Научно-практическая конференция «Глобальные проблемы современности»

Цель занятия: на основе современных философских концепций определить причины, проявления и пути решения глобальных проблем современности.

Установка: опираясь на учебную, справочную литературу и работы конкретных авторов, сформулировать собственную позицию по данной теме.

Требуемое время: - самостоятельная работа студентов вне аудитории (за 2-3 недели до занятия); - аудиторное обсуждение (1.5 часа).

Состав участников: - преподаватель;  участники или рабочие  группы (по 2-3 человека в группе);  экспертная группа (3 человека)

Порядок проведения игры-дискуссии:

1. Распределение рабочих групп.

2. Изучение участниками литературы по теме и подготовка выступлений (презентаций).

3. Выступление с докладами (7-10 минут) от каждого участника или рабочей группы.

4. Аудиторное обсуждение.

Рассмотрение темы включает дискуссионный анализ следующих вопросов и того, как они отражаются в философии ХХ-ХХI вв.:

- почему данное противоречие относится к разряду глобальных проблем;

- причины возникновения данной проблемы;

- сущность  и проявления названной проблемы;

- пути и решения глобальных проблем и данной проблемы, в частности.

 

Каждый участник (рабочая группа) выбирает для анализа конкретную проблему и готовит доклад-презентацию в соответствие с заданным планом. 

Итоги дискуссии подводят группа экспертов и преподаватель. В обсуждении принимает участие вся группа. Результаты определяются на основе метода оценок.

 

Задания для самоконтроля

Базовый уровень подготовки:

 

1.Основная функция философии:

а) утешительная б) описательная

в) критическая г) мировоззренческая

 

2. Исходная категория онтологии -

а) бытие              б) существование        

в) сущность        г) жизнь

 

3. Представителем средневековой патристики является…

а) Аристотель                       б) Фома Аквинский    

в) Августин Блаженный       г) Николай Кузанский

 

4. Античный философ, создатель теории идеального государства-

а) Анаксимен                         б) Сократ                    

в) Платон                              г) Фома Аквинский

 

5. Основные философские направления Нового времени:

а) пантеизм и гуманизм                    б) рационализм и эмпиризм  

в) космизм и натурфилософия       г) патристика и схоластика

 

6. Теория «непротивления злу насилием» принадлежит:

а) Ф.М. Достоевскому   б) Н.Г. Чернышевскому

в) Л.Н. Толстому             г) Н.А. Бердяеву

 

7. В основе экзистенциализма находится учение о…

а) социальном прогрессе              б) человеческом существовании

в) законах природы                       г) методах познания

 

8. У России свой путь развития, собственные ценности утверждали:

а) почвенники                  б) славянофилы             

в) западники                              г) консерваторы

 

9. Учение К.Маркса определяют как…

а) диалектический материализм         б) объективный идеализм

в) метафизический материализм         г) вульгарный материализм

 

10.Направление в философии, уделяющее особое внимание наличию в структуре личности бессознательного, называется…

а) позитивизм                            б) психоанализ             

в) персонализм                          г) реализм

 

Повышенный уровень подготовки:

1. Категория «бытие» указывает на единство:

а) материи и идеи                                         б) природы и общества   

в) объективной и субъективной реальности г) Бога и человека

 

2. Наиболее общее определение движения можно рассматривать как…

а) всякое передвижение вообще  б) отсутствие покоя

в) атрибут материи                       г) всякое изменение вообще

 

3. Идеальное – атрибут…

а) материи  б) того, чего нет в объективном мире

в) сознания г) пространства

4. Протяженность – атрибут:

а) времени б) пространства в) движения г) материи

5. Часть реального бытия, подвергающаяся познанию -

а) объект познания б) субъект познания

в) предмет познания г) метод познания

 

6. Познание на уровне сущности – это:

а) чувственное познание  б) рациональное познание

в) теоретическое познание г) интуитивное познание

 

7. Принцип, отрицающий возможность правильного познания мира:

А. оптимизм Б. скептицизм В. агностицизм Г. солипсизм

 

8.Восстановите диалектическую пару:

Форма –         Причина –

Количество – Общее –

Явление –      Единое –

 

9.Перечислите основные эмпирические методы научного познания (не менее 3х):

10.Соотнесите название произведения и автора:

а) «Логика и рост научного знания»

б) «Закат Европы»

в) «Открытое общество и его враги»

г) «Капитал»

(О.Шпенглер, К. Маркс, К. Поппер, А. Тойнби)

 

Методические рекомендации студентам

 

В рамках дисциплины «Философия» предусмотрены следующие виды самостоятельной подготовки студентов:

Работа на семинарах.

Студенты должны показать систему философских знаний, уметь ориентироваться в истории философии, прослеживать единство в многообразии и постоянном обновлении взглядов философов на человека. Дисциплина призвана привить навыки определения общего характера концепций, различения типа философских позиций, развивать способность самостоятельного анализа и осмысления важных мировоззренческих проблем на основе учебной и теоретической литературы. Выступления на семинаре показывают умение студентов в устной форме четко и доказательно высказать свое мнение по проблеме. Максимальный рейтинг по 5 баллов за каждую тему семинара.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: