Назначение и устройство противопожарной установки, проверка ее исправности

· Воздухопенная противопожарная установка (Рис. 67) состоит:

Ø резервуар 6 объемом 235 л, расположенный под шахтой холодильника и заправленный 6 %-ным водным раствором пенообразователя ПО-1;

Ø два генератора высокократной пены (ГВП) 1 с гибкими рукавами 4, уложенными в специальные ящики, расположенные в переднем и заднем тамбурах;

Ø трубопроводы 11 с кранами 2, 3, 8, 9 и вентилями 5.

Установка приводится в действие открытием одного из пусковых кранов 3. При этом воздух из питательной магистрали тормозной системы поступает в резервуар 6 и вытесняет раствор пенообразователя в трубопровод 11 с постоянно открытым краном 8, в рукава 4 и далее в генератор высокократной пены. Через открытый кран 3 генератора 1 раствор попадает в полость а корпуса 12 центробежного распылителя и через тангенциальные прорези б проходит внутрь вихревой камеры 13, где закручивается и выходит из соплового отверстия в виде распыленной струи. В коллекторе 14 струя увлекает за собой атмосферный воздух и попадает на сетки кассеты 16, при прохождении которых образуется пена. Струя пены направляется на очаг пожара, изолирует его и горение прекращается.

Рис. 67. Схема противопожарной установки (а),

генератор высокократной пены (б);

1 - генератор пены; 2, 3, 8, 9 - краны; 4 - шланг; 5 - вентиль; 6 - резервуар; 7 - пробка для выпуска воздуха; 10 - пробка; 11 - трубопровод; 12 - корпус распылителя; 13 - вихревая камера: 14 - коллектор, 15 - диффузор; 16 - кассета; 17 - насадка.

Кратность выхода пены (отношение объема использованной емкости к объему полученной жидкости) должна быть не менее 70. При меньшей кратности проверяется состояние сеток, которые должны быть натянутыми и чистыми. После применения установки оставшийся раствор удаляется, установка промывается горячей водой, продувается сжатым воздухом и заряжается новым раствором. Вместимость резервуара противопожарной установки рассчитана на работу одного генератора высокократной пены в течение 4 мин.

· Установка порошкового пожаротушения дизельного помещения состоит из резервуара, пневматического и порошкового трубопровода, блока управления, рукава с пожарным стволом и кранов (Рис. 68).

Рис. 68. Схема установки порошкового пожаротушения дизельного помещения:

1 -резервуар; 2 - трехходовой кран; 3 - рукав; 4 - порошковый трубопровод; 5 - ДГУ; 6 - отпускной клапан; 7 - блок управления; 8, 12 - краны; 9 - питательная магистраль; 10 - кран;
11 - элекгропневматический вентиль; 13 - пневматический трубопровод; 14 - пожарный ствол; 15 - предохранительное кольцо; А - на порошковый трубопровод открыто; Б - открыто на пожарный ствол; В - отверстие распылительное.

Пневматический трубопровод служит для подачи воздуха из питательной магистрали в резервуар с целью вспушивания и вытеснения из него огнетушащего порошкового состава в порошковый трубопровод или в рукав с пожарным стволом. Воздух подается в резервуар через блок управления, состоящий из клапана, управляющем включением этого клапана электропневматического вентиля и разобщительных кранов.

Электропневматический вентиль при отсутствии пожара обесточен; подача питания на его катушку происходит при включении одного из тумблеров, расположенных на панели блока, на стене кузова в районе установки резервуара и на стене холодильной камеры. Можно включить установку вручную краном 10; но кран 12 при этом должен быть закрыт.

При постановке тепловоза в горячий отстой с работающим дизель-генератором систему переводят в режим автоматического приведения установки в действие при срабатывании одного из пожарных извещателей. Для этого включают тумблер «Автоматика при прогреве» на панели блока управления.

Резервуар установки состоит из верхнего и нижнего корпусов, соединенных между собой фланцами, скрепленными болтами. В нижнем корпусе резервуара размещены, аэратор для вспушивания огнетушащего порошкового состава, и штуцер для подсоединения пневматического трубопровода. На бонки одеты резиновые пробки с отверстиями. В верхнем корпусе расположены штуцер с сифоновой трубой для подсоединения порошкового трубопровода, горловины для заправки резервуара порошковым составом и патрубок для сообщения с атмосферой при заправке.

В верхней части резервуара в штуцере установлено предохранительное кольцо (мембрана), предназначенное для создания в резервуаре необходимого давления, при котором обеспечиваются вспушивание порошка и последующая эффективная работа установки. При достижении давления воздуха 0,5-0,6 МПа (5-6 кгс/см2) предохранительное кольцо разрывается, и огнетушащий порошковый состав в смеси со сжатым воздухом подается по порошковому трубопроводу и через распылительные отверстия в виде облака выбрасывается в дизельное помещение. Предохранительное кольцо подлежит замене после каждого случая пользования установкой. Масса заряда в резервуаре (30+4) кг позволяет работать установке через порошковый трубопровод 15-30 сек, а через рукав с полностью открытым пожарным стволом – 35-50 сек. Длина резинотканевого рукава для пожарного ствола составляет 20 м, а длина струи порошка, формируемой стволом, – не менее 8 м.

Порошковая установка пожаротушения. Для ликвидации пожара в дизельном помещении применяется установка порошкового пожаротушения.

При поступлении сигнала о пожаре по световым индикаторам в кабине управления определяется секция и место где возник пожар. При поступлении сигнала необходимо убедиться в наличии очага пожара (возможно ложное срабатывание).

Для приведения установки в действие включается один из её пусковых тумблеров (на панели блока пожарной сигнализации и управления в кабине машиниста, на стенке кузова возле резервуара с порошком или возле двери на переходную площадку). При этом дизель автоматически останавливается.

Во время эксплуатации, при покидании тепловоза необходимо включением тумблера «Автоматика при прогреве» перевести порошковое пожаротушение в автоматический режим.

При необходимости включить установку можно открытием вручную крана между питательной магистралью к порошковым резервуарам (автоматическая остановка дизеля не следует).

В обоих случаях порошок выбрасывается через отверстия трубопровода вверху дизельного помещения.

Пожарный ствол порошковой установки пожаротушения. Для тушения пожара пожарным стволом необходимо перекрыть кран (92) к трубопроводу в дизельное помещение и открыть кран (91) между резервуаром с порошком и пожарным стволом. Развернуть рукав, взять в руки пожарный ствол, повернуть стакан по часовой стрелке относительно гильзы с рукавом и после включения установки направить струю порошка на очаг пожара.

После ликвидации пожара отключить пусковой тумблер или закрыть кран ручного пуска установки порошкового пожаротушения, уложить рукав с пожарным стволом на место.

· Установка порошкового пожаротушения высоковольтной камеры (Рис. 69) состоит из резервуара, имеющего массу заряда (10,5 + 1) кг, пневматического и порошкового трубопроводов, электропневматического вентиля и разобщительных кранов 1 и 2. Кран 1 служит для ручного пуска установки при закрытом кране 2.

Рис. 69. Схема установки порошкового пожаротушения в ВВК:

1, 2 - краны; 3 - пневматический трубопровод; 4 - электропневматический вентиль; 5 - порошковый трубопровод; 6 - резервуар; 7 - воздухопровод приборов управления; 8 - предохранительное кольцо; А - отверстие распылительное.

Пожарный ствол. Предназначен для подачи струи порошкового состава на очаг пожара. Он состоит (Рис. 70), из корпуса, навернутого на него стакана, насадка, придающего струе нужную форму, и обтекателя, расположенного внутри насадка и способствующего равномерному распылению порошкового состава.

Рис. 70. Пожарный ствол:

1 - насадка; 2 - обтекатель; 3 - корпус; 4 - стакан; 5 - пружина; 6 - стопорное кольцо; 7 - резиновое кольцо; 8 - шток; 9 - клапан.

В обтекатель вставлен клапан, перекрывающий зазор между обтекателем и штоком. С противоположной стороны к штоку присоединяется рукав. Для исключения выхода штока из корпуса установлено стопорное кольцо. Резиновые кольца предохраняют резьбу штока и корпуса от случайного попадания на нее порошка. Открывать пожарный ствол необходимо не позднее чем через 6 с после включения одного из тумблеров дистанционного управления. Для открытия ствола необходимо провернуть стакан относительно штока с рукавом по часовой стрелке. После снятия усилия стакан возвращается в исходное положение пружиной.

Газовая установка пожаротушения ВВК. Для ликвидации пожара в высоковольтной камере применяется установка газового пожаротушения. Для этого необходимо включить тумблер «Тушение пожара ВВК» блока пожарной сигнализации и управления в кабине тепловоза.

Включить газовое пожаротушение в высоковольтной камере можно, находясь в дизельном помещении возле газового огнетушителя. Для включения повернуть рычаг головки-затвора огнетушителя вверх. После включения войти в кабину, плотно закрыть за собой дверь, надеть противогаз. Через 30 секунд выйти из кабины и осмотреть место пожара, открыть двери и окна для проветривания. Через 15-20 минут проветривания снимите противогаз, запах газа не должен ощущаться.

Для тушения пожара электрооборудования вне высоковольтной камеры применяются углекислотные огнетушители, сухой песок или пожарный ствол установки порошкового пожаротушения.

После ликвидации пожара:

1. Выключить пусковой тумблер;

2. Уложить резино-тканевый рукав с пожарным стволом на место;

3. Принять меры к выводу состава с перегона.

По прибытию в депо:

1. Продуть установку сжатым воздухом;

2. Заменить предохранительное кольцо на порошковом трубопроводе;

3. Заправить установку ОПС;

4. Подготовить установку к действию;

5. Опломбировать краны и тумблеры.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: