Тема 3. Гносеология: Философия познания

Общие задачи теории познания. Познание как социально-опосредованное и исторически развивающееся отношение человека к миру. Субъект и объект познания. Методы и средства познания. Единство и особенности чувственного и рационального познания. Многообразие видов и форм знания. Ненаучные формы познания: обыденное, религиозное, художественное. Знание и вера. Наука как специализированная форма познания. Творчество и интуиция. Возможности и границы познания. Проблема истины в философии и науке. Критерии истины. Логика. Философия науки: понятие и предмет. Понятие науки в философии. Соотношение философии и науки. Предметная сфера философии науки. Возникновение философии науки как направления современной философии. Основные философские концепции науки. Сциентизм и антисциентизм. Динамика научного знания. Методология научного творчества. Классификация методов науки.

 

Тема 4: Философия человека. Этика.

 Специфика философского осмысления проблемы человека. Философская антропология как философское учение о человеке. Предмет философской антропологии. Проблема человека в истории философии. Понятие «человек». Концепции антропосоциогенеза. Природа и сущность человека.

Человек как субъект деятельности Понятие деятельности. Субъект, объект и результат деятельности. Основные формы человеческой жизнедеятельности: труд, общение, игра и познание. Свобода как способ самореализации индивида. Свобода внешняя и внутренняя. Свобода и ответственность

Ценности в жизни человека и общества. Аксиология как наука о ценностях. Понятие, природа и классификация ценностей. Этика как наука о морали. Добро и зло. Разнообразие и конфликтность ценностей. Высшие и минимальные ценности. Проблема смысла человеческой жизни. Существование человека и его сущность.

 

Тема 5. Социальная философия.

Предмет социальной философии. Многообразие форм социального познания. Природа социального бытия. Понятие социальной деятельности и социального взаимодействия. Общество как целостная система. Общественное сознание и общественное бытие.

Природа и общество. Природа как предпосылка и условие человеческой истории. Исторические формы взаимодействия общества и природы. Природа и генезис общественных потребностей Социальное управление. Основные сферы жизни общества и их взаимосвязь. Культура как предмет философского исследования. Становление идеи культуры. Личность и общество. Проблема социализации личности: институты, этапы, формы. Понятия индивида, личности, индивидуальности.

 

Тема 6. Современная мировая цивилизация (социокультурный аспект).

Философия истории: понятие и предмет. Общество как саморазвивающаяся система. Критерии развития общества. Единство и многообразие мировой истории. Общественный прогресс и его критерии. Проблемы конечности и смысла человеческой истории. Проблемы закономерности в социальном развитии. Многообразие факторов общественного развития. Проблема детерминизма и индетерминизма. Субъекты и движущие силы исторического процесса. Основные теоретические подходы к анализу истории: формационный, цивилизационный, культурологический. Технократические концепции общественного развития. Идея информационного общества. Современный этап развития мировой цивилизации: проблемы и перспективы. Россия в диалоге культур.

Общество и научно-технический прогресс. Социальные последствия НТР. Влияние научно-технического развития на тип социальной организации. Техника как социальное явление и компонент социальной системы. Глобализация. Общий кризис современной цивилизации. Человечество перед лицом глобальных проблем современности. Проблема будущего человечества в философии.

 

 

ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Философия как наука.

Вопросы и задания

1. Культурно-исторические предпосылки возникновения философии.

2. Мировоззрение: понятие, структура, назначение. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.

3. Философия: сущность, предмет, функции.

4. Специфика философского знания. Структура философского знания.

5. Философия и наука: общее и особенное.

6. Значение философии для деятельности специалиста гуманитарного (технического, экономического, педагогического) профиля.

 

7.Составьте письменно сравнительную таблицу «Исторические типы мировоззрения в духовной культуре общества». (В работе следует проследить взаимосвязь философии с другими типами общественного, отразить их особенности, сходство и различие, сформулировать собственное мнение по теме.)

 

Темы докладов и сообщений

1. Роль мировоззрения в современном информационном обществе.

2. Влияние философии на социальные процессы.

3. Специфика восточной философии.

4. Основные философские идеи, принципы, школы древней Индии.

5. Основные философские идеи, принципы, школы древнего Китая.

 

 

Литература

1. Бессонов Б.Н. История и философия науки: учебное пособие для вузов. М.: Изд-во "Юрайт", 2010.

2. Вечканов В.Э.Философия: курс лекций. М.: Экзамен, 2007.

3. Мареев С.Н. и др. Философия XX века: (истоки и итоги): учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2001.

4. Моторина Л.Е. Философская антропология: учебное пособие для вузов. М: Академический Проект, 2009.

5. Смирнова О.В., Касаткина С.С., Балюшина Л.Ю. Философия: курс лекций (модульный аспект). М.-Берлин: Директ-Медиа. 2016.

 

 

Тема 1. 2. Основные этапы развития западной философской мысли.

 

Вопросы и задания

1. Космоцентризм античной философии. Основные периоды развития и проблематика. Философские системы Платона и Аристотеля.

2. Теоцентризм средневековой философии. Основные проблемы и этапы развития. Философские системы Августина и Фомы Аквинского.

3. Гуманизм и антропоцентризм философии эпохи Возрождения.

4. Рационализм и эмпиризм философии Нового времени.

5. Философия Х1Х в.: марксизм, позитивизм, иррационализм.

6. Основные философские направления ХХ века.

 

7.Письменно составьте «философский портрет» какого-либо известного мыслителя прошлого, дав собственную оценку его творчества (работа должна включать анализ мировоззренческой позиции философа, его основных произведений и идей).

 

Темы докладов и сообщений

1. Идеи и вещи. Спор Платона и Аристотеля.

2. Проблема свободы воли в средневековой философии..

3. Новая философская картина мира в трудах Н.Кузанского и Д. Бруно.

4. Философии Просвещения: Ф.М.А. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д.Локк.

5. Классическая немецкая философия: основные идеи и принципы.

 

Литература

1. Аблеев С.Р. История мировой философии. М.: АСТ, 2002.

2. Асмус В. Ф. Античная философия. М.: Высшая школа, 1999.

3. Рассел Б. История западной философии. Ростов н/д: «Феникс», 2002.

4. Чанышев А. Н. Философия Древнего мира: Учеб. для вузов. – М.: Высшая школа, 1999.

5. Философия: курс лекций (модульный аспект) / сост.: О. В. Смирнова, С. С. Касаткина, Ю. Л. Балюшина. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2016.

 

 

Тема 1.2 может быть проведена в игровой форме как «Турнир философов».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: