Основные вопросы:
1. Коллизионные вопросы деликтных обязательств.
2. Причинение вреда за рубежом.
3. Международные конвенции по вопросам деликтных обязательств.
4. Решения арбитражей по конкретным делам, возникающих из внедоговорных обязательств.
Форма проведения занятия: у стный опрос, групповая дискуссия, решение задач, анализ текста международных договоров
Задачи.
Задача 1. В 2000 г. в открытом море российское морское торговое судно столкнулось с торговым судном, зарегистрированным в Великобритании. В результате столкновения оба судна получили значительные повреждения. Кроме того, акватории Атлантического океана и территориальному морю Великобритании причинен вред в результате слива нефти с российского судна. Суд какого государства компетентен рассматривать дело? На основании какого правопорядка должны быть разрешены иски из причинения вреда судам и окружающей среде? Какие международные конвенции регулируют данную ситуацию?
Задача 2. На территории г. Самары граждане Узбекистана производили строительные работы. В результате неосторожных действий один из узбекских строителей причинил вред другому. Определите применимое право, учитывая действие в отношениях между РФ и Узбекистаном международных договоров?
|
|
Задача 3. Гражданин Украины Н. устроился на работу во время своего пребывания в РФ на украинское судно, принадлежащее украинскому судовладельцу. Во время нахождения судна в Ливии Н. был травмирован. По возвращении в РФ он предъявил иск в российский суд против своего работодателя, основываясь на положениях российского законодательства о возмещении вреда. Право какого государства должен применить российский суд при разрешении спора?
Тема 12. Наследственные и брачно-семейные отношения в международном частном праве
Основные вопросы:
1. Коллизии законодательства в области наследования.
2. Наследственные права иностранцев в РФ.
3. Защита наследственных прав российских граждан в отношении открывшегося за границей наследства.
4. Переход имущества по наследству к государству, к государственным и общественным организациям.
5. Вопросы наследования в договорах о правовой помощи.
6. Коллизионные вопросы в области семейного права.
7. Права и обязанности иностранцев в Российской Федерации в области семейных отношений.
8. Браки российских граждан с иностранцами в российской Федерации.
9. Порядок регистрации браков с иностранцами.
10. Консульские браки.
11. Личные и имущественные отношения между супругами иностранцами и между иностранцами родителями и детьми.
12. Алиментные обязательства.
|
|
13. Развод иностранцев в Российской Федерации.
14. Признание за границей браков и разводов иностранцев.
15. Браки российских граждан за границей.
16. Развод российских граждан за границей.
17. Расторжение браков российских граждан, постоянно проживающих за границей, в судах РФ.
18. Вопросы усыновления в международном частном праве.
19. Международные конвенции по вопросам усыновления.
20. Порядок усыновления.
21. Вопросы семейного права в договорах о правовой помощи, заключенных Россией с другими странами.
Форма проведения занятия: у стный опрос, групповая дискуссия, решение задач, анализ текста международных договоров, проведение деловой игры
Задачи.
Задача 1. Гражданка РФ Иванова, проживающая в Германии, составила завещание, в котором указала, что все вопросы, связанные с наследованием, должны регулироваться российским правом. Право какого государства должно применяться российским судом в случае спора о наследстве?
Задача 2. По французскому праву, если у наследодателя нет наследников по закону и завещанию, его имущество отходит государству. Умер гражданин РФ, последнее место жительства имевший во Франции, а имущество – на территории России. Какая коллизионная норма должна распространяться на данную ситуацию: ст.1224 ГК РФ или ст.1205 ГК РФ?
Задача 3. В каких международных договорах, затрагивающих наследственные отношения, участвует РФ? Какие вопросы, касающиеся наследования, регламентируются такими договорами?
Сценарийпроведения интерактивного занятия «Деловая игра»
Интерактивное занятие со студентами в виде деловой игры имеет своей задачей участие обучающихся в предполагаемом процессе осуществления своих профессиональных функций. Для чего студентам необходимо умение использования полученных знаний на практике. Имитация профессиональной деятельности наиболее эффективным образом может быть продемонстрированы в ходе деловой игры.
Тема занятия: «Семейно-брачные отношения в МЧП»
Вопросы для обсуждения:
1. Источники коллизионного регулирования семейных отношений с участием иностранного элемента.
2. Способы разрешения коллизий в области условий вступления в брак. 3. Международные соглашения по вопросам заключения и действительности брака.
4. Коллизионное регулирование вопросы алиментных обязательств.
5. Коллизионные вопросы расторжения брака. Признание совершенных за границей разводов.
7. Характеристика материально-правовых и коллизионно-правовых норм, содержащихся в национальном праве и международных договорах в области иностранного усыновления.
8. Наследование движимого и недвижимого имущества в праве России и зарубежных стран.
Проведение занятия «Деловая игра» предполагает:
- ознакомление студентов с теоретическими положениями темы изучения и возможностями применения их на практике;
- получение навыков применения нормативно-правовых актов и договорных обязательств в профессиональной деятельности;
- умение находить компромиссное решение в рамках действующего законодательства;
- владение правовыми информационными механизмами при вынесении и принятии того или иного решения;
- способность студентов грамотно и этично вести диалог с участниками юридического процесса и многое другое.
В результате проведённого занятия «Деловая игра» студенты должны:
знать:
• природу и сущность международного семейного права;
• основные закономерности возникновения, функционирования и развития международного семейного права, его сущность и функции;
• систему международного семейного права, механизм и средства правового регулирования, реализации международного семейного права;
• особенности правового регулирования международного семейного права;
|
|
• роль государства в международном семейном праве;
уметь:
• оперировать юридическими понятиями и категориями;
• анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;
• анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы;
• принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;
владеть:
• юридической терминологией;
• навыками работы с правовыми актами;
• навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности.