по теме: «Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным»
Цель работы: 1. Научиться давать описание погоды, объяснять причины ее изменения.
2. Научиться обрабатывать материалы наблюдения за погодой: строить розу ветров, диаграммы облачности и осадков.
Ход работы:
1) Составьте диаграмму осадков по сезонам года. Для этого:
2) подсчитайте среднее количество осадков по сезонам года (в зимние, весенние, летние и осенние месяцы) и их общее количество за год.
3) Например, в зимние месяцы среднее количество осадков — 36 мм, в весенние — 45 мм, в летние — 78 мм, в осенние — 48 мм.
4) Общее количество осадков за год «= 600 мм.
5) Постройте диаграмму распределения осадков по сезонам года, как это показано на рис. 1, но используя данные своих наблюдений. Столбцы диаграммы по каждому сезону закрасьте разным цветом.
6) Сделайте вывод об изменении количества осадков в течение года. На какой из сезонов в вашей местности приходится их наибольшее количество?
Практическая работа №10
по теме: «Составление характеристики природного комплекса (ПК)»
Цели работы: дать учащимся навыки наблюдений за отдельными компонентами природы и умения их описывать; усвоить понятия «компоненты природы» и «природный комплекс»
Ход работы:
1. Характеристика изучаемого участка территории:
Определение географического положения.
1.Запишите дату исследования (число, месяц, год).
2. Административное положение: область, район, окрестности населенного пункта.
3.Географическое положение: равнина, возвышенность и пр.
4.Рельеф: например, всхолмленная равнина с разветвленной системой оврагов.
5.Климат: Характер и степень увлажнения. Например: атмосферные осадки преимущественно в летне - осенний период, 500 – 600 мм.
6.Определить характер водоснабжения территории.
Он разделяется на:
а) верховой – увлажнение территории в летнее время только за счет атмосферных осадков, просачивающихся в почву;
б) низовое застойное – воды атмосферных осадков и грунтовые воды задерживаются близко к поверхности и долго стекают;
в) низовое проточное – увлажнение подвижными грунтовыми водами, стекающими в близко расположенное русло водостока.
г) поемное увлажнение – складывается весной в долинах рек и низинах, имеющих сток; а летом так складывается верховое или низовое.
д) конденсационное – за счет конденсации атмосферной влаги на поверхности растений, может быть параллельно с другими видами увлажнений.
7.Определите характер увлажнения, оно может быть недостаточным, средним, избыточным.
2. Изучение климатических показателей с использованием приборов.
Составление климатической характеристики.
1. Вспомните народные приметы, предсказывающие погоду.
2. Используя основные приемы наблюдения за погодой, определите с помощью приборов:
а) температуру воздуха в 9.00 и 13. 00 (термометр);
б) атмосферное давление (барометр);
в) направление ветра (флюгер и компас);
г) облачность (ясно, пасмурно, переменная облачность)
д) осадки.
Полученные результаты занесите в таблицу.
Время наблюдения | А.Д. | температура | ветер | облачность | осадки |
9.00 | |||||
13.00 |
3. Сделайте вывод о существующей зависимости между климатическими условиями и характером растительного мира на изучаемой территории.