Часть масла через холодильники м (см. рис.28) выходит на смазывание шатунного подшипника, а большая часть масла по двум отверстиям о в верхнем вкладыше 4 через канавку д в нижней головке и канал а в стержне шатуна подходит к верхней головке. Из канавки к на наружной поверхности втулки 9 верхней головки шатуна по радиальным отверстиям ж и и масло попадает в канавку е внутри втулки, откуда по холодильникам з выходит на смазывание втулки 9 и поршневого пальца.
Рис. 27. Поршневой палец.
Основной поток масла по двум радиальным отверстиям г (см. рис.27) поступает в полость поршневого пальца 1, из которой по четырем радиальным отверстиям в выходит в дугообразную канавку 6 в бобышке поршня, а из канавки 6 по отростку 13 попадает в змеевик 2. Проходя по змеевику, масло отбирает часть тепла от головки поршня и сливается в картер.
Возможные неисправности шатуна.
Наиболее распространенными повреждениями шатунов являются:
Ø износ и выкрашивание втулки;
Ø трещины;
Ø изгиб;
Ø скручивание;
Ø обрыв шатунных болтов;
Ø закупорка масляных каналов.