим счетам (вкладам) не применяются к физическим лицам - резидентам, срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней (ч. 8 ст. 12 Закона о валютном регулировании).

Лишь только после возвращения на постоянное место жительства в Россию такие лица должны будут уведомить налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) своих счетов (вкладов) в иностранной валюте и (или) в валюте РФ в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, об изменении реквизитов таких счетов (вкладов) в срок до 1 июня календарного года, следующего за истекшим календарным годом, в котором они пробыли в России не менее 183 дней.

Кроме этого, также надо будет представить налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации за тот же год.

Обратите внимание: отчеты о движении денежных средств возможно скорректировать.

Несмотря на то что в отличие от большинства форм налоговой отчетности в форме отчета о движении денежных средств физического лица - резидента по счету (вкладу) в банках за пределами территории Российской Федерации отсутствует поле "номер корректировки", представить уточненные отчеты по счетам физического лица в банках за пределами территории Российской Федерации возможно ввиду следующего.

Порядок представления физическими лицами таких отчетов установлен Правилами представления физическими лицами - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 N 1365.

В соответствии с п. 11 указанных Правил в случае выявления налоговым органом неправильных сведений (ошибок, неточных сведений), указанных физическим лицом - резидентом в отчете, а также заполнения отчета не в полном объеме налоговый орган письменно уведомляет физическое лицо - резидента о необходимости представления исправленного (уточненного) отчета. Исправленный (уточненный) отчет должен быть представлен физическим лицом - резидентом в налоговый орган в течение установленного в уведомлении срока, который не может быть менее семи рабочих дней со дня его получения, в порядке, предусмотренном п. п. 3 - 6 данных Правил.

При этом в соответствии с п. 8 рассматриваемых Правил в целях осуществления валютного контроля налоговый орган в пределах своей компетенции имеет право запрашивать и получать от физического лица - резидента подтверждающие документы (копии документов) и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (вкладов).

Таким образом, положения Правил представления физическими лицами - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации предусматривают возможность представления уточненного отчета о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации.

Несмотря на то что основанием представления отчета о движении денежных средств по счетам в иностранных банках является получение уведомления налогового органа о необходимости представления исправленного (уточненного) отчета, возможно и представление исправленного отчета о движении денежных средств в налоговый орган без соответствующего уведомления налогового органа. При этом рекомендуется подготовить нотариально заверенный перевод подтверждающих документов (отчеты и выписки по банковским счетам), поскольку налоговый орган с большой вероятностью запросит их при проверке представленных уточненных отчетов.

Сама ФНС России (см.: https://www.nalog.ru, раздел "Часто задаваемые вопросы", 2018) не отрицает возможности представления уточненного отчета о движении денежных средств в случае самостоятельного обнаружения лицом неправильных сведений (ошибок, неточных сведений).

 

Глава 4. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АМНИСТИИ КАПИТАЛА

 

В рамках второго этапа амнистии капитала (срок проведения - с 1 марта 2018 г. по 28 февраля 2019 г.) физические лица - налоговые резиденты РФ имеют возможность представить в российские налоговые органы информацию:

1) об имуществе (земельных участках, других объектах недвижимости, транспортных средствах, ценных бумагах, в том числе акциях, а также долях участия и паях в уставных (складочных) капиталах российских и (или) иностранных организаций), собственником или фактическим владельцем которого на дату представления декларации является декларант;

2) о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых декларант на дату представления декларации является контролирующим лицом;

3) о счетах (вкладах) физического лица в банках, расположенных за пределами Российской Федерации;

4) о счетах (вкладах) в банках, если в отношении владельца счета (вклада) декларант на дату представления декларации признается бенефициарным владельцем в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Бенефициарный владелец - физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25% в капитале) клиентом - юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента.

При этом Закон о добровольном декларировании активов представляет декларантам следующие гарантии.

Во-первых, освобождение от уголовной ответственности в соответствии со специальными положениями ч. 3 ст. 76.1 УК РФ (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона о добровольном декларировании активов).

Как следует из ч. 3 ст. 76.1 УК РФ, лицо освобождается от уголовной ответственности при выявлении факта совершения им до 1 января 2018 г. деяний, содержащих признаки составов преступлений, предусмотренных ст. 193, ч. ч. 1 и 2 ст. 194, ст. ст. 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ, при условии, что это лицо является декларантом или лицом, информация о котором содержится в соответствующей специальной декларации, поданной в соответствии с Законом о добровольном декларировании активов, и если такие деяния связаны с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в соответствующей специальной декларации, и (или) с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в соответствующей специальной декларации. При этом в отношении декларанта не применяются положения о возмещении ущерба, перечисления в федеральный бюджет денежного возмещения и полученного дохода (ч. ч. 1 и 2 ст. 76.1 УК РФ).

Таким образом, положения законодательства об амнистии капитала предоставляют декларанту гарантию в виде освобождения от уголовной ответственности по следующим составам преступлений.

Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ (ст. 193 УК РФ):

"1. Нарушение требований валютного законодательства Российской Федерации о зачислении денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации в крупном размере от одного или нескольких нерезидентов на счета резидента в уполномоченном банке или на счета резидента в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в установленном порядке, причитающихся резиденту в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, а равно нарушение требований валютного законодательства Российской Федерации о возврате в Российскую Федерацию на счета резидента в уполномоченном банке или на счета резидента в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в установленном порядке денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации в крупном размере, уплаченных одному или нескольким нерезидентам за не ввезенные на территорию Российской Федерации (не полученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, -

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

1.1. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, -

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные:

а) в особо крупном размере;

б) организованной группой;

в) с использованием заведомо подложного документа;

г) с использованием юридического лица, созданного для совершения одного или нескольких преступлений, связанных с проведением финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, -

наказываются лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Примечание. Деяния, предусмотренные настоящей статьей, признаются совершенными в крупном размере, если сумма незачисленных или невозвращенных денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации по однократно либо по неоднократно в течение одного года проведенным валютным операциям превышает девять миллионов рублей, а в особо крупном размере - сорок пять миллионов рублей".

Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ч. ч. 1 и 2 ст. 194 УК РФ):

"1. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) утратил силу;

в) утратил силу;

г) в особо крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового".

Обратите внимание: уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей за товары, перемещенные через таможенную границу ЕАЭС, в том числе в одной или нескольких товарных партиях, превышает 2 млн руб., а в особо крупном размере - 6 млн руб. (примеч. к ст. 194 УК РФ).

Уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица - плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов (ст. 198 УК РФ):

"1. Уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица - плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов путем непредставления налоговой декларации (расчета) или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию (расчет) или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

2. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Примечания. 1. Под физическим лицом - плательщиком страховых взносов в настоящей статье понимаются индивидуальные предприниматели и не являющиеся индивидуальными предпринимателями физические лица, которые производят выплаты и иные вознаграждения физическим лицам и обязаны уплачивать страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

2. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более девятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая два миллиона семьсот тысяч рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более четырех миллионов пятисот тысяч рублей, при условии что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая тринадцать миллионов пятьсот тысяч рублей.

3. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации".

Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией - плательщиком страховых взносов (ст. 199 УК РФ):

"1. Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией - плательщиком страховых взносов, путем непредставления налоговой декларации (расчета) или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию (расчет) или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в особо крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечания. 1. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 25 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая пятнадцать миллионов рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятнадцати миллионов рублей, при условии что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 50 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая сорок пять миллионов рублей.

2. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов которой вменяется этому лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации".

Неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК РФ):

"1. Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет, совершенное в крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечания. 1. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пяти миллионов рублей, при условии что доля неисчисленных, неудержанных или неперечисленных налогов и (или) сборов превышает 25 процентов подлежащих исчислению, удержанию или перечислению сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая пятнадцать миллионов рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятнадцати миллионов рублей, при условии, что доля неисчисленных, неудержанных или неперечисленных налогов и (или) сборов превышает 50 процентов подлежащих исчислению, удержанию или перечислению сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая сорок пять миллионов рублей.

2. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, не исполнившими обязанности налогового агента, полностью перечислены в соответствующий бюджет суммы неисчисленных, неудержанных или неперечисленных налогов и (или) сборов и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации".

Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов (ст. 199.2 УК РФ):

"1. Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, в крупном размере -

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового".

Обратите внимание: крупным размером признается сумма, превышающая 2 млн 250 тыс. руб., а особо крупным - 9 млн руб. (примеч. к ст. 170.2 УК РФ).

Во-вторых, освобождение от административной ответственности по ст. 14.1 КоАП РФ, если совершение такого правонарушения связано с участием в контролируемой иностранной компании (п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона о добровольном декларировании активов).

В ст. 14.1 КоАП РФ предусматривается ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии):

"1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

4. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), -

влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридиче


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: