М.А.Станчиц. Этика милосердия — Минск, 1996. С.5

 

Известно, что одну из важнейших характеристик и индивидуального, и общественного сознания состав­ляет его ценностный аспект, функционирование в нем значений и смыслов. Ценность социальной действи­тельности заключается в ее относительности и отне­сенности к субъекту, его целям, действиям и в самом общем смысле — к жизненным общественным пози­циям. Однако в ценностях, в оценках помимо отра­жения действительности выражается отношение субъекта к окружающему миру. Поэтому индиви­дуальному и общественному сознанию свойственна постоянная активная работа оценивания, осмысления происходящих социальных процессов, явлений, событий….

Поскольку личность функционирует как член общества, осуществляет его функции и роли, ре­шает совместно с другими общественные задачи, то ее сознание, являясь индивидуальным по своей при­надлежности индивиду, становится и общественным по существу. Соответственно индивидуальное созна­ние определяется и особенностями той общности, в которую входит данная личность. …Наиболее ярко они проявляются в механизмах установок, ожиданий, стереотипов.

Роль этих механизмов состоит в следующем: чтобы каждый индивид не проходил заново того социального пути, который прошла его группа, общ­ность, ему даются в готовом, и притом зафиксиро­ванном, виде определенные установки, готовые спо­собы ориентации в социальной действительности, готовые матрицы поведения в ней, готовые клише для интерпретации ее событий. В силу природы общест­венной жизни каждый индивид вооружается и гото­выми орудиями труда, и своеобразными теоретиче­скими «орудиями» общественной жизни…

К.А.Абульханова-Славская. Стратегии жизни.-М.,1991. С. 196; 199-200.

 

Каждый индивид существует в постоянно изменяющемся мире опыта, центром которого он является.…

Организм реагирует на окружение так, как оно дано ему в опыте и восприятии. Эта сфера восприятия для индивида является «реальностью»….

Лучшей точкой для понимания поведения является компетенция самого индивида.…

В результате взаимодействия со средой, и, в частности, в результате эволюционного взаимодействия с другими формируется структура самости как организованная, подвижная, но последовательная концептуальная модель восприятия характеристик и взаимоотношений «я», или самого себя, и вместе с тем система ценностей, применяемых к этому понятию…

Ценности… в одних случаях представляют собой ценности, непосредственно переживаемые организмом, а в других — ценности, интроецируемые или заимствованные у других, но воспринимаемые… как непосредственно переживаемые….

Большинство приемлемых для организма способов поведения совместимы с представлениями человека о самом себе….

Когда индивид воспринимает в единую согласованную систему весь свой сенсорный и внутренний опыт, он с необходимостью начинает лучше понимать других как самостоятельных индивидов….

К. Роджерс. Клиентоцентрированная терапия.—М., 1997. Глава 2. Теория личности С. 30; 31; 41; 45-46; 56; 69.

 

 

Из «Основ учения Русской Православной Церкви

О достоинстве, свободе и правах человека»,

Принятых Архиерейским собором 2888 г..

 

«… человеческая природа обладает неотъемлемым достоинством…

…неотъемлемое онтологическое достоинство каждой человеческой личности достигается через преодоление греха, стяжание нравственной чистоты и добродетелей…. Очевидно, что в самом понятии достоинства неотъемлемо присутствует идея ответственности….

       …в восточной христианской традиции понятие «достоинство» имеет, в первую очередь, нравственный смысл, а представление о том, что достойно, а что недостойно, крепко связано с нравственными или безнравственными поступками человека и с внутренним состоянием его души….

       Богоданное достоинство подтверждается наличием у каждого человека нравственного начала, которое опознается в голосе совести…. Присущие человеческой природе нравственные нормы… обнаруживают замысел Божий о человеке и его предназначении. Они являются путеводными для благой жизни, достойной богоданной природы человека. Величайший образец такой жизни явил миру Господь Иисус Христос»

«Церковное слово», 2008, №№ 29 — 31.

 

Из книги доктора психологических наук, академика Я. Л. Коломинского ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: