Якорь и его основные части

Я корь генератора размещенный между полюсами, служит для укладки проводников, в которых наводится электродвижущая сила (э.д.с.).

Якорь генератора состоит: из сварного корпуса с коротким валом, сердечника, обмотки и коллектора.

В расточку диска 4 (Рис.104, а) вставлен и приварен стальной цилиндрический фланец 3, соединенный двенадцатью болтами (М30) с фланцем коленчатого вала дизеля. Таким образом, седьмой коренной подшипник коленчатого вала является одновременно и опорой якоря. Другой опорой якоря является роликовый подшипник 17, установленный в подшипниковом щите 13 – стальном фланце, к выступам которого приварены десять наклонных ребер 20, соединяющих его со станиной.

На конусную часть короткого вала 16 (Рис.104, а) напрессован шкив 14, имеющий 13 ручьев под клиновые ремни (восемь ремней для привода двухмашинного агрегата и пять для привода вентилятора охлаждения тяговых электродвигателей задней тележки). Шкив дополнительно закреплен шайбой 15 и двумя болтами (М20), ввернутыми в торец вала. Для снятия шкива с помощью гидравлического пресса на торце вала сделано осевое отверстие в диаметром
8 мм с резьбой (М20) под штуцер пресса, соединенное радиальным отверстием б диаметром 4 мм с кольцевой канавкой а шириной 3 мм, проточенной на наружной поверхности конусной части вала.

Сердечник якоря. Короткий вал 16 (Рис.104, а) запрессован в ступицу 21, соединенную восемью ребрами со стальным барабаном 8. На барабане размещен сердечник 23, набранный из 465 листов электротехнической стали толщиной 0,5 мм и восьми стальных листов толщиной 2 мм, расположенных по краям. Листы изолированы друг от друга лаком. В каждом листе сделаны 135 пазов для укладки обмотки якоря и 72 вентиляционных отверстия диаметром 35 мм, расположенные по двум окружностям. При сборке листы сердечника напрессовывают на барабан 8 со шпонкой до упора в задний обмоткодержатель 5 – стальное кольцо, соединенное 32 приварными ребрами с барабаном. В собранном виде сердечник удерживается отлитой из стали передней нажимной шайбой 22, которая напрессована на барабан и дополнительно застопорена кольцом.

Обмотка якоря. В пазах сердечника уложена петлевая обмотка якоря 1, состоящая из 135 катушек. Каждая катушка (Рис.105, а и б) состоит из трех одновитковых секций. Следовательно, обмотка якоря имеет 405 витков, причем каждый виток выполнен в виде двух медных изолированных стержней 2 прямоугольного сечения, расположенных друг над другом. Катушка дополнительно изолируется стеклолентой 3. В каждый паз сначала укладывают активную сторону В одной катушки, а поверх нее – активную сторону А другой. Таким образом, все катушки размещены в 135 пазах. На дно паза и между катушками ставят изоляционные прокладки 4 и 7. Стороны обеих катушек отделены от сердечника 6 пазовой изоляцией 5.

Шаг обмотки якоря по пазам (1 - 14) - получают делением числа пазов на число главных полюсов. В тот момент, когда сторона А катушки, уложенная в первом пазу, будет находиться под серединой северного полюса, сторона Б катушки, уложенная в 14-ый паз, окажется под серединой южного полюса, т.е. наводимые в каждой активной стороне секции э.д.с. Е будут складываться.

Рис. 105. Катушки якорной обмотки (а) и укладка их в пазу (б):

1 – текстолитовый клин; 2 – медный изолированный стержень; 3 – стеклолента (изоляция катушки); 4, 7 – изоляционные прокладки; 5 – пазовая изоляция; 6 – сердечник якоря; 8, 9 – передняя и задняя лобовые части; А, Б, В – активные стороны катушек.

Шаг обмотки по коллектору 1 - 2 (начало и конец каждой одновитковой секции присоединены к двум соседним коллекторным пластинам). Катушки укреплены в пазах сердечника якоря текстолитовыми клиньями 1. Передние и задние лобовые части катушек удерживаются бандажами, намотанными из стальной проволоки. Под передними лобовыми частями в выемке нажимной шайбы 22 (Рис.104, а) размещены уравнительные соединения 10 (270 медных перемычек с шагом по коллектору 2 - 83, 3 - 84, 5 - 86, 6 - 87 и т.д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: