Практические работы по географии 6 класс
Практическая работа №1
по теме: «Изображение здания школы в масштабе»
Цель работы: научиться изображать объекты в масштабе
Ход работы:
1. Начертите здание школы в масштабе
2. Укажите масштаб, в котором вы изобразили школу
3. Ответьте на вопрос: что такое масштаб и какие виды масштаба вы знаете?
Практическая работа №2
по теме: «Определение направлений и азимутов по плану местности»
Цели работы:
1. Научиться ориентироваться на местности: определять стороны горизонта, азимута, находить объекты по заданным азимутам.
2. Научиться определять расстояния приборами, шагами и на глаз.
Последовательность выполнения работы
1. Изучите предложенные способы ориентирования. Какие из предложенных способов вы сможете применить сейчас для определения сторон горизонта?
2. Определите стороны горизонта.В полевом дневнике опишите применяемые вами способы ориентирования.
Ориентирование на местности. Сориентироваться на местности — это значит определить стороны горизонта. Существуют разные способы ориентирования на местности: по Солнцу, по гномону, по часам, по звездам, по местным признакам. Для применения этих способов есть общее действие: сначала определяют, где север. Зная направление на север, узнают все остальные: если встать лицом к северу и развести руки в стороны, то по направлению правой руки будет восток, по направлению левой — запад, а сзади — юг.
|
|
Ориентирование по Солнцу
В наших (средних) широтах Солнце:
• в 7 ч утра приблизительно бывает на востоке,
• в 10 ч — на юго-востоке,
• в 13 ч — на юге,
• в 16 ч — на юго-западе,
• в 19 ч - на западе.
Ориентирование с помощью гномона
• В полдень тень гномона направлена на север.
Ориентирование по часам
• Положить часы на вытянутую ладонь
• Часовую стрелку направить на Солнце.
• Угол между часовой стрелкой и направлением на цифру 1 на циферблате разделить пополам.
• Линия, разделяющая этот угол пополам, покажет направление на юг.
Ориентирование по звездам
2. Найти ковш Большой Медведицы из семи ярких звезд.
3. Мысленно отложить на продолжении линии между крайними звездами ковша еще 5 таких отрезков. Здесь находится Полярная звезда.
4. Полярная звезда всегда находится над северной стороной горизонта.
Ориентирование по местным признакам
1. Кора большинства деревьев грубее на северной стороне; тоньше, эластичнее, а у березы светлее — на южной.
2. У сосны вторичная бурая, потрескавшаяся кора на северной стороне поднимается выше по стволу.
3. С северной стороны деревья, камни, деревянные, черепичные и шиферные кровли обильнее покрыты лишайниками, грибками.
|
|
4. На деревьях хвойных пород смола обильнее накапливается с южной стороны.
5. У отдельно растущего дерева крона гуще с южной стороны.
6. Толщина годичных колец пня спиленного дерева, росшего отдельно, больше с южной стороны.
7. Муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней, кустов; кроме того, южный скат муравейника пологий, а северный - крутой.
8. Весной травяной покров более развит на северных окраинах полян, прогреваемых солнечными лучами, в жаркий период лета — на южных, затененных.
9. Ягоды и фрукты раньше краснеют с южной стороны.
10. Летом почва около больших камней, строений, деревьев и кустов более сухая с южной стороны, что можно определить на ощупь.
11. Снег быстрее подтаивает на южных склонах; в результате подтаивания на снегу образуются зазубрины — «шипы», направленные на юг.
12. Алтари православных церквей, часовен обращены на восток, а главные входы расположены с западной стороны.
13. Приподнятые концы нижних перекладин крестов церквей обращены на север.
В реальной действительности бывает много отклонений от перечисленных правил, при ориентировании нужно учитывать не один, а несколько признаков. Самым надежным способом ориентирования является ориентирование с помощью компаса.
Ориентирование с помощью компаса
1. Положить компас на ровную поверхность и отпустить фиксатор.
2. Дать стрелке успокоиться.
3. Намагниченный конец стрелки покажет направление на север.
4. Вращая коробочку компаса, подвести под темный конец стрелки букву С (север).
5. Компас сориентирован.
3. Точное направление на предмет узнают по шкале компаса, вычисляя азимут.
Азимут — это угол между направлением на север и на какой- нибудь предмет местности. Величину азимута выражают в градусах и отсчитывают от направления на север вправо по ходу часовой стрелки. Азимут на север соответствует 0°, на восток — 90°, на юг - 180°, на запад - 270°.
Чтобы определить азимут на предмет, надо:
1. сориентировать компас. Для этого корпус компаса повернуть так, чтобы буква С совпала с темным концом магнитной стрелки.
2. На стекло компаса положить тонкую палочку или спичку по направлению от центра к предмету.
3. По шкале компаса отсчитать величину дуги от 0° до линии направления на предмет.
4. Определите азимут на предметы, указанные учителем. Результаты запишите в полевом дневнике.
5. Определите расстояния между этими предметами. Результаты работы запишите в полевом дневнике.
Практическая работа №3
по теме: «Составление плана местности методом маршрутной съемки»
Цель работы: умение составлять план местности, формирование картографической грамотности, умения работать с картами и рисунками как с источниками географической информации.
Ход работы:
1. Маршрутная съёмка производится по ходовой линии.
2. По пути обозначаются предметы, угодья, находящиеся слева и справа от дороги, насколько видно на открытой местности.
3. Вспомнить среднюю длину своих пар шагов
4. Измерить указанное расстояние парами шагов, например 110 п.ш.
5. Умножим среднюю длину пары шагов на число пар шагов 1,2 м х 110 п.ш. = 132 м
6. Вычислите и заполните таблицу. Для этого следует среднюю длину своего шага (1,1 м) умножить на количество пар шагов (110 п.ш.) и разделить на величину масштаба (в 1 см 20 м)
Название точки | № точки | Расстояние п. ш. | То же расстояние на плане в см | Азимут |
дерево | 1 | 110 | 1,1 м х 110: 20 =6,05=6см | |
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 |