Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего образования
Санкт-Петербургский государственный институт культуры
Факультет мировой культуры
Кафедра искусствоведения
А.Ю.Демшина
Проблемы и методы изучения современного искусства
Учебно-методическое пособие
Санкт-Петербург
СПбГИК
2019
| УДК | 7.036:001.8(07) | |||
| ББК | 85.10в.р30 | |||
| Д 31 | ||||
|
| ||||
| Утверждено учебно-методическим советом СПбГИК № 1 от 15.10.2019 г. в качестве учебно-методического пособия
| ||||
|
| ||||
| Рецензенты: кандидат культурологии, доцент кафедры теории и истории культуры РГПУ им. А.И. Герцена Соловьева Вайда Линасовна
доктор философских наук, профессор кафедры теории и истории культуры СПбГИК Суворов Николай Николаевич
| ||||
| Демшина Анна Юрьевна | ||||
| Д31 | Проблемы и методы изучения современного искусства: учебно-методическое пособие / А.Ю.Демшина. - Санкт-Петербург: СПбГИК, 2019. – 165 с. | |||
| Дисциплина «Проблемы и методы изучения современного искусства» посвящена формированию методологической базы научного исследования применительно к изучению современных художественных процессов и изобразительного искусства, а также совершенствование методологических основ критического анализа и аналитическо-экспертной деятельности. Курс предполагает обучение принципам исследовательской деятельности в сфере истории и современной практики изобразительного искусства; постижение основ современной научной методологии на основе междисциплинарных подходов в искусствознании; применение основ современных философских учений в аналитической и исследовательской деятельности. Особое внимание уделяется изучению развития актуальных подходов в современном искусствознании, в контексте проблемы определения границ актуального искусства, формирования практических навыков применения отдельных методов и их комплексов к конкретным исследовательским задачам. | ||||
| УДК | 7.036:001.8(07) | |||
| ББК | 85.10в.р30 | |||
|
| ||||
|
| © Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный институт культуры», 2019 | |||
Оглавление
Введение. 6
1.Содержание учебной дисциплины.. 7
1. 1. Проблемы систематизации, классификации и периодизации современного искусства. 7
1.1.1. Организация самостоятельной работы студента. 12
Вопросы для самостоятельного контроля. 12
1.2. Постмодернизм как теория и практика изобразительного искусства второй половины ХХ века. 13
1.2.1. Организация самостоятельной работы студента. 24
Вопросы для самостоятельного контроля. 24
1.3. Формально-художественный метод и исторический подход в изучении современного искусства. 25
1.3.1. Организация самостоятельной работы студента. 31
Вопросы для самостоятельного контроля. 31
1.4. Социально – психологические аспекты рекламы в сфере искусства. 32
1.4.1. Организация самостоятельной работы студента. 47
Вопросы для самостоятельного контроля. 47
1.5. Постструктуралистский и семиотический методы анализа в современном искусствознании. 48
1.5.1. Организация самостоятельной работы студента. 58
Вопросы для самостоятельного контроля. 58
1.6. Современный психоанализ и проблемы изучения искусства. 59
1.6.1. Организация самостоятельной работы студента. 68
Вопросы для самостоятельного контроля. 68
1.7. Институциональный метод. Проблемы рассмотрения специфики современного искусства с позиции институциональной методологии. 69
1.7.1. Организация самостоятельной работы студента. 78
Вопросы для самостоятельного контроля. 78
1.8. Исследование искусства как индивидуальных художественных практик, анализ с точки зрения типологии творчества. 79
1.8.1. Организация самостоятельной работы студента. 93
Вопросы для самостоятельного контроля. 93
1.9. Технологический, медийный и инновационный аспекты изобразительного искусства в эпоху информационных технологий. 94
1.9.1. Организация самостоятельной работы студента. 127
Вопросы для самостоятельного контроля. 127
2.1. Примерные опросы к экзамену: 129
2.2. Примерные варианты заданий для творческих работ. 129
3. Тестовые задания для самоконтроля. 132
Список литературы.. 137
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 148
Приложение 1. Примеры кураторской практики выставочных проектов. 149
Введение
Учебно-методическое пособие для студентов – бакалавров заочной формы обучения по дисциплине «Проблемы и методы изучения современного искусства» посвящено одной из самых сложных и интересных для искусствоведа тем: как анализировать и презентовать современное искусство, как искусствоведу работать с актуальным художественным процессом. Учебно-методическое пособие содержит корпус теоретического материала, но акцент делается на формировании умений самостоятельной работы с феноменами актуального искусства, на формировании навыков анализа, контекстуализации и презентации различных форм художественных практик.
Каждая тема представляет собой систему блоков из теоретического материала и практических заданий. Теоретический материал поделен на отдельные блоки. В нем рассматриваются актуальные методы и проблемы исследования современного искусства, анализируются конкретные стратегии. Практический материал ориентирован на формирование навыков самостоятельного анализа артефактов искусства с применением различных методов и самостоятельной постановки проблем исследования или презентации конкретных произведений. Это позволит избежать стереотипов и шаблонов при выполнении заданий в процессе обучения и в дальнейшей профессиональной деятельности.
Дисциплина «Проблемы и методы изучения современного искусства» посвящена формированию методологической базы научного исследования применительно к изучению современных художественных процессов и изобразительного искусства, а также совершенствование методологических основ критического анализа и аналитическо-экспертной деятельности.
Курс предполагает обучение принципам исследовательской деятельности в сфере истории и современной практики изобразительного искусства; постижение основ современной научной методологии на основе междисциплинарных подходов в искусствознании; применение основ современных научных учений в аналитической и исследовательской деятельности.
Особое внимание уделяется изучению развития актуальных подходов в современном искусствознании, в контексте проблемы определения границ актуального искусства, формирования практических навыков применения отдельных методов и их комплексов к конкретным исследовательским задачам.
Содержание учебной дисциплины






