Асинхронные двигатели получили в промышленности весьма широкое применение благодаря ряду существенных преимуществ по сравнению с другими типами двигателей. Асинхронный двигатель прост и надёжен в эксплуатации, так как не имеет коллектора. Асинхронные двигатели дешевле и значительно легче двигателей постоянного тока.
Вращающий момент асинхронного двигателя можно определить по упрощённой формуле
(14) |
Кроме двигательного режима асинхронный двигатель имеет ещё три тормозных режима: а) генераторный тормозной с отдачей энергии в сеть; б) торможение противовключением; в) динамическое торможение.
Генераторное торможение АД с отдачей энергии в сеть наступает при частоте вращения ротора, превышающей синхронную. В этом режиме электродвигатель отдаёт в сеть активную энергию, а из сети в электродвигатель поступает реактивная энергия, необходимая для создания электромагнитного поля. Торможение в этом режиме происходит лишь до синхронной частоты вращения.
|
|
Механическая характеристика для генераторного режима является продолжением характеристики двигательного режима во второй квадрант осей координат (рис 7.1)
Торможение противовключением соответствует направлению вращения магнитного поля статора, противоположному вращению ротора. В этом режиме скольжение больше единицы, а частота вращения ротора по отношению к частоте вращения поля статора ‑ отрицательна. Ток в роторе, а следовательно, и в статоре достигает большой величины. Для ограничения этого тока в цепь ротора вводят добавочное сопротивление.
Режим торможения противовключением наступает при изменении направления вращения магнитного поля статора, в то время как ротор электродвигателя и соединённые с ним механизмы продолжают вращение по инерции. Этот режим возможен также и в случае, когда поле статора не меняет направления вращения, а ротор под действием внешнего момента изменяет направление вращения. При этом механические характеристики электродвигателя являются продолжением характеристик двигательного режима и располагаются в четвёртом квадранте осей координат см. (рис 7.1)
Динамическое торможение асинхронного электродвигателя осуществляется следующим образом: обмотку статора отключают от сети переменного тока, а затем две фазы обмотки статора подключают к источнику постоянного тока. Постоянный ток, проходя по обмотке статора, образует магнитное поле, неподвижное относительно сердечника статора. Но так как ротор электродвигателя продолжает вращение по инерции, то это магнитное поле наводит в обмотке ротора переменный ток. Взаимодействие тока ротора с магнитным полем статора создаёт тормозной момент, величина которого определяется величинами МДС обмотки статора, активного сопротивления обмотки ротора и частоты вращения ротора. Торможение длится до полной остановки ротора. Для более эффективного торможения в цепь ротора вводят активное сопротивление.
|
|
Механические характеристики электродвигателя в режиме динамического торможения располагаются в начальной части второго квадранта осей координат см. (рис 7.1)
В режиме динамического торможения механическая характеристика рассчитывается по выражению (14), но Мк и Sк рассчитываются специально для этого режима.
Критический момент МКТ в режиме динамического торможения определяют из выражения вида
(15) |
Критическое скольжение SКТ в режиме динамического торможения:
(16) |
Где xm ‑ для тока намагничивания, равного току холостого хода, можно определить из приближённой зависимости:
(17) |
здесь im ‑ относительное значение тока намагничивания ‑ в данном случае равно 1.
Эквивалентный ток Iэкв для схемы динамического торможения, используемой в схеме, равен 0,816*Iп. Постоянный ток выбирают равным (2-4)I0.
Паспортные данные л.п.р. №6.
Описание лабораторно-практического исследования
1. Используя паспортные данные АД, рассчитать и построить естественные и искусственные характеристики электродвигателя во всех режимах работы.
Для построения реостатных характеристик измерить тестером сопротивления R900 ‑ R905.
Искусственные характеристики АД при регулировании напряжением рассчитать для U1=100 В, 150 В, при f=50 Гц.
Искусственные характеристики АД при регулировании частотой питающего напряжения рассчитать для f=35 Гц, 25 Гц при U1=100 В.
Искусственные характеристики при регулировании частотой и напряжением (U1/f=const=4,4) рассчитать для частот 35 Гц и 25 Гц.
Характеристику в трёх квадрантах (генераторное торможение, двигательный режим, противовключение) рассчитать для U1=20 В, f=25 Гц.
Характеристику динамического торможения рассчитать для постоянного тока в цепи статора Iп=1А-2А (задаётся преподавателем).
2. Снять перечисленные в п.7.3.1 характеристики при указанных U1 и f экспериментально.
3. Сравнить результаты расчёта и эксперимента. Произвести сравнительный анализ способов регулирования частоты вращения АД.