Турнир философов на тему

«Отношение «мир – человек» в историко-философской ретроспективе».

Цель занятия: На основе историко-философских источников и учебной литературы выявить, как менялось понимание и характер отношения «мир – человек» на различных исторических этапах развития западной философской мысли.

Применение: развитие навыков работы с теоретическими источниками; формирование умения критического анализа философских текстов; организация коллективной работы в команде.

Установка: проблемное поле философии традиционно строится вокруг отношения «мир – человек», чтобы понять, под воздействием каких культурно-исторических и социальных детерминант, меняется эта взаимосвязь, нужно проследить основные этапы развития европейской философской мысли.

Требуемое время: 1. Самостоятельная работа участников вне аудитории (за 1-2 недели до занятия). 2. Аудиторное обсуждение - 1,5 часа.

Состав участников:

1.Преподаватель.

2.Участники рабочих групп: «античные мыслители» «средневековые схоласты», «гуманисты эпохи Возрождения», «эмпирики Нового времени», «рационалисты Нового времени», «философы XIX века», «философы ХХ века».

3.Группа экспертов (3 человека).

Порядок проведения игры – дискуссии:

1. Распределение рабочих групп.

2. Изучение участниками рабочих групп литературы по теме и подготовка выступлений.

3. Выступление с докладами – презентациями от каждой рабочей группы на практическом занятии (10 минут).

4. Аудиторное обсуждение. Оценка выступлений.

При подготовке доклада, разработчики должны раскрыть следующие аспекты темы (с точки зрения представителей данной исторической эпохи или конкретного направления):

· Специфика данного исторического этапа генезиса философии.

· Картина мира в философии данного исторического этапа.

·  Понимание человека, его природы и сущности.

· Место и назначение человека в мире.

Позиции рабочих групп должны быть проиллюстрированы ссылками на произведения конкретных авторов, представляющих то или иное направления. Разработчики имеют право дать как обобщенный анализ философии соответствующей исторической эпохи в соответствии с указанными положениями, так и рассмотреть данные вопросы на примере определенного философского направления или творчества конкретного мыслителя этого времени. Принцип рассмотрения определяется по согласованию экспертов и представителей рабочих групп.

Итоги диспута подводят преподаватель и группа экспертов.

Эксперты осуществляют подготовительную и организационную работу, готовят введение и заключение по теме, ведут дискуссию, оценивают доклады рабочих групп. Литературу и источники студенты ищут самостоятельно. Работу экспертов оценивает преподаватель.

Оценка проводится по шкале на основании 5 критериев (от 0 до 3 баллов за критерий). Максимальный балл за занятие – 15.

Критерии

Структура доклада и логика изложения

Глубина изучения проблемы. Отсылка к источникам.

Обоснованность и новизна выводов

Представление доклада (стиль изложения, манера выступления, наглядность)

Ответы на вопросы

Общий балл

Участник или рабочая группа
             
             
             
             

Тема 1.3. Отечественная философия.

 

Вопросы и задания

1. Общая характеристика и специфика отечественной философии.

2. Особенности  развития отечественной философии в XI – XVIII вв.

3. Основные направления русской философии Х1Х века.

4. Судьба отечественной философии в начале ХХ века. Русское философское зарубежье.

5. Философская мысль в советский период (20- 90 годы XX века).

6. Философия современной России (конец XX- начало XXI вв.).

 

7. Составьте краткий конспект или тезисный план статьи известного отечественного философа (по печатным  материалам журнала «Вопросы философии»).

Темы докладов и сообщений

1. Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского.

2. П.Я. Чаадаев о судьбах и перспективах развития России.

3. Концепция «непротивления злу силой» Л.Н. Толстого.

4. Проблема свободы в творчестве русских философов..

5. Проблема гармонии «человек-природа» в русском космизме.

Источники

1. Бердяев Н. Русская идея// URL: http://www.koob.ru/berdyaev_n/slavery

2. Ильин И. Сочинения // URL: http://www.koob.ru/ilyin_i_a/

3. Соловьев В. Сочинения // URL: http://www.koob.ru/solovyev/

4. Чаадаев П.Я. Философические письма // URL: http://www.koob.ru/chaadaev/filosoficheskie_pisma

5. Франк С. Смысл жизни // URL: http://www.koob.ru/frank_semyon/smisl_jizni

 

Семинар по теме «Отечественная философия может быть проведен в форме игры-дискуссии «Русская идея в истории отечественной философии».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: