Развитие социально-педагогической мысли о семье и семейном воспитании в Беларуси

В.В. Чечет, Е.К. Погодина, А.Н.Ходосок

Семья и родительский дом на Беларуси испокон веков были жизненно важной средой и опорой для всех членов семьи, первой и самой действенной школой морального и трудового воспитания, подготовки детей к самостоятельной, в первую очередь семейной, жизни. Воспитательная роль семьи основывалась и основывается на природных стремлениях и действиях человека. Естественность тесной семейной жизни, удовлетворение потребностей, общность интересов старших и младших членов семьи заключают в себе неограниченные и бесценные возможности в воспитании подрастающего поколения. Именно в семье все богатство жизненного опыта, знаний, навыков и умений передавалось от одного поколения к другому, от родителей к детям с помощью естественных и испокон веков максимально действенных способов – живого примера старших, показа ими образца, образа жизнедеятельности членов семьи, подражания, практического научения, уважения предков и их обычаев.

Прогрессивные традиции и методы семейного воспитания в белорусском народе зарождались под воздействием народной педагогики, которая основана на философии мировоззрения народа. Народная мудрость белорусов о семейном воспитании содержится в пословицах и поговорках, сказках и загадках, колыбельных песнях и забавах, считалках и потешках, легендах и мифах, песнях и танцах, приговорках и шутках, играх и праздниках, обычаях и преданиях, ритуалах и традициях. Возникнув в глубокой древности, народная педагогика сохранила свое значение до настоящего времени. Белорусский народ на протяжении многих столетий сложил оригинальную и действенную систему воспитания с ее средствами, методами и приемами, которая отражала практически все вопросы воспитания детей в семье.

Народная педагогика белорусов была педагогикой жизни. Воспитательная практика на протяжении многих столетий начиналась с колыбели и была тесно связана с жизнью и бытом, хозяйственной деятельностью народа, опиралась на его жизненные традиции.

Важнейшую роль в воспитании детей играла семья. Семья обеспечивала воспитание детей, здесь постигались социальный опыт предшествующих поколений, народные традиции и нормы поведения, а также верования, обычаи, обряды. В системе социализации детей важную роль играли близкие родственники – родители, дяди, тети, дедушки и бабушки.

Народная педагогика белорусов с уверенностью утверждает, что дети должны воспитываться и расти в семье, так как только в семье существуют наилучшие для этого условия. Родительская семья - главный воспитатель детей: “Без кораня і палын не расце”. Обязанностью родителей считалось создание условий для формирования личности детей, подготовки их к жизни:

“Хто дзяцей мае, няхай навучае”,

“Умеў дзіця радзіць, умей і вывучыць”,

“Не бацькоўская постаць трэба сьшу, а бацькоўская кемлівасць”,

“Ад добрага тата —добрая парада”.

Важнейшим воспитательным моментом народ считал пример родителей. Родители и старшие члены семьи личным положительным примером воспитывали детей, которые в совместной с ними деятельности приобретали необходимые жизненные, трудовые и семейные навыки. Они должны были быть хорошим примером нравственного поведения. Дети учились, глядя на старших, и воспринимали «кодекс» сельской морали. Белорусский этнограф А.Я.Богданович подчеркивал, что в народе высоко ценили воспитание в семье и понимали, как оно влияет на развитие ума и нравственности, воли и характера, и какую важную роль играют родители в этом процессе (Богданович. Педагогические... 1886, № 61, 18 ноября). Поэтому в народной педагогике беларусов особое внимание уделялось личностным качествам родителей, их влиянию на детей в процессе семейного воспитания:

“Які род, такі плод”,

“Яблыка ад яблыні далёка не адкачваецца”.

“3 якім пазнаешся, такі сам станешся”,

“Разумны навучыць, а дурань намучыць”,

“3 разумным пагавары — розуму набярэшся, а з дурнем — свой страціш”,

“Хто з дурным задаецца, то і сам дурным астанецца”,

“Добрага бацькі — добрыя дзеці, ліхога — ліхія”,

“Як добрае семя, дык і добрае племя”,

“Дзе ў сям’і лад, там і дзеці добра гадуюцца”,

“Харошых бацькоў і харошыя дзеці”,

“Добрае на людзі ідзе з добрай сям’і”,

“Па роду і куры чубатыя”.

Обучение поведению в традиционной семье, взаимоотношениям между ее членами осуществлялось непосредственно в повседневной жизни. Какими вырастут дети и какие типы поведения они перенесут потом в свою семью, зависело от взаимоотношений в родительской семье. В хорошей семье, где был мир, покой и согласие между родителями, преобладали такие же отношения и между детьми.

О наследовании детьми поведения родителей в повседневной жизни говорится во многих устнопоэтических произведениях:

“Калі матка ведзьма, дык і дачка зелле знае”,

“Які бацька, такія дзеткі”,

 “Якая дошка, такая і стружка, якая маці, такая і дачушка”,

“Якая матка, такое й дзіцятка”,

“Па гнязду відаць, якая птушка”,

”Няма чаго дзіваваці, такая была і маці”.

Родители должны были следить за своим поведением. Спорные и деликатные вопросы белорусы старались решать в отсутствие детей. Особенно это касалось интимных отношений.

Народная мудрость учила с уважением относиться к родителям, любить и уважать их, беречь мать, отца, бабушку, дедушку, своих родных и близких:

“Шануй бацьку з маткай: другіх не знойзеш”,

“Хто бацьку шануе, той і децям добрую долю гатуе”,

“А хто бацьку і маці зневажае, той дабра не знае”,

“Шануй старое, як дзіця малое”,

Народной педагогикой особенно подчеркивалась идея поддержания авторитета родителей:

“Усе нашы бацькі разумней за нас былі”,

“Бацькоў слухаць – гора не знаць”.

В народной педагогике на протяжении веков существовало неписанное правило: дети во всём должны были подчиняться родителям. Народная пословица «Бацькоўскае слова дарэмна не гаворыцца» как раз и характеризует это. Весь быт семьи в этот период строился на строгом подчинении всех ее членов старшему в семье, чаще - отцу. Отношения с родителями характеризовались сдержанностью. Характер семейных отношений в сельской семье, где слово отца – закон, оказывал огромное влияние на воспитательный процесс. В большинстве семей распоряжения родителей, особенно отца, не подлежали обсуждению и должны были выполняться детьми обязательно. Большинство придерживались мысли, что нельзя детям «даваць патачку», «распускаць». Сельская мораль знала печальный результат в тех семьях, которые не придерживались такого правила:

“Дасі дзецям волю, адбярэш долю”,

“Дай яму волю, дык ён і дзве возьме”.

Обычное право белорусов, которое требовало от детей уважения к родителям и старшим вообще, подчинения их воле, поддерживалось и официальным правом. Когда суд рассматривал семейные дела об спорах родителей и взрослых детей, то он выносил решение об наказании как первых, так и вторых. Родителей – в виде штрафов и принудительного церковнога покаяния за плохое воспитание — «давалі патачку», «былі самі прычынай сямейных спрэчак» и т.д. Детей обязывали «падпарадкоўвацца старэйшым», прибегали при этом к телесным наказаниям (Довнар-Запольский. Очерки семейного… 1891. №1. С. 94). Дети находились под властью родителей до вступления в брак, они не могли принимать самостоятельных решений, которые бы изменили ход семейной жизни. «Воля бацькі, маці ці старэйшага дзядзькі, увогуле самага старэйшага ў сямействе члена свяшчэнна для ўсяго сямейства, без яго волі нішто важнае не бывае» (Довнар-Запольский. Очерки семейного... 1891. №1. С. 94).

Основными воспитателями детей были мать и отец, авторитет которых оказывал огромное влияние на детей. Согласно народному обычаю, дети должны были выказывать уважение и благодарность матери и отцу, а младшие дети, кроме того, и всем старшим в доме.

В традиционной семье дети в императивно-категоричной форме воспринимали большинство предписаний и запретов, которые касались как правил поведения, так и жизни вообще, а также различных явлений и их оценки. С младенчества дети шаг за шагом осваивали правила поведения в семье и обществе и должны были строго выполнять всё, что от них требовалось. Основные правила поведения дети знали уже к пяти годам.

На протяжение веков жизни и опыта людей были выработаны советы родителям насчет воспитания детей:

“Вучы дзіця, пакуль яно ўпоперак краваці, а не ўздоўж”,

“Тады дзяцей вучаць, як каля лаўкі ходзяць”,

“Хто да чаго прывыкне змоладу, то і на старасць не пакіне”,

“Калі тонкага дрэва не сагнеш, то тоўстага не адужаеш”,

“Да пяці год пястуй дзіця, як яечка, з сямі — пасі, як авечку — тады выйдзе на чалавечка”,

“Каго выгадаешь змалку, таго знойдзеш і ў старасці”,

”Маладыя ад старых вучацца”,

“Дзе нянек многа, там дзіця бязнога”.

В основе народной педагогики белорусов было довольно суровое отношение родителей к детям, которое крестьянин считал не противоположностью родительской любви, а наоборот, ее доказательством. Строгость и требовательность к детямбыла традиционной нормой белорусов. До наших дней в сознании народа сохранилось убеждение, что любить детей необходимо в душе, не показывая свои чувства, иначе процесс воспитания не будет иметь хороших результатов: “Любі дзіця ў душы, але віду не паказвай”, “Дзіця жалей, а жаласці не паказвай”.

В процессе воспитания детей почти в каждой семье использовалось такое средство, как физическое наказание. Но, в основном, преобладало моральное осуждение, выговор или угроза. Наказание ремнём («спражкай»), прутом («бярозавай кашай»), пугой считалось крайней мерой:

“Сваё дзіця бі — шкадуй, на чужое крычы — думай”,

“Не крычы, а лепш навучы”,

“Не біце дубцамі, навучайце слаўцамі”,

“Дубец — не навука”,

“Хто дзяцей балуе, вяроўку ім на шыю гатуе”,

“Не біце вяроўкамі, навучайце гаворкамі”,

“Не слухае ківа, паслухае кія”.

Однако, анализ разных ситуаций и отношения родителей к поступкам детей показывает, что терпимость в одних случаях часто сочеталась со строгостью в других. Так, если случались драки между детьми и родители находили, что сын “давал сдачи” либо защищал сестру или кого-то другого, то они обходились замечанием. Если же, наоборот, он был зачинщиком, агрессивно себя вёл, то его ожидало наказание, в том числе и физическое.

Особую роль в воспитании детей играла мать. Она являлась первой воспитательницей ребенка. В образе матери-женщины народ воплотил материнство, духовную и женскую красоту, самопожертвование. Образ матери всегда олицетворял самое близкое, доброе. Мать – это и советчик, и учитель:

“Без маткі і сонца не грэе”,

“Без маці, без айца блукаецца, як аўца”,

“Ад роднай маткі не збягаюць з хаткі”,

“Няма лепшага друга, як родная маці”,

“Беражы маці, яна не будзе век целяпаці”,

“Нідзе няма лепш, як у сваёй маці”,

“Не будзеш слухаць маткі, не будзеш мець сваёй хаткі”.

Можно с уверенностью утверждать, что нежная любовь матери к своим детям - характерная черта отношений в семье белорусов. Такая любовь свойственна женщине в большей степени, по сравнению с мужчинами: “Дзеці балуюцца ад матчынага блінца, а разумнеюць ад бацькоўскага дубца”. Сердце матери всегда болит о детях, о них все ее мысли и хлопоты:

“Маці сама не з’есць, а дзіцё накорміць”,

“Як дзіця плача, маткі сэрца з жалю скача”.

Мать никогда не бывает жестокой с детьми, даже когда злится или ругается. В случаях, когда в гневе она и говорила “Каб цябе пранцы ўзялі”, “Каб цябе гром забіў”, женщина тихонько, обращаясь к Всевышнему, говорила: “Каб ты не пачуў” (Шейн. 1893. Т.2. С. 513).

С первых лет жизни взрослые формировали у детей точное представление о системе родственных отношений и месте самих детей в ней. Осуществлялось это постепенно в процессе контактов с близкими и родственниками, которые раньше, необходимо отметить, были более тесными и устойчивыми. Каждый сельский ребенок усваивал правила отношения к родителям, братьям, сестрам, детям, бабушкам и дедушкам, основное место в которых занимало уважение, послушание, помощь, забота. Главным в моральном кодексе белорусов были взаимные обязанности близких членов семьи друг к другу.

Отличительной чертой белорусского народа являлась совместная постоянная и напряженная трудовая деятельность родителей и детей всех возрастов на лугу, в поле, огороде, подворье, доме:

«Дзетачка спi, а дзельца помнi»,

«Хто замаладу працуе, той на старасць пануе»,

«Праца не паганiць челавека, а кормiць, поiць i вучыць»,

«Праца человека трымае i ўзбагачае»,

«Хто дзяцей для працы шкадуе, той сабе вяродку гатуе»,

«Без працы не будзе дзецям шчасця».

Уже в 10-12 лет дети выполняли многие нелегкие хозяйственные работы. «Отец – сына, а мать – дочь начинают приучивать к работе, брать с собой везде. До 18 лет юноша, так и девушка становятся уже настоящими работниками» (Шейн П.В. Материалы для...СПб, 1902. Т. 3. С. 10).

Для белорусов были характерны доброжелательные и милосердные отношения всех членов семьи к детям родственников и соседским детям, которые по разным причинам оказались сиротами. Народная семейная педагогика воспитывала так, что мать практически никогда не отказывалась от своего ребенка. В семьях бытовал высоконравственный милосердный обычай: если дети оставались без родителей, их брали на воспитание в свои семьи родственники, соседи, односельчане. Практически все жители села досматривали сиротинку, проявляли к нему сочувствие и заботливость, оказывали материальную и моральную поддержку и помощь (Чэчат В.У, Смагіна Л.І. Міласэрнасць у беларускіх… 1992. № 11. С.10—12).

Для решения задач семейного воспитания использовались разнообразные средства и методы. Наиболее распространенными и эффективными средствами семейного воспитания были труд, игра, праздники и обряды.

Семейному воспитанию, в целом институту семьи, как важнейшему структурному элементу государства, и семейно-брачным отношениям пристальное внимание уделяли ученые, государственные и общественные деятели. Народная педагогика послужила источником и основой для возникновения научной педагогики. И никто из известных просветителей или ученых-педагогов не обходился без сокровищницы народной мудрости.

Францыск Скорина (около 1490 – около 1551) – один из известнейших деятелей науки, культуры, просвещения, книгопечатания на Беларуси в ХVI веке, - главным критерием моральности считал человеколюбие и справедливость. Особое внимание уделял путям воспитания моральности. Рассматривая семью как важнейший источник морального воспитания ребенка, Ф.Скорина подчеркивал воспитательную роль родителей, их моральный авторитет, считал, что “…мужи со своими женами имеють во любви жити, чада дабы слухали и чествовали родителей своих. Родители же дабы питали и научали чада своя” (Антология педагогической… М. 1985).

В предисловии к книге “Юдзифь” великий просветитель и первопечатник высказывает идею гражданского патриотизма каждого человека перед своим народом, любви к отчему дому, родителям:

“Ад нараджэння звяры, што ў чашчобах блукаюць, - ведаюць ямы свае;

Птушкі, паветра свідруючы, - гнёзды свае не губляюць;

Рыбы ў морах бурлівых – чуюць свій вір без памылкі;

Пчолы і іншая жыўнасць – вуллі бароняць заўжды.

Гэтак і юдзі: дзе нарадзіла іх маці, на шчасце ўскарміўшы, -

Ласку да месца таго берагуць заўсягды!” (Падарожная кніжка … 1990. С.40.)

В предисловии к книге «Эклезиаст» Ф.Скорина словами царя Соломона утверждает: «все бацькі павінны вучыць сваіх дзяцей». Его предисловия носили светский характер, обогащали читателя конкретными практическими знаниями и подчеркивали содержание образования и воспитания (Скарына Ф. Прадмовы …. 1969).

Николай Гусовский (около 1480 – после 1533) – талантливый белорусский поэт и просветитель, философ и гуманист, общественый деятель эпохи Возрождения, ведущую роль в воспитании молодежи отводил родителям. Так, в “Песне про зубра” Н. Гусовский пишет:

“Змалку ад бацькі вучыўся ў бясконцых абходах

Крокам нячутным ступаць, каб нішто не штурхнула,

І спасцігаў, як звяроў прымечаць па бярлогах

Нюхам, і вухам, і вокам. Без якасцей гэтых

Не напалюеш, бо звер палахівы і пільны…

У пушчах, пакуль мяне, сына, вучыў палясоўшчык!

…Быў і адважны, а дзе й неразважны, казалі:

Як ні было – не забыць сваю школу Міколу” (Гусоўскі М. Песня пра зубра…, 1980).

Огромный вклад в развитие педагогической мысли Беларуси внесли педагогические взгляды, идеи и деятельность Симеона Полоцкого (1629-1680) - белорусского философа, просветителя, церковного деятеля, поэта, педагога, публициста, переводчика и издателя. Его учебно-воспитательные книги, стихи, проповеди оказали заметное позитивное влияние на развитие просвещения и педагогической науки.

Можно с уверенностью сказать, что именно С.Полоцкому принадлежит первенство среди восточнославянских учёных в разработке педагогики семейного воспитания. Педагогические взгляды, идеи, мысли о воспитании в семье не были оформлены им в виде последовательной методико-педагогической системы, но, тем не менее, они ставят его в один ряд с передовыми учёными и просветителями Европы.

Главную роль в воспитании детей С. Полоцкий отводит родителям: “счастливо супружество, не лишаемое своего плода, но плода доброго, плода честного...” (Из “Вечери душевной”).

С. Полоцкий выделяет методы, приёмы, средства семейного воспитания. Его поучительныя стихи и проповеди проникнуты педагогическими советами и идеями об воспитании в семье:

- родители должны начинать воспитание человека от рождения, когда ребенок еще маленький: “чтобы родители обучали сво­их младенцев от молодых ногтей, от материнских сосков страху божьему, чтобы те больше росли в добродетели, чем в величину тела” (Из “Вечери душевной”);

- воспитание детей должно быть процессом целенаправленным: “родители долж­ны иметь постоянное старание, чтобы их плод был хорошим, ибо плод не рождается, как у деревьев, по природе сладкий или горький, но по наставлению рождавших, по навыкам и воле рожденных добронравие или зло укореняется в их сердцах” (Из “Вечери душевной”);

- любовь родителей к детям должна быть разумной, безграничная же любовь матери к ребенку или нетребовательность отца – приносят только вред: “Вредоносна излишняя любовь родителей к детям. Как вино, в меру употребляемое веселит и здоровит, без меры выпитое разума лишает и болезнь вызывает, так и любовь родителей к детям. Если по достоинству - полезна и родившим и рожден­ным. Если выше меры - вред творит и тем и другим. Одних в развращение попущает, другим же печаль и болезнь от развра­щения первых содевает” (Из “Зарока душевного” // Антология педагогической…, М., 1985. С. 341); “... откуда у честных роди­телей дети приобретают злой нрав? Скажу вам истину ради исправления: от материнской ласки, от отцовского наказания, от не ограничиваемого (строгостью) обоих воспитания. Хвалит мать маленькую злобу маленького сына, а злоба в сердце, как терновник, корни укрепляет, и с ростом сына растет более зло­ба” (Из “Вечери душевной”);

- личный пример родителей, их жизнь являются действенными методами и средствами воспитания: “смотрите, родители, как вы должны воспитывать ваших детей: доб­рые слова и примеры хороших дел отпечатывайте на том воске”; родители должны “не подавать детям плохого примера, ибо как обезьяна, что видит совершаемое людьми, тотчас старается то делать, так и дети, видя дела своих родителей, бывают их подражателями…” (Из «Вечери душевной»); “достойны счастья те родители, жизнь которых служит детям примером перенимания доброго нрава и зеркалом исправления”; “...родители, не будьте душегубцами детей ваших, пускай ваша жизнь не будет соблазном для них. Ведите себя так, как родителям надлежит быть в своём доме: отец должен быть, как солнце, мать же - как луна, дети - как звёзды” (Из “Наказа детям”);

- на родителях лежит ответственность за воспитание детей: “Верно, как посадившим сад приписывается причина кривизны деревьев, потому что не исправляли их в юности, и как художникам вменяется безобразие неискусно сделанных ими вещей, так родителям приписывается причина злого нрава их детей, и примут наказание, потому что в детстве научили их или допустили привыкать ко злу” (Из “Вечери душевной”);

- не может быть правильным семейное воспитание, если у детей не воспитано трудолюбие. Обращаясь к родителям, С. Полоцкий советовал, чтобы они с детства приучали своих деток к “какой-нибудь ручной работе или какому-нибудь иному занятию, чтобы не приобрели злых навыков, живя в праз­дности” (Из “Вечери душевной”).

Не отрицал С. Полоцкий и физического наказания детей. Самым лучшим “приспособлением для исправления” он считал розгу - для маленьких, “жезл” - для подростков. Но, вместе с тем, известный гуманист-просветитель призывал родителей любить своих детей, “не допускать, чтоб другие плохо говорили о ваших детях” (Из “Наказа детям”).

С. Полоцкий обращает внимание на то, что развитие человека происходит под влиянием различных факторов, по мере взаимодействия человека с окружающей средой в процессе обучения и воспитания и, прежде всего, под влиянием людей, которые его окружают, в первую очередь, родителей.

Казимир Нарбут (1738 - 1807) - педагог-просветитель и общественный деятель Беларуси. Отдавал свои силы и знания воспитанию молодежи в духе требований, которые выдвигала его эпоха, а имено обеспечение подготовки образованных людей. В своей работе “Логика, или Наука о размышлении и рассуждении, благодаря которой всякий сможет во всем достигать истины и остерегаться заблуждений” К. Нарбут изложил некоторые идеи относительно воспитания и обучения детей в семье:

“Родители, если они пренебрегают необходимыми усилиями для приобретения хороших знаний или воспитания детей или же пользуются этим не так, как надо, особенно излишними поблажками или неуместной суровостью, должны понять врожденные способно­сти ребенка и в соответствии с ними поступать в процессе обучения. Затем каждым своим действием, словом, даже малейшим движением (жестом) они должны со всей необходимостью стараться прививать юношам умственное совершенство, честность, добросовестность, справедливость и все то, что делает человека добрым и добродетель­ным, ибо дети, как воск, в котором легко можно выразить все, что нам нравится. Поэтому не пространными словами и предостережени­ями или высокими и красивыми фразами, а хорошим примером можно направить молодежь на путь добродетели и всякого блага; в этом больше может сделать чувственность и воображение, чем разум.

При всем этом большая часть родителей или совсем пренебре­гает усилиями с целью хорошего воспитания детей, или же прилагает старания не такие, какие для этого требуются: одни лишним баловством дают возможность разрастись страстям, лени и неряшли­вости; другие чрезмерной строгостью и побоями портят способности, отталкивают от хороших наук и необходимого труда…» (Антология педагогической… 1986. С. 147.)

Во второй половине Х1Х - начале ХХ вв. в периодических изданиях начинают публиковаться статьи, освещающие проблемы семьи и брака, образования и воспитания, в том числе семейного. Появляется педагогическая журналистика. Приводим отрывок статьи «О воспитании», в которой ставится вопрос о роли и взаимосвязи семьи, школы и общества в формировании личности, особенно в ее нравственном воспитании. Особо подчеркивается ответственность семьи в воспитании детей, роль личного примера родителей (Народное образование в Виленском учебном округе, 1914, №9, С.426; №10, С.499-507):

«Развить до высшей степени индивидуальную и народную нравственность и значит воспитать человека и народ.

При всех различиях семьи, школы и народа основная клетка этих установлений неизменно одна, один и тот же живой человек… Должно быть одно и воспитание, как развитие нравственности…

В воспитании, как исключительно житейском деле для живых людей, обоюдно воспитываются и воспитывают и питомец и воспитатель. И расстановка по местам семьи, школы и народа скорее технический прием, чем педагогический вопрос.

Правдоподобней, однако, начи­нать с семьи, потому что несравненно трудней, если это и возможно, выпрямить старый корявый лес, нежели выгнать стройное молодое деревцо, это с одной стороны, а с другой — в семейном быту, и только в нем одном, физически и психически творится и цветет жизнь.

Думают, что воспитание ребенка начинается со дня рождения. Не благонадежно ли начинать его значительно раньше... Потомки — родня и наследники своих предков... И старшие поколения всецело ответственны за младшие, которые этим, однако, не освобождаются от нравственной обязанности всеми добрыми средствами улучшить свой род.

Свивать себе семейное гнездо исключительно серьезное дело, притом не личное только, а общественное и народно-государственное. Любим друг друга и вступаем в брак — прекрасно, это и нужно; но, во-первых, действительно ли любим или только увлеклись; во-вторых, как любим, может быть, исчерпывая эту любовь нами двумя и в узких пределах личной приятной жизни; в-третьих, располагаем ли всеми данными для настоящей широкой семейной любви со всеми ее общественно-историческими следами и последствиями. Муж и жена — одно светлое духовное целое. Из брака вырастает потомство. Здоровый и нравственный брак не избегает его, а стремится к нему. Потомство дает земное бессмер­тие, которое нуждается в наилучшей подготовке... Счастье потомков зависит от благородства предков. Кто же благороден? Всякий, у кого благородно тело и душа. Физическое здоровье, умственная серьезность, нравственная чистота, гражданское мужество...— вот всенародное благородство, украшено ли оно боярством или прикры­то пастушьей свиткой.

Дети рождаются с возможностями благородства и уродства. Родителям принадлежит сделать выбор и приложить свои силы. Родители воспитывают детей не навязчивою моралью о добродетель­ности добродетели и порочности порока, а своей кровью, своею душою, своим жизненным подвигом... Патриотизм семьи не в резонерстве о патриотизме, а в жизни и труде на пользу родного народа и страны. Честная семья никогда не лукавит, и на нее всякий может положиться. Культурная семья создает и поддерживает удобный, здоровый и приятный быт. Семья воздержанная не теряет попусту ни сил, ни времени, ни средств. Семья благодушная, добрая, мягкая, приветливая светит и греет. Семья такого типа, родители с такими чертами — они без сентенций, одним своим существованием, созданною ими атмосферою воспитывают детей, вовсе не насилуя их, как едва ли можно считать насилием запах цветка, вкус яблока, опрятность жилья и т. п. Пора бросить и основательно забыть дикое понимание свободы и насилия: скромно прошелся — насилие, столкнул с тротуара — свобода...

Семейное воспитание — это заботливая и бережная передача от одних к другим чистой крови, здорового тела, благородных инстин­ктов, культурных привычек, здравых понятий, четких убеждений, высокой нравственности... общественного доброжелательства — это постепенный и верный прогресс...» (Антология педагогической…, 1986. С. 289).

Во 2-й половине ХІХ века семье и семейной проблематике были посвящены работы П. Шпилевского, М.Я. Никифоровского, Е.Р. Романова, А.Я. Богдановича, С. Карского, П.В.Шейна, М.В. Довнар-Запольского,– известных этнографов и фольклористов.

Разнообразные и богатые материалы по семейному быту и обрядности опубликованы в трудах М.Я.Никифоровского (1845 – 1910). Им было написано около 20 работ по этнографии, фольклору и истории Витебщины: “Очерки простонародного житья-бытья в Витебской Белоруссии и описание предметов обиходности” (1895), “Очерки Витебской Белоруссии” (1895) и др., которые являются своеобразной энциклопедией быта и культуры белорусского народа Витебской губернии.

Значительный вклад в изучение сельской семьи, преимущественно по Могилевской губернии, сделал Е.Р.Романов. В “Белорусском сборнике” (1912, вып.8) он рассматривает важнейшиестороны жизнедеятельности семьи, подробно описывает свадебные, похоронные и поминальные обряды, детские игры (70 игр) и воспитание детей в семье. Аналогичные материалы по семейному быту помещены в 3 томе П.В.Шейна (“Материалов для изучения…, СПб., 1902.”). Среди этнографических публикаций богатством материалов по семейной обрядности отличаются работы П.Шпилевского (“Белоруссия в …”, СПб., 1856, “Путешествие по …”, Современник, 1902).

А.Я. Богданович (1862 – 1940) в статье “Педагогические воззрения белорусского народа”, приходит к выводу, что главным критерием в воспитании сельских детей являлись отношение к труду и девиз “Все должны работать”. Одчеркивал, что “народ четко понимал роль воспитания как фактора, который влиял на развитие ума и моральностии, воли и характера, и важную роль родителей в всопитательном процессе”.

Среди статей, посвященных семейной проблематике, необходимо выделить публикации Е.Ф. Карского (1861 - 1931), в которых дается подробное описание обрядов на Ошмянщине, а также анализируется семейный быт белорусов Виленской губернии (Карский Е.Ф. Народные белорусские свадьбы в Ошмянском уезде Виленской губернии. – Вильно, 1888; Семейный быт белорусов Виленской губернии // Виленский вестник. 1891. №12).

Значительное место в изучении семьи принадлежит М.В. Довнар-Запольскому (1867 - 1934). Начав свою работу с описательных публикаций («Белорусская свадьба и свадебные песни». Киев, 1888.), в дальнейшем он перешёл к научному анализу многих сторон жизни белорусского народа. В частности, он известен как исследователь семейного права белорусов. В его работах последовательно рассматриваются особенности обычного права в разных формах семьи, во взаимоотношениях, положении отдельных членов семьи, в браке и свадьбе, получении наследства и др. Так, в «Очерках семейного обычного права крестьян Минской губернии» М.В. Довнар-Запольский указывает: «Воля отца и матери или старшего дяди, вообще самого старейшего в семействе священна для всего семейства, без его воли ничего важного не бывает». Так, например, при обращении в суд членов семьи, которые не желали подчиняться воле старшего, суд обычно обязывал младшего брата «во всем подчиняться и слушаться старшего брата; слушаться отца, старшего свояка и т.д.» (Очерки семейного... С. 103.)

Характеризуя участие детей в труде в зависимости от пола и возраста, М.В. Довнар-Запольский пишет: «Дети с ранних лет выполняют те или иные обязанности по хозяйству, и чем меньше семья, тем раньше сельский подросток знакомится с суровым трудом. С пяти лет ребенок нянчит своих маленьких братьев и сестер, с 7-8 - он уже пастух, с 12 лет для мальчика начинаются первые упражнения в земледелии, с 15 лет берется за косу, а еще года через два и за соху, так что до 20 лет он уже хлебороб, который прошел все академические курсы сельского хозяйства. Девушка до 16-17 лет знает женскую работу. Естественно, что интенсивность труда подростков целиком зависела от состава и экономического положения семьи» (Очерки семейного... С. 103.).

Кардинальные перемены в сфере семьи и семейного воспитания стали происходить сразу же после Октябрьской революции 1917 года, когда был объявлен приоритет общественного воспитания над семейным. В период 20-60-х годов ХХ века белорусская семейная педагогика развивались под влиянием идей советских педагогов (А.С.Макаренко, Н.К.Крупской, В.А.Сухомлинского и др.).

В 60-80 годы ХХ века исследованию проблем семьи и брака в целом придавалось важное значение. Актуальные проблемы семьи и семейного воспитания находят отражение в работах белорусских исследователей (философов, психологов, педагогов, социологов, экономистов), которые изучали их в самых многообразных аспектах. В частности, семья в обществе и ее правовой статус рассмотрен в монографиях Н.Г. Юркевича (Семья в... Мн., 1964; Советская семья... Мн., 1970), Т.Е. Чумаковой (Семья, мораль… Мн., 1974; Наша семья. Мн., 1982.); морально-духовные основы семейно-брачных отношений, семья и культура в книгах С.Д.Лаптенка (Семья и духовное... Мн., 1977; Нравственная сущность… М., 1990); подготовка молодежи к семейной жизни, к отцовству и материнству, половое воспитание в работах А.С.Красовского (Воспитание в семье… Мн., 1990), Т.М.Кузнецова (Разговор о любви. Мн., 1986), А.Н. Сизанова (Подготовка подростков…Мн., 1989) и др. Положению и жизнедеятельности молодой семьи горожан посвящен раздел в монографии Л.В. Раковой (Быт и культура... Мн., 1989). Вопросы сельской семьи в Белоруссии рассиатрены в исследовании Л.Ф. Филюковой (Сельская семья... Мн., 1976).

В 90-е годы в Беларуси исследования проводятся по таким проблемам, как правовые и социально-педагогические основы защиты прав и интересов ребенка в семье, обществе, детских организациях (С.С.Бубен, Л.И.Смагина, В.Т.Кабуш, В.В.Чечет). Расширена и углублена разработка темы семейно-бытовой культуры, проводились социологические исследования разных взгдядов на семью как первичный источник воспитания ребенка. Взаимоотношения в семье, лидерство, воспитание детей рассматриваются Г.М. Курилович (Сям’я і сямейны быт беларусаў. Мн., 1991); семейные обряды как средство социализации детей и молодёжи подробно исследованы Т.И.Кухаренок (Радзінныя звычаі і абрады беларусаў. Мн., 1993; Беларусы. Т.5. Сям’я. Мн., 2001); особенности воспитания детей в сельской семье, их быт и занятия подробно охарактеризованы в монографии Л.В.Раковой (Традыцыі сямейнага выхавання ў беларускай вёсцы”. Мн., 2000). Условия формирования этнопедагогической культуры родителей, роль в этом процессе устного народного творчества белорусов были разработаны И.И. Калачевой (Народныя традыцыі і звычаі выхавання: Этнапедагагічная спадчына народаў Беларусі. Мн., 1999).

Белорусскими педагогами подготовлен ряд научно-методических материалов, пособий, хрестоматий и рекомендаций по проблемам семейной педагогики, воспитания детей в семье, школе-интернате и детском доме, совместной деятельности детского сада, школы, семьи и общественности по воспитанию детей, педагогической культуры родителей (В.Ф.Володько, А.А.Гримоть, М.Е.Кобринский, Т.К.Короткина, В.Г.Сенько, Е.И.Сермяжко, И.Ф.Харламов, В.В.Чечет); различных направлений и специфики воспитания детей в семье: семья как среда для духовного развития личности, ее гражданского, патриотического и интернационального воспитания (Д.И.Водзинский, К.А.Кулинкович, В.В.Мартынова, В.В.Чечет и др.); нравственного воспитания и самовоспитания, отношений родителей и детей, воспитание у детей гуманных чувств (К.В.Гавриловец, И.И.Казимирская, А.И.Кочетов и др.).

Роль семьи в процессе формирования личности ребенка была затронута в работах Д.И. Водзинского: «…в детстве человек должен пройти великую школу тонких, сердечных, человеческих взаимоотношений. Эти отношения – самое главное моральное богатство семьи». Особое значение в семейном воспитании Д.И. Водзинский придает образу жизни и характеру взаимодействия в родительской семье: «Воспитание в семье осуществляется прежде всего всем укладом семейной жизни, ядром которого является характер и стиль взаимоотношений. Искреннему человеческому отношению ко всем членам семьи как людям, имеющим право на уважение, чувство собственного достоинства, принадлежит решающее значение для их воспитания…» (Семейно-бытовая культура. Мн. 1981. С. 251-253).

Как отмечает К.В. Гавриловец, «от близости эмоционального общения с матерью и отцом у ребенка появляется потребность в общении с другими людьми, в понимании их эмоционального состояния, что, «является условием чуткости. Появление на ранней стадии развития ребенка такого рода стремлений, умений – необходимое условие развития данных духовных потребностей, потребности в приобщении к духовному миру другого человека, в благополучии окружающих... Высокий эмоциональный «накал» семейного общения, материнских и отцовских впечатлений, в целом семейного уклада, является уникальным родником мыслей, чувств, общения ребенка в самом их раннем возрасте, когда он по природе своей настолько сильно восприимчив, что приобретает богатство этих мыслей чувств и общения с родными, близкими и другими людьми на всю жизнь. Семейное воспитание определяет «образ жизни человека с первых лет до возмужалости, состояние нервной системы, здоровья в целом, привычки, интересы, увлечения, настроения, а в результате – судьбу» (Ценность родительской…Мн.,1989).

В.Г. Сенько выделяет следующие «критерии благотворного воспитания в семье»: - высокий нравственный и гражданский пример родителей; - осознание родителями ответственности за воспитание детей; -здоровый образ жизни, высокая нравственно-духовная атмосфера семьи; - систематическое повышение уровня педагогических знаний родителей и умение применять их в семейном воспитании; - согласованность педагогических требований родителей и педагогов к ребенку; - принятие родителями педагогических установок и советов учебного заведения, направленного на благотворное воспитание детей; - социальная нравственная защищенность ребенка в условиях семьи; - воспитание ребенка на основе любви, свободы и веры; - включение ребенка с раннего возраста в разностороннюю деятельность по самообслуживанию, ведению домашнего хозяйства, умственному развитию; опора на перспективу завтрашней радости ребенка и семьи; - создание ситуации успеха жизни и деятельности ребенка, стимулирующей его развитие; - должный уровень материального благосостояния и бытовых условий семьи; - стремление родителей к неустанному совершенствованию личностных качеств, педагогических знаний и возможностей.

В свою очередь, Е.И. Сермяжко к внутрисемейным факторам,оказывающим влияние на воспитание ребенка, относит: жилищные условия; организацию быта; атмосферу трудолюбия; взаимоотношения родителей; взаимоотношения родителей и детей; единство требований к ребенку; взаимную ответственность отца и матери за воспитание детей; заинтересованность родителей жизнью и детьми ребенка; общеобразовательный и культурный уровень родителей; педагогическое сознание родителей; общественную активность родителей в школе; единство семьи и школы в воспитании детей и др. (Подумаем вместе… Мн., 1984. С.27-28).

Проблемам взаимодействия школы и семьи в процессе воспитания подрастающего поколения, формированию педагогической культуры родителейбольшое внимание уделял А.А. Гримоть. Им были выделены следующие принципы взаимодействия школы и семьи в процессе формирования моральных идеалов: «единство в понимании целей и задач, средств, методов и форм воспитания учащихся; реализация в совместной деятельности комплексного подхода к воспитанию; отношение к ребенку, члену семьи, члену семейного и детского коллектива как к личности, которая формируется и развивается, глубокое уважение к нему; взаимное уважение и доверие между педагогами и родителями; взаимная деловая критика и самокритика; использование национальных традиций белорусской народной педагогики».

Проблема организации социально-педагогической работы с детьми из дезадаптированных семей исследована в работах Л.И. Смагиной. Ей был введен специальный термин «семьи, нуждающиеся в социально-психолого-педагогической поддержке» и разработана классификации данных семей, в которой за основание она предлагает принять характеристику положения детей, что позволяет, по ее мнению, выстроить своеобразную иерархию, устанавливая по нисходящей место каждой из групп семей. Причем, как полагает Л.И. Смагина, «в этой иерархии можно заложить не только степень распада семейных взаимоотношений, ухудшение микроклимата и отражение этого на самочувствии детей, но и последовательность подключения или вовлечения в процесс оказания необходимой помощи представителей государственных служб и неправительственных организаций в зависимости о той группы, к которой принадлежит семья: - семья «группы риска» может быть отнесена семья с объективными трудностями: многодетность, отсутствие в семье одного из родителей, потеря взрослыми постоянного места работы, малообеспеченность и пр.; - в категорию проблемной семьи «группы риска» перемещаются тогда, когда к объективным трудностям прибавляется субъективная неспособность с ними справиться и отношения в семье приобретают напряженный характер; - следующая ступень распада межличностных отношений перемещает проблемную семью в группу неблагополучных. Обстановка в такой семье характеризуется постоянным физическим или психологическим давлением на ребенка, вплоть до избиений; - для асоциальной семьи характерно противоправное поведение взрослых, чаще всего на фоне алкоголизма…» (Социально-педагогическая… Мн., 2003. С. 19-20.)

Огромный вклад в развитие отечественной семейной педагогики внес доктор педагогических наук, профессор В.В. Чечет. В своей монографии «Педагогика семейного воспитания» он раскрывает сущность и специфику семейного воспитания, пути, средства и формы воспитания детей. По мнению В.В. Чечета, специфика семейного воспитания заключается в следующих основных характеристиках: 1) содействие осуществлению неразрывной связи поколений, их прошлого, современного и будущего, морально-духовному единству членов семьи как близких людей и как представителей общества; 2) способность семейного воспитания в отличие от общественного незаметно (исподволь), но весьма действенно при помощи уникального механизма функционирования родственных связей и инстинкта формировать у детей человеческие чувства к своим родителям, дедушке, бабушке, членам семьи и через них ко всем другим людям, своему народу, всему человечеству; 3) наличие естественной теплоты, любви и сердечности в семейном общении и отношениях, что служит мощным фундаментом для нравственно-эмоционального воспитания детей; 4) непревзойденность семейного воспитания по своему эмоциональному характеру; 5) непрерывность, продолжительность и многообразие воспитательного влияния на детей людей разного пола и возраста, профессиональных интересов, жизненного опыта и человеческих ценностей; 6) выполнение роли изначального (исходного) звена в процессе воспитания; 7) возможность глубокого и систематического практического изучения и учета индивидуальности ребенка; 8) открытость воспитательного процесса в семье в отличие от подобного процесса в учебных заведениях; 9) неформальность процесса воспитания в семье, основанного на положительных традициях родословной, семейных традициях, обычаях, привычках, нравах, укладе жизни; 10) возможность благоприятной семьи как воспитательного коллектива выполнять роль организующего "центра", который направляет на детей все воспитательные влияния, средства и силы; 11) наличие определенной стихийности и субъективности родителей и других членов семьи по отношению к детям; 12) возможность уменьшения негативного влияния неблагоприятной среды для воспитания ребенка, его полноценного развития и воспитания.

Важное значение в семейном воспитании В.В. Чечет придает формированию гражданственности и патриотизма. В частности, он отмечает, что на современном этапе развития Беларуси как суверенного государства во всех сферах жизнедеятельности семьи, родителей и детей возрастает роль морали и права, повышается ответственность родителей за судьбы своих детей, семей, своего Отечества. Гражданственность и патриотизм ребенка, считает В.В. Чечет, - это осознание и воплощение им самим в реальную жизнь своих прав и обязанностей, отношение к родителям, родственникам, соотечественникам и к себе как представителю своего народа, нации, государства. Родители должны помочь ребенку осознать свой социально-правовой статус, найти свое место в жизни общества, воспитать уважение к законам, стать достойным сыном семьи и Отечества.

Главными путями и средствами патриотического воспитания детей на современном этапе развития общества, по мнению В.В. Чечета, являются: 1) национальная культура во всем ее богатстве (родной язык, литература, фольклор, музыка, искусство, традиции и уклад жизни белорусского народа); 2) героическое прошлое Беларуси и ее народа (ее и его история, жизнь и деятельность выдающихся людей и национальных героев, представителей родословной, родителей и родственников на пользу Отечеству); 3) история, культура и традиции народов мира. «Семья является благодатной средой для воспитания у детей гражданского и патриотического сознания, чувств, убеждений и поведения. Это обусловлено, во-первых, тем, что семья представляет собой специфический социально-психологический микроколлектив, который основывается на самых близких, доверительно-интимных отношениях между супругами, родителями и детьми» (Педагогика семейного … Мн., 2007).

Также В.В. Чечету принадлежит ряд идей по проблеме подготовки подрастающего поколения к семейной жизни. В частности, он считает, что к подготовке молодежи к семейной жизни “необходимо подходить комплексно, решая четыре взаимосвязанные задачи: 1) вести подготовку семьянина специфическими средствами родительской семьи; 2) проводить систематическую целенаправленную воспитательно-образовательную работу во всех типах учебных заведений (начиная с детских садов и кончая вузами); 3) развивать службы и центры, в которых специалисты будут проводить индивидуальное консультирование будущих отцов и матерей; 4) готовить специалистов по работе с семьей; 5) осуществлять конкретные исследования по проблемам семьи, семейного воспитания” (Педагогика семейного… Мн., 2007).

Важнейшими направлениями социальной политики в отношении семьи и детей в Беларуси в конце 90-х годов XX в. – начале XXI в. стали: 1) создание системы государственных органов и общественных организаций по социальной защите семьи и детства (национальная комиссия по правам ребенка, региональные органы охраны детства, неправительственные организации); 2) система государственных пособий семьям, воспитывающим детей; 3) комплекс мер по развитию способностей и дарований детей; 4) система дошкольного образования и воспитания; 5) опекунская (приемная) семья; 6) детский дом семейного типа; 7) детская деревня и SOS-Kinderdorf; 8) национальное и международное усыновление; 9) интеграция в общество детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития; 10) создание центров, фондов, служб в помощь семье и детям.

Литература

Андрэева Е.Г. Гісторыя педагогікі. Ч. ІІ. Гісторыя педагогікі Беларусі са старажытных часоў да 1917 года. Вуч. Дапаможнік.- Мн., 1993. –С.116.

Антология педагогической мысли Белорусской ССР / Сост.: Э.К.Дорошевич, М.С.Метельский, П.С.Солнцев. – М.: Педагогика, 1986. – 468 с.

Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства ХIV - ХVII вв. / Сост.: С.Д. Бабишин, Б.Н.Митюров. – М.: Педагогика, 1985. – 363 с.

Богданович А.Я. Педагогические воззрения белорусского народа. Педагогические воззрения белорусского народа // Минский листок, 1886. — №61.— 18 нояб.

Гавриловец К.В. Ценность родительской педагогики. - Минск: МГПИ, 1989. - 25с.

Грымаць А.А. Фармiраванне маральных iдэалау школьнiкау: Манаграфiя. –Мн.: Геомант, 2000. -448 с.

Гусоўскі М. Песня пра зубра / Пер.на бел.мовук Я.Семяжона. – Мн.: Мастацкая літаратура, 1980. – 192 с.

Довнар-Запольский М.В. Белорусская свадьба и свадебные песни. - Киев, 1888.

Довнар-Запольский. Очерки семейного обычного права крестьян Минской губернии // Этнографическое обозрение. - 1891. - №1.

Карский Е.Ф. Белорусы: в 3 т. – Варшава: Тип. Варшав. учеб. округа, 1903.

Карский Е.Ф. Белорусы: в 3 т. – Мн.: Беларуская энцыклапедыя, 2006-2007.

Карский С. Народные белорусские свадьбы в Ошмянском уезде Виленской губернии. – Вильно, 1888.

Карский С. Семейный быт белорусов Виленской губернии // Виленский вестник. - 1891. - №12.

Красовский А. С. Воспитание в семье будущих супругов и родителей. — Минск: Знание, 1990. — 21 с.

Кузнецов М. Т. Разговор о любви. — Минск: Нар. асвета, 1986. — 63с.

Лаптенок С.Д. Нравственная сущность семейно-брачных отношений. — М.: Знание, 1990.— 48 с.

Лаптенок С.Д. Семья и духовное развитие личности. — Минск: Беларусь, 1977. — 126 с.

Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края / Собр. и привед.в порядок П.В. Шейном. – СПб: Тип.Имп.Акад.наук, 1887- 1902.

Нарысы гісторыі народнай асветы і педагагічнай думкі ў Беларусі / Рад.кал.: С.А. Умрэйка і інш. – Мн., 1968.

Падарожная кніжка Скарыны: зб., прысвечаны 500-годдзю беларускага першадрукара / Уклад. С.Панізнік, В.Дышыневіч; Прадм. В.Чамярыцкага. – Мн.: Юнацтва, 1990. – 326 с.

Полоцкий С. Виршы. – Минск: Мастацкая литаратура, 1990. – 447 с.

Полоцкий Симеон. – Избранные сочинения. – М.-Л.: Изд.АН СССР, 1953. – 282 с.

Романов Е.Р. Белорусский сборник. – М., 1912. - Вып.8.

Семейно-бытовая культура: Пособие для слушателей народных университетов / Под ред. Д.И. Водзинского. – Мн.: Народная асвета, 1981. – 254 с. – С. 251-253.

Сенько В.Г. Семейная педагогика: Программа и дидактический материал. – Мн., 2002.

Сермяжко Е.И. Подумаем вместе: Задачи и упражнения.—Минск: Нар. асвета, 1984. — 128 с.

Сизанов А.Н. Подготовка подростков к семейной жизни. — Минск: Нар.асвета, 1989.— 112 с.

Скарына Ф. Выбраныя творы / Пер.на бел.мову І.В. Саверчанкі. – Мн.: Беларуская навука, 2008. – 109 с.

Скарына Ф. Прадмовы і пасляслоўі. – Мн.: Навука і тэхніка, 1969. – 240с.

Социально-педагогическая работа с детьми из дезадаптированных семей: Метод. рекомендации для социальных педагогов/ Под ред. Л.И. Смагиной. Мн.: РИПО, 2003. 136 с. С. 19-20.)

Сям’я і сямейны быт беларусаў / В.К.Бандарчык, Г.М.Курыловіч, Л.В.Ракава і інш. – Мн.: Навука і тэхніка, 1990. – 256 с.

Сярмяжка Я.І. Праблемы дзяцей у сям'і.—Мінск: Нар.асвета, 1993. -80с.

Харламов И.Ф. Совместная воспитательная работа школы, семьи и общественности // Педагогика; Учеб. пособие. — М.: Высш. школа, 1990. -С. 508-522.

Чечет В.В. Педагогика семейного воспитания. - Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 1998. – 256 с.

Чечет В.В. Педагогика семейного воспитания: учеб. пособие. – Минск: «Пачатковая школа», 2007. - 184с.

Чечет В.В., Сермяжко Е.И. Настольная книга родителей: Хрестоматия по семейному воспитанию. — Минск: Нар. асвета, 1987. — 176с.

Чечет В.В., Смагина Л.И., Сизанов А.Н. Особенности воспитания детей в современной семье. — Минск: НИО, 1997. — 56 с.

Чумакова Т.Е. Наша семья. – Мн.: Беларусь, 1982.

Чумакова Т.Е. Семья, мораль, право. – Мн.: Наука и техника, 1974.

Чэчат В.У, Смагіна Л.І. Міласэрнасць у беларускіх семьях // Пралеска (дашкольнае выхаванне). — 1992. — № 11. — С. 10—12.

Шейн П.В. Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края. – СПб, 1902. – Т. 3.

Шпилевский П. Путешествие по Полесью и Белорусскому краю // Современник. 1853-1855.

Юркевич Н.Г. Семья в современном обществе. – Мн.: Беларусь, 1964.

Юркевич Н.Г. Семья и личность. — Минск: Нар. асвета, 1986. – 79с.

Юркевмч Н.Г. Советская семья. Функции и условия стабильности. – Мн.: Изд-во БГУ, 1970.


Из "Вечери душевной"

Симеон Полоцкий (1629-1680)

“В этом мире очень большое счастье пользоваться плодами своих трудов, православные слушатели, и ещё более того вмес­те с ними иметь не бесплодную супругу и видеть от неё плод своего супружества. Оба эти блаженства царствующий пророк предсказывает боящимся господа и ходящим по путям его за­поведей: “Счастливы все, - говорит, - боящиеся господа, ходя­щие по его путям! Труды твоих плодов будешь есть, ты счаст­лив, и хорошо тебе будет. Твоя жена, как плодоносная (виног­радная) лоза во всем твоем доме; твои сыновья вокруг твоего стола, как летние отростки оливкового дерева”. Это счастье больше, чем владеть золотом мира сего, ибо отец, оставляющий после себя детей, если и расстанется с этим веком, не умирает, потому что живет в своих детях и его слово не погибает с шумом, так как цветёт в сыновьях и дочерях. Бездетный же, если будет обладателем и бесчисленных богатств, когда умрет, не останется жить в мире, потому что у него не осталось потомства; богатства же его переходят во владение чужим, а иногда и его врагам; он трудился, а недруги входят в его труды; и слава проходит, как вечер, проходит мимо, как тень.

Итак, счастливо супружество, не лишаемое своего плода, но плода доброго, плода честного, потому что плод злой и нече­стный делает супружество более проклятым, чем счастливым. И подобно тому, как бесплодное дерево лучше, чем принося­щее плохие и вредные плоды, так счастливее родители, не ро­дившие детей, чем родившие плохих. Поэтому родители долж­ны иметь постоянное старание, чтобы их плод был хорошим, ибо плод не рождается, как у деревьев, по природе сладкий или горький, но по наставлению рождавших, по навыкам и воле рожденных добронравие или зло укореняется в их сердцах. Премудрый Платон сравнивает юношеские сердца с воском, потому что, как воск принимает на себя оттиски разных печа­тей из-за своей мягкости, так и сердца юных легко принимают разные характеры вследствие мягкости сердца. Если кто-ни­будь на том воске сделает отпечаток непорочного и незлобиво­го голубя, тот человек всегда будет непорочен и незлобив, как голубь. Сделает ли кто отпечаток летающего высоко и свето­любивого орла, тот человек всегда будет способен рассуждать о высоком и светлом. Сделает ли кто отпечаток роющегося в земле крота или любителя болот - вепря, подлинно тот чело­век до смерти будет любителем земного и искателем греховно­го болота. Сделает ли кто отпечаток лютого льва или хищного волка, тот человек всегда будет жестоким, как лев, и хищным, как волк. Сделает ли кто отпечаток трудолюбивого вола, тот человек всегда будет жить в трудах. Сделает ли кто отпечаток ленивого осла, тот человек всегда будет жить в лености. Сдела­ет ли кто отпечаток гневного медведя, хитрой лисы или лаю­щего пса, тот человек до конца своей жизни будет гневливым, хитрым и хулителем уважаемых. Если же кто сделает отпеча­ток смиренного ягненка или чистого горностая, тот человек до последнего вздоха будет любителем смирения и хранителем чистоты...

Наконец, юность подобна молодому дереву, ибо куда кто хочет, туда может наклонить тонкое дерево; так и век юношес­кий: к чему его повернешь, легко будет наклонен. Итак, смотрите, родители, как вы должны воспитывать ваших детей: доб­рые слова и примеры хороших дел отпечатывайте на том воске, слова божественные, а не мерзкие и кощунственные, на тех досках и закон господний пишите. Но откуда у честных роди­телей дети приобретают злой нрав? Скажу вам истину ради исправления: от материнской ласки, от отцовского наказания, от не ограничиваемого (строгостью) обоих воспитания. Хвалит мать маленькую злобу маленького сына, а злоба в сердце, как терновник, корни укрепляет, и с ростом сына растет более зло­ба. Когда же сын вырастет в величину стойкую, вместе с тем вырастет злоба и нрав неискоренимый, и тогда исполнится та­кая притча: если юноша и состарится на своем пути, то не сойдет с него, ибо как глиняный сосуд, если в начале обработ­ки вареной смолой напитается, никогда не отмоется. Так чело­век, глиняный сосуд, до смерти хранит нрав, воспринятый в юности...

Подобным образом детям злых родителей трудно изменить злой нрав и говорить хорошее, так как от пеленок обучаются родителями злонравию и злословию. Трудно им быть трезвы­ми, потому что с детства попустительствуют [им] упиваться.

Невозможно сохраниться чистым, ибо в своем младенче­стве и видят, и слышат, и совершают нечистоту беспрепятствен­но. Горе из-за злонравия! Горе из-за притеснений! Кто за это примет наказание? Верно, как посадившим сад приписывается причина кривизны деревьев, потому что не исправляли их в юности, и как художникам вменяется безобразие неискусно сделанных ими вещей, так родителям приписывается причина злого нрава их детей, и примут наказание, потому что в детстве научили их или допустили привыкать ко злу. Да не примете вы, православные люди, наказания за злой нрав ваших детей, старайтесь воспитывать их, хорошо соблюдая следующие вещи, нужные для хорошего воспитания.

Первая вещь - жезл... Через жезл непослушных не лишать заслуженного наказания. Это же самое и приточник приказыва­ет, говоря: «Не отталкивай младенца от наказаний, ибо когда бьешь его жезлом, не умрет от него; ты, ударяя его жезлом, изба­вишь его душу от злой смерти». И ещё: “Кто щадит свой жезл, ненавидит своего сына, а любящий прилежно наказывает”.

Вторая вещь - чтобы детям запрещать плохое сообщество, не допускать дружиться с лукавыми... Однако пусть общение ваших детей будет с добрыми, ибо как вышедшие в мироварницу и пробывшие там известное время пропитываются аромат­ным запахом и выносят с собой тот приятный запах, так обща­ющиеся с добром обучаются доброте или по крайней мере не привыкают делать зла. И собеседники умудряются мудрыми по слову приточника: “Ходящий с премудрым будет премудр”.

Третья вещь - это не подавать детям плохого примера, ибо как обезьяна, что видит совершаемое людьми, тотчас старается то делать, так и дети, видя дела своих родителей, бывают их подражателями. Итак, счастливы родители, которых доброде­тельная жизнь - пример благонравия для детей, зеркало для исправления и образец хороших дел. Несчастны же родившие, которые соблазняют своих детей плохой жизнью; эти люди являются более детоубийцами, чем родителями, ибо что хуже, то рождают, а лучшее убивают: рождают плоть тленную, а уби­вают душу бессмертную, когда соблазняют своих детей, и, бы­вая виновниками их греха, лишают их жизни душ, которая есть дар божий... Если такое горе чужим, то много больше родите­лям, ибо насколько родители ближе по крови детям, настолько более невыносим и вреден их соблазн и больше грех этого со­блазна. Итак берегитесь, о родители, чтобы вы не были душе­губцами детей соблазном вашей жизни. Знайте же, что отец должен быть в доме, как солнце, мать же - как луна, дети - как звезды.

Итак, отец должен быть как солнце, мать - как луна, тот как светило большее, а та как светило меньшее, чтобы хороши­ми примерами жизни освещали, как светом, звезды своих до­мов, то есть детей, чтобы и они, как звезды, сияли светом свя­той жизни. Но увы нам! Как эти солнце и луна много страдают из-за отсутствия света! Луна потому, что между [нею и солн­цем] лежит земля, то есть жена из-за земного хитроумия и земных страстей, лежащих между нею и мужем; солнце же - из-за противоположения луны, то есть муж, когда жена ему сопротивляется и противоречит. И таким образом происходит препятствие, из-за которого свет не приходит к звёздам; свет, говорю, хороших примеров и благочестивой жизни не льется на детей. Их покрывает тьма, когда домашние разногласия по­дают плохой пример, когда развратные нравы родителей по­рождают соблазны, а дети подражают злой жизни родителей. Ибо как живущие всегда в дымокурном доме легко делаются черными, так плохим примером родителей дети легко развра­щаются. Итак, охраняйте себя, родители, от всякой злобы, что­бы вы не были помрачителями ваших звезд, развратителями любимых детей, о которых вы должны отдать слово общему для всех господу и богу и получить награду в соответствии с вашими делами.

Четвертая и последняя вещь - чтобы родители обучали сво­их младенцев от молодых ногтей, от материнских сосков страху Божьему, чтобы те больше росли в добродетели, чем в величину тела. Порядок же их учения будь такой... Седьмое - бережно охранять мальчиков-подростков от совместных игр с девочками-подростками, от совместного спанья, чтобы по дьявольскому наваждению не впали в искушение; восьмое - пусть обучают своих детей какой-нибудь ручной работе или какому-нибудь иному занятию, чтобы не приобрели злых навыков, живя в праз­дности, ибо праздность - их [злых навыков] питательная среда; девятое - пусть хлопочут для них о почетном и душеспаситель­ном сане временной жизни, или духовной, или мирской...

Если таким образом воспитаете ваших детей, то будете ис­тинными родителями не только их тел, но и душ, ибо есте­ственно, родив для мира их тела, вы нравственно родите их души для бога, которому, родители, вместе с вашими детьми усердно и со страхом служите в качестве рабов в течение всех дней вашей жизни, чтобы с радостью восприняли награду за ваши труды в его небесном царстве.

Один из искусных учителей подает нам следующий очень полезный образец наставления детей и юношей: в первом, го­ворит, семилетии пусть родители учат своих детей произно­сить хорошие и чистые слова, а не худые и гадкие, сообщать правдивое, а не ложное, ибо, каким жиром новый сосуд будет наполнен, от запаха того [жира] никогда не избавиться; во вто­ром семилетии пусть учат их какому-нибудь делу, чтобы они могли приобретать нужное для жизни, а лучше всего - пусть охраняют их от видения гадостей, ибо нехорошо, чтобы юные говорили гадкое, нехорошо также, чтобы его и видели. Аристо­тель объясняет причину, почему все первое наиболее любимо: что юные видят впервые, к тому присматриваются с большим удивлением и твердо содержат это в памяти. Во втором же семилетии, когда приобретут добрый и достаточный разум, пусть будут обучаемы страху перед Богом и мудрости, т.е. как жить для бога, пониманию и умению, как в мире честно выполнять гражданские обязанности.

К чему юноша проявит склонность в эти семилетия, того будет держаться и в старости, в соответствии с такими слова­ми: “Юноша, ходящий по своему пути, если и состарится, не отступит от него”. Есть в садах плоды, на которых если что написано железом в их молодости, то в старости и больше, и яснее на себе проявляют. Таким [плодам] подобны юноши, ибо что примут в юности как семя, то и в старости проявят в себе как колосья. И подобно деревьям, какими цветами весной рас­цветут, такие плоды принесут в старости...

В древности у благоразумных была большая забота о том, чтобы найти своим детям опытных учителей. Блаженный Иероним одной уважаемой женщине, по имени Лета, о воспитании дочери советовал в письме следующее: “Выбери учителя в сте­пенных летах, благочестивой жизни и [основанного на благоче­стии] образования. Великий Александр, покоритель Вселенной, очень радовался и поздравлял себя, что ему было дано жить в то время, когда жил и учил самый знаменитый из философов - Аристотель и ему был дан в качестве наставника.

Царь Феодосии, имея отеческую заботу о своих сыновьях Аркадии и Онории, написал царю Гратиану послание, умоляя его, чтобы тот послал ему в Царьград лучшего по благочестию и знаниям человека для наставления его сыновей. Гратиан же написал о том письмо к папе Дамасу, который послал очень благочестивого и ученого человека Арсения. Царь Феодосии считал недостаточным дать своим сыновьям в наследство цар­ство, кипящее множеством всяких богатств, он старался преж­де обогатить их благонравием и благочестием, поэтому, вручая своих детей умудренному богом Арсению, сказал ему: “Отныне этим отрокам ты будешь более, чем я”...”

Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства ХIV - ХVII вв. / Сост.: С.Д. Бабишин, Б.Н.Митюров. – М.: Педагогика, 1985. – 363 с. - С. 343-347.

 

 

2.3. Детское и молодежное движение Литвинович В.Г., Ходосок А.Н.

ДЕТСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ- особая социальная группа детей и взрослых, совместно реализующих конкретную цель, имеющая четкую организационную структуру, спо­собствующая личностной ориентации ребенка.

Современные детские организации в зависимости от статуса учредителя могут быть:

общественными - функционирующими вне зависимости от государственных институтов, прежде всего от системы образования;

общественно-государственными - если учредители и го­сударственные институты совместно определяют цель и содержание деятельности организации;

государственными - если определение задач, содержа­ния деятельности и методическое обеспечение организа­ции берет на себя государство (примером может служить пионерская организация). Р.А.Литвак

ДЕТСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ- особый тип общественного объединения. Его признаки:

• наличие ценностной идеи (цели), ради которой осуще­ствляется совместная деятельность детей и взрослых;

• добровольное вступление в организацию и свободный выход из нее;

• фиксированное членство;

• организационная самостоятельность, самоуправление, совместное социальное творчество;

• четко выраженная структура, определяющая положе­
ние в организации каждого;

• установленные для всех нормы и правила;

• гарантированные для всех членов организации права
субъектов совместной деятельности (право выбора видов,
форм и способов ее осуществления). Г.В.Сабитова

ДЕТСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕпредстав­ляет собой добровольное, самоуправляемое, некоммерче­ское




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: