Мозг и психика. Понятие о трех функциональных блоках головного мозга (А.Р. Лурия)

А.Р. ЛУРИЯ: предложил выделить анатомически относительно автономные блоки ГМ, обеспечивающие функционирование психических явлений

 

В результате анализа результатов экспериментальных исследований функциональных и органических нарушений и заболеваний мозга:

 

ПЕРВЫЙ БЛОК: ​ поддержание определенного уровня активности

1. Ретикулярная формация 

2. Глубинные отделы СР М

3. Структуры лимбической системы

4. Медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга

 

ВТОРОЙ БЛОК: ​связан с познавательными психическими процессами и предназначен для процессов получения, переработки и хранения информации

1. Участки коры ГМ, расположенные в задних и височных отделах больших полушарий

 

ТРЕТИЙ БЛОК: ​обеспечение функции мышления, поведенческой регуляции и самоконтроля

1. Структуры передних отделов коры ГМ

 

ИДЕЯ ЛОКАЛИЗАЦИОНИЗМА ​ - каждая психическая функция “привязана” к определенному органическому участку мозга - создание карт локализации психических функций в мозге

НО: ​ различные нарушения психических процессов связаны с повреждением одних и тех же мозговых структур и поражение одних и тех же участков может приводить к различным нарушениям

ИДЕЯ АНТИЛОКАЛИЗАЦИОНИЗМА ​ - работа отдельных психических функций связана с деятельностью всего мозга - между различными участками мозга сложились определенные связи, обеспечивающие функционирование определенных психических процессов.

РЕШЕНИЯ НЕТ: ​существуют участки мозга, которые непосредственно связаны с определенными органами чувств и движения, реализацией способностей человека, но они в определенной мере взаимосвязаны с другими отделами мозга, которые обеспечивают реализацию того или иного психического процесса в полном объеме.

Мозг и психика. Структура поведенческого акта по П.К.Анохину.

1) Афферентный синтез (синтез сигналов от периферических рецепторов, сигналов извлечённых из памяти и сигналов из очага мотивационного возбуждения);

2) принятие решения;

3) акцептор результата действия (представление об идеальном результат = цель поведения);

4) эфферентный синтез (программа действия);

5) само действие;

6) оценка результата (соответствия его акцептору).

Стадии развития психики в филогенезе по А.Н.Леонтьеву и К.Э.Фабри. Стадия сенсорной психики.

Сенсорная психика разделена на два уровня: низший и высший. В низшей с. п. можно выделить лишь простейшие формы реагирования – таксисы (реакция всего организма с движением к или от раздражителя). Таксисы осуществляются только в отношении биотических (жизненно важных) раздражителей. К этому уровню относятся одноклеточные, низшие водные многоклеточные.

На высшем уровне с. п. появляются ганглий (головной), челюсти (как инструмент взаимодействия со средой), отмечается реагирование на абиотические раздражители, появляется способность к формированию простейших условных рефлексов. К этому уровню относятся кольчатые черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые беспозвоночные.

Стадии развития психики в филогенезе по А.Н.Леонтьеву и К.Э.Фабри. Стадия перцептивной психики.

II. Стадия перцептивной психики.

А. Низкий уровень. Отражение внешней действительности в форме образов предметов. Интеграция, объединение воздействующих свойств в целостный образ вещи. Главный орган манипулирования — челюсти. Формирование двигательных навыков. Преобладают ригидные, генетически запрограммированные компоненты. Двигательные способности весьма сложны и разнообразны (ныряние, ползание, ходьба, бег, прыжки, лазанье, полет и Др.). Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных (вредных), развитое защитное поведение.

Представители: рыбы и другие низшие позвоночные, а также (отчасти) некоторые высшие беспозвоночные (членистоногие и головоногие моллюски). Насекомые.

Стадии развития психики в филогенезе по А.Н.Леонтьеву и К.Э.Фабри. Интеллектуальная стадия.

 Высший уровень. Элементарные формы мышления (решение задач). Складывание определенной«картины мира». Высокоразвитые инстинктив ные формы поведения. Способ ность к научению.

Представители: высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие).

Наивысший уровень. Выделение в практической деятельности особой, ориентировочно-исследовательской, подготовительной фазы. Способность решать одну и ту же задачу разными методами. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новыеусловия. Создание и использование деятельности примитивных орудий. Способность к познанию окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей. Непосредственное усмотрение и учет причинно-следственных связей междуявлениями в практических действиях (иисайт). Выделение специализированных органов манипулирования лап и рук. Развитие исследовательских форм поведения с ши роким использованием раннее приобретенных знаний, умении и навыков.

Представители: обезьяны, некоторые другиевысшие позвоночные (собаки,дельфины).

 

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: