При пуске дизеля - генератор работает как стартерный электродвигатель с последовательным возбуждением.
От «плюса» аккумуляторной батареи БА (Рис.108, см. вкладку) ток через зажим А1 поступает на общую шину плюсовых (+) щеток, от которых проходит по десяти параллельным ветвям обмотки якоря к минусовым (-) щеткам.
От общей шины минусовых щеток ток через перемычку попадает на зажим А2Q1 и далее двумя параллельными ветвями (каждая ветвь состоит из пяти последовательно соединенных катушек одинаковой полярности) проходит по обмотке добавочных полюсов. Конец этой обмотки (зажим Q2) соединен перемычкой с началом пусковой обмотки (зажим S1). Пройдя по десяти последовательно соединенным катушкам пусковой обмотки, ток через зажим S2 уходит на «минус» батареи.
Во время пуска якорная обмотка представляет собой 810 проводников с током, находящихся в магнитном поле, создаваемом пусковой обмоткой. На каждый такой проводник действует электромагнитная (выталкивающая) сила. В результате совместного действия этих сил якорь генератора приходит во вращение, раскручивая жестко соединенный с ним коленчатый вал дизеля.
При работе генератора под нагрузкой - ток от «плюса» возбудителя через зажим F2 поступает в независимую обмотку, проходит по десяти последовательно соединенным катушкам и от зажима F1 возвращается на «минус» возбудителя.
Так как в магнитном поле, создаваемом независимой обмоткой, вращается якорь генератора, то в проводниках его обмотки наводится (индуцируется) э.д.с, обеспечивающая протекание тока по замкнутой силовой цепи.
От «плюса» генератора через зажим А1 ток поступает к тяговым электродвигателям, от которых возвращается на зажим Q2 генератора, проходит по обмотке добавочных полюсов к зажиму А2Q1, попадает через перемычку на общую шину минусовых щеток, протекает по обмотке якоря и от общей шины плюсовых щеток вновь уходит во внешнюю цепь.
Полярность главных полюсов во время пуска и при работе генератора под нагрузкой не меняется.
Направление тока в обмотке добавочных полюсов при работе генератора под нагрузкой меняется на противоположное, что приводит к изменению полярности добавочных полюсов.
Рис. 108. (на вкладке) Схема внутренних соединений тягового генератора:
А1 - А2 – начало и конец якорной обмотки;
Q1 - Q2 – начало и конец обмотки добавочных полюсов Q;
S1 - S2 – начало и конец пусковой обмотки S;
F2 - F1 – начало и конец независимой обмотки возбуждения F;
В – возбудитель;
БА – аккумуляторная батарея;
ТД – тяговые электродвигатели.
Приложение 1. Основные технические данные электрических машин.