Баланс мощности автомобиля

Балансом мощности называется уравнение, показывающее распределение подводимой к ведущим колесам мощности Р т по видам сопротивления. Уравнение мощностного баланса по своей структуре подобно уравнению тягового баланса (66), а получаем мы его путем умножения каждого члена уравнения тягового баланса на скорость движения автомобиля Va

                       Р т  = Рf + Р a + Рwx + Pjx + P c x ,                                (70)

где Р т = F т Va – тяговая мощность на ведущих колесах; Рf = Ff Va – мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивления качению;   Р a = F a Va – мощность, затрачиваемая на преодоление подъема; Рwx = FwxVa – мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивления воздуха; Рjx = FjxVa – мощность, затрачиваемая на разгоны; Рсх = FcxVa – мощность, затрачиваемая на буксирование прицепа.

Если, принимая во внимание формулы (67) и (68), подробно развернуть выражение тяговой мощности на колесах (Р т  = F т Va), получим

        Р т = (Те u тр hтр /r д)(w е r к / u тр) = Те w е hтр r к /r д = Ре hтр r к /r д.

     Но при установившемся движении (см. п. 1.5) Ре hтр = Р к, тогда получаем соотношение между тяговой мощностью и мощностью, подводимой от двигателя к ведущим колесам автомобиля

                                           Р т  = Р к r к / r д.                                           (71)

Из формулы (71) видно, что при отсутствии буксования ведущих колес, т.е. при r к = r д, тяговая мощность (Р т) и мощность, подводимая к ведущим колесам (Р к) равны между собой. Таким образом, соотношение r к / r д£ 1, встречающееся во многих формулах этого учебника, учитывает потерю мощности на буксование ведущих колес автомобиля.

Так же, как и уравнение тягового баланса, уравнение мощностного баланса может быть представлено в виде графика в координатах тяговая мощность Р т  (или Рк) – скорость автомобиля Va. Проще всего можно построить эти графические зависимости, используя расчеты и табличные данные, полученные при построении тяговой характеристики автомобиля.

Пример. Построить график мощностного баланса автомобиля                КамАЗ-5510 c шинами 240/70R22,5.

     Исходные данные. Все необходимые исходные для расчетов данные содержатся в табл. 4 (п. 1.9).

     Порядок действий.

     1. Производим вычисления   Р к= Р т = Ре hтр  для всех выбранных при построении тяговой характеристики значений w е  в диапазоне от wmin до wmax (или wогр) и заносим результаты в табл. 5 (КПД трансмиссии hтр  определен в примере п. 1.9; поскольку специальных указаний нет, считаем, что буксование ведущих колес отсутствует, т.е.   r к = r д).

      2. Строим в координатах Р к (Р т) – Va   графики Р к  для всех вариантов передаточных чисел в трансмиссии (в данном случае – для всех значений передаточных чисел в коробке передач u кп), используя данные табл. 4 о скоростях движения автомобиля на соответствующей передаче в коробке передач        (рис. 19).

      3. Вычисляем мощности, затрачиваемые на преодоление сопротивления качению Рf = Ff Va, мощности, затрачиваемые на преодоление сопротивления воздуха Рwx = Fwx Va  и определяем их суммы Рf + Рwx при тех же скоростях движения, при которых были произведены расчеты Р к на высшей передаче в коробке передач. Результаты расчетов сводятся в табл. 5 и по ним строятся графические зависимости Рf = f (Va)  и Рf + Pwx = f (Va), которые показаны на рис. 19.   

 

                                                                                                                     Таблица 5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: