Э.Фромм. Человек для себя. – Минск, 1992. С.55

 

 

       «Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

       Индивидуальность… содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.

       Рассмотрим структуру личности. В нее …включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки….

Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация — это соответственно, переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки — убеждения и отношения людей.

Р.С.Немов. Психология. Т.1.—М., 1195. С.284—285.

 

«…основу личности составляет то особое строение целокупных деятельностей субъекта, которое возникает на определенном этапе развития его человеческих связей с миром.»

А.Н.Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность. /А.Н.Леонтьев. Избр.психол.пр.В 2-х т.Т. 2. С.181.

 

           

«Человек не изолированное и замкнутое существо, которое живет и развивается из самого себя. Он связан с окружающим миром и нуждается в нем. … испытываемая человеком нужда в чем-то, лежащем вне его, определяет связь человека с окружающим миром и его зависимость от него.

Помимо предметов, необходимых для существования человека, в которых он испытывает потребность, без которых его существование или вообще, или на данном уровне невозможно, имеются и другие, наличие которых, не будучи объективно необходимым… представляет для человека интерес. Над потребностями и интересами возвышаются идеалы»

С.Л.Рубинштейн. Основы общей психологии. В 2-х т. Т.2.- М., 1989. С.103-104.

 

       «…личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, которые опосредуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из участников. Эти межличностные связи проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, образуя особое качество групповой деятельности.

       Межличностные связи, формирующие личность, внешне выступают в форме общения, или субъект-субъектного отношения… непосредственные субъект-субъектные связи существуют не столько сами по себе, сколько в опосредовании какими-либо объектами (материальными или идеальными). Это значит, что отношение индивида к другому опосредуется объектом деятельности (субъект — объект — субъект).

       …В свою очередь, то что внешне выглядит как прямой акт предметной деятельности индивида, на самомо деле является актом опосредствованным, причем опосредствующим звеном для личности является уже не объект деятельности. А личность другого человека как соучастника деятельности, выступающая как бы преломляющим устройством, через которое он может лучше воспринять, понять, почувствовать объект деятельности. Для того, чтобы решить волнующий вопрос, я обращаюсь к другому человеку (субъект — субъект — объектное отношение)

       Все сказанное позволяет понять личность в качестве субъекта относительно устойчивой системы межиндивидуальных… отношений, складывающихся в деятельности и общении»

А.В.Петровский. Введение в психологию. М, — 1995. С. 388.

 

Из книги Карен Хорни «Ваши внутренние конфликты»

 

«…если цивилизация находится в состоянии быстротечного изменения, когда принципиально противоречащие ценности и дивергентные способы жизни сосуществуют бок о бок, то выборы, которые должен делать индивид многозначны и трудны. Индивид может соответствовать ожиданиям общества или быть инакомыслящим индивидуалистом, быть как все или жить в уединении, быть уважаемым или презираемым, верить в необходимость строгой дисциплина при воспитании детей или позволять им расти без сколь нибудь заметного вмешательства; он может верить в различные моральные нормы для мужчин и женщин… Он может отстаивать расовую дискриминацию или стоять на точке зрения, что человеческие ценности не зависят от цвета кожи или формы носа и тому подобное.

Не приходится сомневаться, что выборы, подобные указанным, должны делать люди, живущие в нашей цивилизации, и поэтому можно было ожидать широкого распространения конфликтов… Однако удивляет то, что значительная часть людей не осознает их и, следовательно, не участвует в их осознанном решении. Гораздо чаще они пассивны и подчиняются воле случая. Они не знают, где находятся; они вступают в компромиссы, не осознавая этого, они являются участниками конфликта, не подозревая об этом. При этом я говорю о нормальных людях, не имея в виду ни среднего. Ни идеального человека, а только человека, не являющегося невротиком.

К.Хорни. Ваши внутренние конфликты.— СПб, 1997. С.17 – 18.

 

«… Междисциплинарная задача сегодняшнего дня (педагогики, этики, аксиологии, психологии, философии и других наук) заключается в выработке гуманистических ценностных ориентаций учащихся в их отношениях с другими людьми, природой, обществом.

Ценностные ориентации являются одним из центральных личностных образований и выражают сознательное отношение человека к социальной действительности.»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: