Тема 4.2. Этические основы профессиональной деятельности

Вопросы и задания.

 

1. Этика: понятие и предмет. Природа этических норм.

2. Мораль и нравственность как формы социального регулирования.

3. Ценности как ядро культуры. Понятие ценностных отношений и ценностных ориентаций.

4. Система ценностей человека и общества: структура и типология.

5. Проблема свободы личности в философии. Свобода внешняя и внутренняя. Свобода и необходимость. Свобода и ответственность.

6. Жизнь и смерть в контексте философского понимания. Проблема смысла жизни в философии.

7. Напишите эссе «Мое понимание проблемы смысла жизни человека».

Темы докладов и сообщений

1. Основополагающие ценности человеческого существования.

2. Нормы, ценности, идеалы: соотношение понятий.

3. Профессиональные ценности и нормы. Корпоративная этика.

4. Права и обязанности человека.

5. Ценности информационного общества.

 

Литература

1.Анисимов С.Ф. Введение в аксиологию: Учебное пособие для изучающих философию. – М., 2001.

2.Гуревич П.С. Философия: Учебник для вузов. – М., 2003.

3.Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. – М., 2001.

4.Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философский словарь: Справочник студента. – М., 2002.

5.Моторина Л.Е. Философская антропология. – М., 2003.

Семинар может быть проведен в форме учебной игры.

Учебная игра – КВН “Трансформация и конфликт ценностей в современном обществе»

Целевая установка учебной игры: Современное общество находится в состоянии духовного кризиса. Переход с индустриальной стадии цивилизационного развития на постиндустриальный, процесс глобализации обусловили пересмотр традиционной шкалы ценностей, которая в прошлом определяла смысл жизни человека и общества.

Цель игры: установить соотношение и статус традиционных и новых ценностей в настоящее время.

Подготовительный этап.               

1. Разделение учебной группы на 3 подгруппы (за две недели до занятия):

а) жюри (3- человека);

б) команда «Модернистов-новаторов» (МН);

в) команда «Традиционалистов-консерваторов» (ТК).

2. Подготовка домашних заданий согласно программе:

а) приветствие команд (обоснование актуальности темы ценностей в наше время);

б) музыкальный конкурс (представление наиболее значимых, с точки зрения команды, ценностей);

в) домашнее задание (сценка на заданную тему).

 

       Жюри разрабатывает критерии оценок конкурсов, объясняет командам содержание конкурсных заданий, готовит раздаточный материал, обеспечивает необходимым оборудованием учебную аудиторию.

 

Основной этап.

1. Введение. Жюри дает обоснование темы занятия, раскрывая содержание понятий «ценности», «ценностные ориентации», «конфликт ценностей». Представляет команды. Сообщает критерии оценок конкурсов.

 

2. Конкурс приветствий. Задачи команд: МН – дать обоснование необходимости пересмотра традиционной системы ценностей и ценностных ориентаций, формирования новой системы; ТК – дать обоснование необходимости сохранения традиционной системы ценностей и ценностных ориентаций, ее модернизации при сохранении сущностных основ.

 

3. Музыкальный конкурс. В форме музыкально-литературной композиции команды раскрывают смысл и содержание жизненных ценностей, наиболее значимых с их точки зрения (не менее 5 по выбору команды).

 

 

4. Домашнее задание. По заранее сообщенной жюри теме команды готовят сценку (время представления не более 10 минут). За основу может быть взять литературный или философский текст, отражающий тему занятия.

 

Подведение итогов игры. Каждый конкурс оценивается членами жюри по шкале от 1 до 5 баллов. Максимальное количество, которое команда может набрать за все конкурсы, составляет 15 баллов. Окончательный результат игры устанавливается с учетом мнения преподавателя.

 

 

Тема 5. Философия общества и его исторического развития.

 

Вопросы и задания.

1. Понятие общества в социальной философии. Специфика социального бытия.

2. Общество как система. Основные сферы жизни общества.

3. Исторический характер общественной жизни. Социальное развитие: понятие, источники, субъекты и движущие силы.

4. Проблема детерминации общественного развития. Общественный прогресс: его критерии, виды и типы.

5. Информационное общество и изменение основных форм человеческой жизнедеятельности.

6. Культура как предмет философского анализа. Духовная жизнь общества и ее основные компоненты.

 

7. Составьте сравнительную таблицу «Восток-Россия-Запад как цивилизационные типы». Изучив учебную и методическую литературу по теме, студентам необходимо выявить общие и специфические черты, характеризующие основные цивилизационные типы и тезисно оформить материал в виде таблицы:

 

Критерии Восток Запад Россия
       

В конце работы должен быть сформулирован вывод о культурной принадлежности России с точки зрения автора таблицы.

 

Темы докладов и сообщений

1. Культура и цивилизация: соотношение понятий.

2. Роль субъективных и объективных факторов в развитии общества.

3. Постиндустриальное общество:  его идеалы и перспективы развития.

4. Проблема смысла и назначения истории в философии.

5. Проблема типологизации исторического процесса: формационный, цивилизационный и культурологический подходы.

Литература

1. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.

2. Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология /Под ред. В.Л.Иноземцева. М., 1999.

3. Тойнби А. Постижение истории. Пер. с англ. М.,1992.

4. Тоффлер О. Третья волна. М., 1999.

5. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

 

 

Тема 6. Философские проблемы современной цивилизации.

Вопросы и задания

 

1. Цивилизация как всеобщая форма существования человечества. Противоречивость и целостность современной цивилизации.

2. Влияние техники и технологий на развитие общества. Понятие НТП: сущность, структура и основные этапы.

3. НТР и ее социальные последствия.

4. Процессы глобализации в современном мире: тенденции и опасности.

5. Глобальные проблемы современности: истоки, сущность, типология, пути решения.

6. Проблема будущего человечества в философии.

 

7. Напишите доклад по одной из глобальных проблем современности.

В докладе следует обосновать, почему выбранная проблема относится классу глобальных проблем, проанализировать причины ее возникновения, проявления, предложить  свои пути решения.

 

Темы докладов и сообщений

1. Проблема коадаптации человека и техники.

2. Технологические революции в истории общества.

3. Изменение места и роли информации в ходе исторического процесса..

4. Принцип «технологического детерминизма» в философии.

5. Основные концепции культуры. Общие закономерности развития культуры. Классификация типов культуры.

 

 

Литература

1. Арон Р. Избранное: Введение в философию истории. М., СПб., 2000.

2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999.

3. Бьюкенен П. Дж. Смерть Запада. М., 2004.

4. Тоффлер О. Шок будущего: Пер. с англ. – М., 2003.

5. Фукуяма Ф. Конец истории и последующий человек: Пер. с англ. – М., 2004.

 

 

Занятие может быть проведено в форме научно-практической конференции по теме «Глобальные проблемы современности».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: