Формально-стилистический метод

Основные значения термина «форма» (от античности до Гегеля). Форма и материя; форма и содержание (смысл различения данных оппозиций и соотносительный характер подобных понятий).

Зрительное восприятие и «проблема формы» (история искусства как история зрения). Развитие психологии и изобразительного искусства в конце 19 в. как предпосылки сложения формализма в искусствознании. Вопрос его специфичности для истории искусства. Проблема стиля как явления и (или) понятия. Реалистический и номиналистический взгляд на стиль (стиль как явление искусства и истории и стиль как таксономическая категория). Эстетическая теория К. Фидлера (1841-1895): Произведение искусства как автономное образование, происходящее из чистой визуальности. «Об оценке произведений изобразительного искусства» (1876). «О происхождении художественной деятельности» (1887). Зрение как способ познания (подобно языку). Произведение искусства как художественная форма реализованных потребностей представления (независимая деятельность человеческого духа, формирующая «вторую реальность», «особый мир визуального»). А. Гильдебрандт и «Проблема формы…» (1893): форма как специфически художественный элемент в структуре произведения искусства.

Формально-стилистический метод Г. Вёльфлина (1864-1945). Истоки его взглядов на искусство (в том числе позитивизм) и их эволюция. Вёльфлин как ученик Я. Буркхарда. История искусства как история художественных установок и «образных форм» (история зрения). «Пролегомены к психологии архитектуры» (1886): архитектура как выражение телесной организации человека (и как средство усвоения телесным душевного). Методологическая функция психологии: средство научного объяснения, а не просто описания (стиль – коррелят чувства формы и телесности). «Ренессанс и барокко» (1888): внутренние законы стилеообразования и сущность классического (как теоретическая и методологическая проблема). Тезис о «двойном корне стиля» (развитие художественного зрения и развитие идеалов красоты). «Основные понятия истории искусства» (1915): теория имманентных законов стилистического развития. Ренессанс и барокко как выражение двух «форм зрения», характеризующихся 5 парами понятий (понятийных оппозиций, лишенных оценочного содержания): линейное/живописное, плоскость/глубина, замкнутая/открытая форма, множественность/единство, ясность/неясность. «Искусство Италии и немецкое чувство формы» (1934): проблема национальных особенностей «чувства формы». Границы метода Вельфлина («история искусства без имен») и его значение (обоснование методологической специфики искусствознания как отдельной дисциплины в системе гуманитарного знания).

Альтернативные теории художественной формы и формально-стилистические методики. А. Шмарзов (1853-1936). «Основные понятия искусствознания» (1902). Философия и эстетика – обязательная основа искусствознания как системы исследовательских методов. Физическая и психическая «конституция» субъекта как исток художественной формы.

В. Пиндер (1878-1947). Произведение искусства не как результат зрительных процессов, а как объективизация состояния человеческой души (история искусства как история настроений и убеждений: «имманентная история динамических форм в корреляции с душевными склонностями эпохи»). «Проблема поколения в европейской истории искусства» (1926). Тезис о «неодновременности одновременного»: представление о «полифонии» (многомерности) «пространства эпохи» и его смысл (способ преодоления упрощенной модели стилистической истории). Структура исторического развития: «относительно постоянные» факторы (культура, нация, племя, художественные типы, география) и «относительно изменчивые», активные, причинообразующие факторы, связанные с «таинственными природными процессами» (виды искусства, язык, стиль, индивидуальность, поколение). Художественные процессы как предмет не столько дискурсивного знания, сколько непосредственного созерцания-понимания (задача герменевтики искусства – интерпретация известных фактов в свете современных потребностей человека).

В. Воррингер (1881-1965). «Абстракция и вчувствование» (1907) как универсальные формы духовной (и художественной) активности. Абстрагирование от природы как первичная и универсальная психическая потребность, не дающая удовлетворяться внешней реальностью. Стиль (завершенный в своих собственных законах) как высшая абстракция. Истоки теории Воррингера (в том числе Ницше – апполоническое и дионисийское начала, а также Ригль). «Проблемы формы» в готике» (1909): «скрытая готика» как универсальный принцип формообразования. Влияние Воррингера на художественную критику (теоретическое обоснование абстрактного искусства). Воррингер в Англии (Г. Рид).

Т. Хетцер (1890-1946). Понятия «образного мотива» и «образной конфигурации» (уровни целостной организации произведения). Цветовые отношения как характерология формы. Связь формы с темпераментом художника (классики, романтики, реалисты). «Художественное единство» как сверхстилевое качество высшего порядка.

Й. Гантнер (1896-1988): от художественного творения к художественному творчеству. «Ревизия истории искусства» (1932): бессилие традиционных историй культуры, духа и форм (психология как обеспечение «пути вовнутрь» – прояснение «душевной ситуации и человеческого поведения»; возврат к истокам творчества – преодоление разрыва между археологией и историей искусства). Смысл понятия «префигурация» (предуготовленные формы, развиваемые художником «в себе и из себя»). «Внепредметный» характер префигурации (пример – в том числе и творчество В.Кандинского). Художественная форма как non finito – процессуальный и, соответственно, открытый (в сторону бытия) характер формообразования (художественное творчество внутри себя не может быть завершено – выход в мир, который единственный имеет конец). Смысл дискуссии Гантнера с Фоссийоном и Балтрушайтисом по поводу романской пластики.

Формально-стилистическая концепция П. Франкля (1878-1962): религиозно-метафизические основы стилевых явлений. Три исторических стиля (предклассический–классический–постклассический) в сочетании с двумя стилистическими модусами (стиль ставший и стиль становящийся). Типология стилевых явлений (стили фигуративный, реляционный, соединяющий, индивидуальный, гармонизирующий, ординальный, материальный и т.д.).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: