Виды звона – благовест, перезвон, перебор, трезвон

Полной классификации всех звонов в науке пока не существует. В звонах много разночтений т.к. звон – устная традиция и немаловажными являются местные традиции.  

Несколько примеров благовеста:

Одиночные удары характерными чертами которых являются ровность, мерность, настойчивость.

Одиночные удары, переходящие в трезвон (не благовест в чистом виде) Кафедральный собор богоявления в Елохове

Частый благовест (звон в оба края колокола+ зазвонные – единый комплекс)                                                                                                             Благовест

Звон, именуемый благовестом, предназначен возвещать о предстоящем начале богослужения. Благовест “...не только оповещает о времени начала службы, но и подготавливает христиан к ней... Он, собственно, уже есть Богослужение” -говорит в “Толковом Типиконе” профессор Михаил Скабалланович. Благовест совершается, как уже говорилось выше:

в великие праздники - в праздничный колокол перед воскресными службами - в воскресный колокол.

Звонарю, как следует из указаний “Типикона”, перед звоном полагается брать у предстоятеля (священника, которому предстоит совершать богослужение) благословение на звон. “Прежде солнечного захождения дне субботнего, приходит параекклесиарх (сиречь кандиловозжигатель) к предстоятелю и творит поклонение ему, знаменуя пришествием своим время клепания...” (“Типикон”, гл.1).

Благословение священника определяет благовесту, равно как и другому звону, статус богослужебного действия.

Должность звонаря, как видим из указания, исполняет параекклесиарх - в современном варианте - пономарь, алтарник или чтец. Впрочем, в наше время звонить имеет право тот, кого благословил на это настоятель, независимо от того, принадлежит ли этот человек к разряду клириков, причетников или является просто прихожанином.

Рекомендуется звонарю во время благовеста читать непорочны (17-ю кафизму) или 12 раз 50-й псалом. “Та же восходя ударяет в великий ком-пан не скоро, поя непорочны, или глаголя Псалом 50-й 12-ю” (“Типикон”, гл. 2). Из этого указания следует, что продолжительность звона соответствует, примерно, 20-ти минутам. Однако теперь это время уменьшилось (из-за того, что звон теперь несёт в себе более символический, нежели практический смысл) и составляет примерно 10 минут, в начале благовеста совершают два удара в назначенный колокол до полного затухания звука, а с третьего начинают мерные удары. Интервал между ударами следует выбирать такой, чтобы он соответствовал голосу колокола, иначе звон может получиться заунывный (если удары слишком редки), или тревожный (в случае очень частых ударов).

мплекс).

 

Перезвон – восходящий последовательный медленный от самого большого низкого колокола к самому маленькому высокому

Перебор – нисходящий последовательный медленный от самого малого колокола к самому большому

Перебор

Перебор - погребальный звон и, несмотря на простоту, тоже имеет разновидности. При погребении священников, иеромонахов, игуменов, архимандритов перед перебором ударяют в самый большой колокол 12 раз, затем совершают по 1 удару в каждый колокол от малого к большому, символизируя человеческую жизнь в её развитии и взрослении.

При погребении “мирских человек” вначале совершается перебор всех колоколов от малого к большому (как и в первом случае, но без 12 ударов), а в конце перебора ударяют единожды во все одновременно, символизируя прерывание земной жизни.

 

Трезвон – звон в два колокола и более. Необходимо помнить главное деление – праздничный и постовой

Трезвон

Этот звон может быть совершаем в один приём, в два или в три (в зависимости от того, к какому богослужению суточного круга он предназначен). В суточном круге богослужений содержится три главные службы - Вечерня, Утреня и Литургия. Поэтому:

перед Вечерней совершается трезвон в один приём;

перед Утреней, поскольку это вторая служба, трезвон в два приёма;

перед Литургией - в три.

Кроме того, существуют разновидности трезвона, именуемые - "Красный звон" и "Звон в двои".

О “Красном” звоне можно сказать следующее: в “Типиконе” встречается выражение: “звон в красных” (“Типикон”, гл.49; В среду 5-й седм.)-

В данном случае указывается на употребление колоколов средних, не больших, поскольку Четыредесятница ещё не закончилась.

"Красными" в старину называли средние колокола за их приятный голос. Слово “красный” имеет в церковно-славянском языке значение “красивый, миловидный, прекрасный". Например, при пении в приуготовительные к Великому Посту воскресные всенощные псалма 136-го “На реках Вавилонских...” в “Типиконе” указано: "Поем со аллилуею красною".

Думается, не будет грубой ошибкой считать, что “красным” именуют трезвон, отличающийся красотой и разнообразием ритмических фигур, создающий ощущение сугубого торжества, ликования.

“Вообще же следует к Вечерням, Утреням и Литургиям звонить без всякого излишества” - указывается в "Учебном уставе" со ссылкой на определение Св. Синода.

Звон "в двои" совершается перед малой Вечерней, Литургией Преждеосвященных Даров, в Страстную Среду после Утрени и других случаях, когда желательно применить трезвон, но правила не позволяют трезвонить по-праздничному.

Звонят "в двои" ударами в часовой и следующий за ним по величине колокол поочерёдно.

Последовательные удары в колокола используются в богослужебной практике для того, чтобы подчеркнуть важность предстоящей службы или действа.

 

Мелизм – мелодическое украшение звука, не меняющее темпа и ритмического рисунка мелодии

Простая трель – игра шестнадцатыми    

Быстрая трель – исполняется тридцать вторыми

Форшлаг – мелизм, состоящий из одного или нескольких звуков, предшествующих основному звуку, исполняемых за счёт его длительности

Короткий фаршлаг – исполняется колоколами одной группы

Длинный форшлаг – исполняется с применением вспомогательных колоколов из других групп

Билет№6

Виды звона

Существует большое количество звонов:

Будничный – трезвон простой,с использоанием будничного благовестника без особых украшений

Праздничный – как правило долгий, красивый звон с возможностью использования всех благовестников

Пасхальный – особый праздничный трезвон

Красный – от Пасхи до Фоминой седмицы

Встречный трезвон – чаще всего применяется при встрече владыки (за 15мин благовест, при появлении машины – праздничный трезвон (при встрече владыки перед храмом настоятелем - звон останавливается, когда владыко входит в храм снова праздничный звон минуты 3-4)

Малиновый звон – 1 В Бельгии есть город Мехелен (в другой транскрипции – Малин), славившийся своими красивыми звонами. 2. Короленко – «Слепой музыкант»: малиновый цвет – смягченный красный. И звон такой же мягкий, не в новые колокола,имеющийэмоциональную окраску по аналогии с малиновым цветом.

Водосвятный – перезвон+трезвон на освящение воды.(Перезвон по 7 ударов с прересечением начиная с 4го удара). В разных уставах количество ударов при перезвоне разнится(рекомендуется следовать местным традициям). При погружении креста – праздничный трезвон.

Полиелейный – во время служб с полиелеем, с использованием полиелейного благовестника.

На перемещение иконы – три удара – в путь трогаются, и перезвоном встречают (Новосибирский вариант)

Набатный звон – производился во время пожара, при нападении врагов и при других бедствиях. Представляет собой тревожный частый звон в один не самый большой колокол. Царь Алексей Михайлович издал указ для Москвы о набатных звонах. В этом указе прописывалось, как можно определить месторасположение пожара по способу звона – определяли районы, отрезки улиц, где был пожар.

Вечевой – для собрание всего народа на вече – Новгорд, Псков, Москва.

Метельный – прерывистый звон в непогоду в один не самый большой колокол, для ориентира заблудившимся путникам

Звон на отпевание: погребение мирян – перебор от малого колокола к большому с последующим ударом «во вся». При выходе процессии из храма – трезвон(не быстрый, торжественный). В минском уставе погребение иереев, иеромонахов, архимандритов и Архиереев – при шествии к храму сначала ударяют в праздничный благовест 12раз, затем перебор с малог до большого колокола с ударом во вся и снова 12благовестов и т.д до внесения усопшего в храм. При внесении в храм – трезвон. По прочтении разрешительной молитвы – трезвон. При выносе усопшего из храма: 12благовестов, перебор и т.д а при поставлении в могилу (или автомбиль) – трезвон

В уставе Н.Завьялова - Перебор

Перебор - погребальный звон и, несмотря на простоту, тоже имеет разновидности. При погребении священников, иеромонахов, игуменов, архимандритов перед перебором ударяют в самый большой колокол 12 раз, затем совершают по 1 удару в каждый колокол от малого к большому, символизируя человеческую жизнь в её развитии и взрослении.

При погребении “мирских человек” вначале совершается перебор всех колоколов от малого к большому (как и в первом случае, но без 12 ударов), а в конце перебора ударяют единожды во все одновременно, символизируя прерывание земной жизни.

                                                                                                             

 

Билет№7

Звоны великого поста – в будние дни великого поста совершается благовест(3 первых удара до затихания, затем 40 ударов). На часах:

3 час – 3 удара с интервалом 10 -15сек в постовой благовестник

6 час – 6 ударов

9 час – 9 ударов

На изобразительных – звона нет

Перед повечерием – 12 ударов (с понедельника до четверга 1-й седмицы на повечериях совершается чтение Великого канона Андрея Критского. В эти дни к повечерию предписывается: «Входит свещевозжигатель и сотворив поклон предстоятелю, исшед биет в било 12, и собираемся вси в церковь». В настоящее время совершается благовест в постный колокол.

В среду и пятницу во весь период Великого поста служится литургия Преждеосвященных даров. Наиболее задаваемый вопрос: «В какой момент звонят в двои перед литургией Преждеосвященных даров?» Отвечаем: «Перед началом вечерни, согласно Типикону»

Звон вдвои – звон в два колокола – постовой и меньший, следующий от него, с последующим ударом в оба колокола.(из календаря звона И.Дроздихина) Или звон в два колокола – часовой и меньший поочередно(Н.Завьялов), есть ещё варианты, но рекомендуем звон используемый в уставе Н.Завьялова

В период поста не совершаются службы с полиелеем, кроме 24 февраля (обретения главы Иоанна Предтечи) и 9 марта (день 40 мучеников Севастийских). В эти дни полагается полиелейный звон. Ради этого отменяются часовые звоны: «Егда же поем полиелей, на часех в компан не ударяем».

На время поста не следует менять характер воскресных звонов. Воскресенье – малая Пасха.

В субботние и воскресные дни пост на службу отлагается, совершается полная литургия. Следовательно, уже в пятницу к великому повечерию не полагается великих поклонов, и соответственно – к вечерним службам положены звоны не постные.

К вечерням в воскресные дни полагается благовест в большой колокол, поскольку собственно пост наступает после вечерни, и ещё потому, что на этих вечернях совершается вход, возглашается великий прокимен.

В неделю 3-ю, Крестопоклонную, в чине выноса креста совершается перезвон по 3 удара в каждый колокол (на великом славословии), а в момент шествия с крестом на середину храма совершается трезвон «во вся», который продолжается до возложения креста на аналой.

Указаний на это в типиконе нет, но в дошедших до нас уставах московского Успенского и новгородского Софиского соборов этот звон присутствует. В настоящее время этот звон уже повсеместно вошел в чин всенощной и стал традиционным. Автор полагает, что это заимствовано из чина празднования Крестовоздвижения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: