Педагогическая система Песталоцци

Основная задача воспитателя — выявить природные способности детей – писал Песталоцци

  Между тем полный недостаток школьного обучения менее всего меня беспокоил; полагаясь на силы человеческой природы, которые бог вложил и в. самых бедных и заброшенных детей, я не только давно уже был научен своим ранним опытом, что эта, природа среди тины грубостей, одичания и распущенности разви­вает роскошнейшие задатки и способности, но я видел также, как у этих детей сквозь их грубость повсюду пробивалась живая сила природы. Я знал, насколько самая нужда и житейские потребности. сами, в свою очередь, содействуют тому, что для человека становятся ясны существеннейшие отношения предметов, развиваются здравый смысл и  природное остроумие и пробуждаются способности, которые, правда, кажутся на этой низшей ступени человеческого существова­ния покрытыми грязью, но, очищенные от этой окружающей их тины, ярко блестят. Вот что я хотел сделать. Я хотел освободить их от этой тины и перенести их в простую, но чистую домашнюю обстановку И в такие же условия. Я был уверен, что нужно и требуется только это и что в таком случае они проявят и здравый смысл, и большую •способность к деятельности, и испробуют свои способности во всем, 4 что только может удовлетворить самые главные склонности ума и сердца.

Итак, я видел свои желания исполненными н был убежден, что моя душа так же скоро изменит положение моих детей, как весеннее солнце изменяет затвердевшую зимою землю.

Я не ошибся; прежде еще, чем весеннее солнце растопило снег на наших горах, моих детей нельзя было узнать.


 

Однако, Песталоцци был одинок в своем деле

Не имея помощников (за исключением одной экономки) ни для обучения детей, ни для домашнего з'хода за ними, я вступил в их среду и открыл свое учреждение. Я один только этого хотел и должен был действовать, во что бы то ни стало, если цель моя должна была осуществиться. Во всем божьем мире не нашлось ни одного человека, который бы пожелал принять участие в моих видах относительно обучения и воспитания детей. Да я тогда едва ли и знал кого-нибудь, кто бы мог это сделать. Чем ученее и образованнее было большинство тех людей, с которыми можно было бы соединиться для достижения этой цели, тем менее они понимали меня и тем неспособнее оказыва­
лись они хотя бы только теоретически обосновать ту точку отпра­
вления, к которой я старался возвратиться. Все их взгляды на учреждения, на потребности предприятия и т. д. были совершенно чужды моим взглядам. В особенности же претила им мысль и возможность ее осуществления, что не надо прибегать пи к каким искусственным вспомогательным средствам, а только пользоваться в качестве образо­вательного средства природой, окружающей детей, ежедневными потребностями последних и их постоянно живой деятельностью.  

Между тем это-то и было той мыслью, на которой я основывал осуществление всего моего предприятия. Она была в то же время центром, около которого группировалось множество других мыслен и из пего же получало свое развитие.

Итак, образованные педагоги не могли мне помочь. С грубыми и необразованными людьми, естественно, еще меньше можно было поладить. У меня не было никакой определенной и надежной нити, которую бы я мог даты, в руки какому-нибудь помощнику, и еще менее--какого-нибудь факта, наглядного предмета, на котором бы я мог вполне понятно показать свою идею н ход моего дела. Волей-неволей приходилось сначала, прежде чем я мог рассчитывать па постороннюю помощь в этом отношении, самому создавать факт, а затем уже объ­яснять сущность своих взглядов через посредство того, что я делал п предпринимал. В сущности в подобном положении никто не мог мне помочь. Я должен был сам помогать себе.

Воспитательное учреждение строится на основах семьи

  Мое убеждение и моя цель были одно и то же.

Я хотел собственно доказать своей попыткой, что в деле общест­венного воспитания следует гпдражать тем преимуществам, которые заключаются в домашнем, и что первое имеет цену для людей только в том случае, если подражает последнему.

Школьное обучение, не имеющее всего того духа, который нужен для человеческого воспитания, и не основанное на том, что составляет сущность семейных отношений, в моих глазах ведет только к искус­ственной порче человеческого рода.

Всякое хорошее воспитание требует, чтобы дома глаз матери
ежедневно и ежечасно безошибочно читал в глазах, на устах и на челе ребенка каждую перемену в его душевном состоянии.

Оно в сущности требует, чтобы сила воспитателя была сплою огца, оживленною присутствием всей совокупности семейных отношений.

На этом я строил все. Мои дети с раннего утра до поздней ночи ежеминутно должны были видеть на моем челе и догадываться но моим губам, что мое сердце льнет к ним, что их счастье есть мое счастье, их радость — моя радость.

 Забота о нуждах ребенка важнейшее орудие воспитания

Человек так хочет доброго, ребенок так охотно прислуши­вается к этому; по он хочет этого не ради тебя, учитель, не ради тебя,  воспитатель, а ради самого себя

Проблему нравственного воспитания Песталоцци решает, исходя из идеи элементарного образования. «Сердце хочет верить и любить». Если хочешь воспитать нравственные качества у ребенка, дай ему возможность повседневно упражнять эти качества. Но как это сделать? Вопрос решает среда, живой пример. Песталоцци идеализирует семью и потому полагает, что семья постоянно представляет для ребенка случай упражнения в «деятель­ной любви». Само собой разумеется, что нам чужда и враждебна его идеали­зация устоев мелкобуржуазной семьи, его религиозная мораль. Однако идея воспитания морали па основе деятельности, практики и примера не может вы­зывать сомнения. Но такая постановка вопроса требует неразрывной связи воспитания с образованием: нравственные принципы должны быть освещены светом теории, усваиваться детьми сознательно.

На первый взгляд кажется, что методика Песталоцци, беспрестанно тол­кующего о наглядности, о наблюдении вещей, является продолжением сен­суалистической педагогики Руссо. Влияние Руссо на Песталоцци неоспоримо. Сам 11есталоцци воспитывал своего сына до 11 лет, показывая ему злаки на полях, звезды на небе, деревья в лесу и т. д. и не раскрывая перед, ним книги. И однакоже именно Песталоцци, отнюдь не чуждый сен­суализма, в то же время обосновал формальное образование и ввел его в народную школу. Как это случилось? Исходя из идем элементарного обра­зования, Песталоцци искал средств развить способности, природные силы ребенка. Он полагал, что задача образования заключается в. упражнении и развитии тех способностей человека, которые делают его разумным,, созна­тельным существом. Такими способностями по его мнению являются: счет, измерение и речь. «Число, форма и слово — элементарные средства всякого обучения» (Песталоцци). Считая, ребенок научается связывать один пред­мет с другим. Изучая формы, он научается один предмет отличать от дру­гого. Находя соответствующие слова, он научается выражать свои знания, свое внутреннее состояние. Счет, форма и речь не толь'ко дают ребенку возможность познать вне его находящиеся предметы, но, что самое главное, развивают внутреннюю силу его мышления. Отсюда — программа элементар­ного образования, сводящаяся к упражнению в счете, к описанию пред­метов и разучиванию сложнейших форм речи. Исправляя однобокий и недо­статочный сенсуализм Руссо, апеллируя к внутренним силам ребенка, Пе­сталоцци, повернув к рационалистическому идеализму, пришел к формальному образованию. Приводимые им в книге «Как Гертруда учит своих детей» об­разцы упражнений в речи поражают своей искусственностью, сложностью и мертвенным формализмом. Начиная с простейшей двухсловной фразы, Пе­сталоцци заставляет детей, постепенно наращивая эти фразы дополнительными и определительными словами, проводя все эти всё возрастающие и услож­няющиеся фразы через склонения и спряжения, заучить, например, такое предложение, «чтобы применить к делу способность детей, вызываемую этими упражнениями»:," (И. Ф. Свадковский. Хрестоматия по истории педагогики. М., 1940, с. 528).

Песталоцци ищет  такого образования, которое бы в своей основе бази- 7] ровалось на природе человека и сводилось к основным элементам всякого Щ образования, всякого действительного знания. Это, по его мнению, может М быть достигнуто только в том случае, если образование будет заключаться в естественном развитии сил и способностей человека через упражнение. «Сама природа каждой из этих сил побуждает человека упражнять их. Глаз.; хочет смотреть, ухо — слышать, нога — ходить, рука — хватать. Но также..' сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить» («Лебединая песнь»). Дело не в том, чтобы сообщить те или иные знания, а в том, чтобы развить гармонически все силы ребенка применительно к его будущему общественному положению.


 

1.4. Личность в социальном окружении Русецкая А.М.

 

Личность

           

В современной педагогической и психологической науке имеет место множество подходов к определению понятия личности, ее сущности и структуры. Еще большая вариативность наблюдается в системе подходов и интерпретаций экзистенциальных (сущностно-бытийных) и смысловых аспектов личности, ее ценности, функциональности в обществе. Диапазон подходов к интерпретации личности как социального феномена в истории научного познания необычайно широк. Он обусловлен ценностным аспектом выбора методологических концептуальных основ и колеблется от провозглашения человека абсолютной ценностью (в христианской и гуманистической педагогике) до низведения ее к примитивно-поведенческому уровню (З.Фрейд). Соответственно, система социальных отношений понимается либо как раскрывающая неограниченные возможности для возрастания духовно-нравственного начала в человеке, раскрытия его потенциала, либо как фактор подавления индивидуальности. В истории решение вопроса о том, каким должен быть человек в обществе, и что для этого необходимо сделать, определялось духовно-нравственными и этическими ценностями, принимаемыми в тот или иной период социально-экономического развития общества в качестве общечеловеческих. Данное обстоятельство не только свидетельствует о сложности феномена человеческой личности. Оно ставит социального педагога в ситуацию выбора смысловых значений своих действий и ответственности за сделанный выбор.

Системное знание о сущности личности в аспекте ее развития и формирования является неотъемлемым структурным компонентом профессиональных знаний социального педагога. Оно образует личностный смысл индивидуальной профессиональной деятельности и является основой воспитательного воздействия и взаимодействия с ребенком. Для того, чтобы воспитать личность, социальному педагогу необходимо четко осознавать, что является условием счастья, красоты и гармонии в ее настоящем и будущем.

Известно, что деятельностное проявление человека в сфере социальных отношений есть проявление его мировоззренческих принципов, взглядов, точек зрения. Социальные убеждения человека включают не только его представления о себе и других, но и эмоционально принятый взгляд на человеческую личность вообще, о том, кто есть человек как личность, каково происхождение личностного начала в нем, и в каком направлении оно развивается. Каждый думающий человек с развитым произвольным социальным поведением является такой личностью, которая уже имеет для себя ответ на вопросы: Кто я? Куда я иду? Для чего? Идеальная модель личности в нашем сознании есть отправная точка нашего социального развития и формирования. От содержания данной модели зависит не только личное достоинство человека, но и его отношение к другому как к равному себе, уровень развития способности к любви, уважению, сопереживанию в межличностных отношениях.

Академик А.Н.Леонтьев утверждал, что сила идеалов и ценностей в системе мировоззрения личности такова, что имеет преобладание над иерархией потребностей. И глубоко сожалел о людях, чье сознание заполнено идеалами, не нашедшими отклика в душе и сердце. Педагоги и психологи утверждают, что воспитать в другом человеке можно лишь то, чем обладаешь сам. Поэтому целостность личности самого педагога, определенность его мировоззрения и сформированность ценностных ориентаций, постоянная работа над развитием духовно-нравственного начала в себе самом являются залогом эффективности и успеха в профессииональной социально-педагогической деятельности.

 

А.М.Русецкая,

кандидат педагогических наук, магистр психологии

 

«Люди похожи, ибо всем нам досталась одна человеческая ситуация с ее экзистенциальными дихотомиями; люди уникальны, ибо каждый по-своему разрешает свою человеческую проблему. Само бесконечное разнообразие личностей характерно для человеческого существования.

       Под личностью я понимаю целостность врожденных и приобретеннных психических свойств, характеризующих индивида, и делающих его уникальным»







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: