Учебно-методические рекомендации по выполнению отдельных форм самостоятельной работы

Цель самостоятельной работы студентов заключается в овладении необходимыми знаниями, профессиональными умениями и навыками. Самостоятельная работа студентов способствует развитию ответственности и организованности, способствует формированию у студентов профессиональных компетенций, необходимых и достаточных для осуществления правотворческой, правоприменительной, экспертно-консультационной, организационно-управленческой и научно-исследовательской деятельности.

Самостоятельная работа формирует навыки логического аргументирования, обоснования позиций в устной и письменной форме, развивает творческие способности при самостоятельном изучении теоретических и практических правовых проблем.

Самостоятельная работа может осуществляться как в процессе подготовки к семинарским занятиям во внеаудиторное время, так и при подготовке презентаций и написании контрольных работ. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом инициативно или по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Организацию самостоятельной работы целесообразно осуществлять поэтапно. Самостоятельное изучение темы целесообразно начинать с изучения положений нормативного правового акта, регулирующего те или иные вопросы, а затем обращаться к материалам, изложенным в учебной литературе. Для углубленного усвоения вопроса необходимо изучение специальной литературы. В процессе самостоятельной работы необходимо использовать справочно-информационные базы. Использование этих систем позволяет достаточно оперативно отслеживать изменения законодательства, изучать судебную практику.

После изучения каждой темы дисциплины целесообразно осуществление самопроверки. Она может проводиться путем ответа на вопросы самоподготовки, воспроизведения понятийного аппарата, положений закона. При самопроверке целесообразно обращение к конспектам, учебной литературе, справочной литературе.

Контроль за самостоятельной работой обучающихся осуществляется также в период проведения занятий путем опроса, при оценке докладов, презентаций, проверке контрольных работ, проведении промежуточного или итогового контроля.

Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить материал с помощью учебника. Целесообразно составить краткий конспект или схему, отображающую смысл и связи основных понятий данного раздела и включенных в него тем. Обязательно следует записывать возникшие вопросы, на которые не удалось ответить самостоятельно.

Общие рекомендации по изучению литературы:

1) При изучении учебной литературы желательно составлять краткий конспект прочитанного материала. Цель написания конспекта по дисциплине – сформировать навыки по поиску, отбору, анализу учебного материала. Эти навыки обязательны для любого специалиста с высшим образованием независимо от выбранной специальности.

2) Написание конспекта должно быть творческим – следует не переписывать текст из источников, а пытаться кратко излагать своими словами содержание ответа, при этом максимально структурируя его и используя символы и условные обозначения. Копирование и заучивание неосмысленного текста трудоёмко и по большому счёту не имеет большой познавательной и практической ценности.

3) При написании конспекта используется тетрадь, поля в которой обязательны. Страницы нумеруются, каждый новый вопрос начинается с нового листа, для каждого вопроса отводится 1-2 страницы конспекта. Общая тетрадь позволяет создавать конспекты блоками. Поскольку часть вопросов отчасти перекрывается в ряде случаев бывает достаточно сослаться на соответствующие страницы конспекта, а не переписывать их заново. На полях размещается вся вспомогательная информация – ссылки, вопросы, условные обозначения и т.д.

4) В идеале должен получиться полный конспект по программе курса, с выделенными определениями, узловыми пунктами, примерами, неясными моментами, проставленными на полях вопросами.

5) При работе над конспектом обязательно выявляются и отмечаются трудные для самостоятельного изучения вопросы, с которыми уместно обратиться к преподавателю при посещении установочных лекций и консультаций, либо в индивидуальном порядке.

6) При чтении учебной и научной литературы всегда следить за точным и полным пониманием значения терминов и содержания понятий, используемых в тексте. Постоянно следует уточнять значения по словарям или энциклопедиям, при необходимости их записывать.

7) При написании учебного конспекта обязательно указывать все прорабатываемые источники с указанием автора, названия, даты и места издания, а также с указанием использованных страниц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: