А.Р. ЛУРИЯ: предложил выделить анатомически относительно автономные блоки ГМ, обеспечивающие функционирование психических явлений
В результате анализа результатов экспериментальных исследований функциональных и органических нарушений и заболеваний мозга:
ПЕРВЫЙ БЛОК: поддержание определенного уровня активности
1. Ретикулярная формация
2. Глубинные отделы СР М
3. Структуры лимбической системы
4. Медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга
ВТОРОЙ БЛОК: связан с познавательными психическими процессами и предназначен для процессов получения, переработки и хранения информации
1. Участки коры ГМ, расположенные в задних и височных отделах больших полушарий
ТРЕТИЙ БЛОК: обеспечение функции мышления, поведенческой регуляции и самоконтроля
1. Структуры передних отделов коры ГМ
ИДЕЯ ЛОКАЛИЗАЦИОНИЗМА - каждая психическая функция “привязана” к определенному органическому участку мозга - создание карт локализации психических функций в мозге
|
|
НО: различные нарушения психических процессов связаны с повреждением одних и тех же мозговых структур и поражение одних и тех же участков может приводить к различным нарушениям
ИДЕЯ АНТИЛОКАЛИЗАЦИОНИЗМА - работа отдельных психических функций связана с деятельностью всего мозга - между различными участками мозга сложились определенные связи, обеспечивающие функционирование определенных психических процессов.
РЕШЕНИЯ НЕТ: существуют участки мозга, которые непосредственно связаны с определенными органами чувств и движения, реализацией способностей человека, но они в определенной мере взаимосвязаны с другими отделами мозга, которые обеспечивают реализацию того или иного психического процесса в полном объеме.
Мозг и психика. Структура поведенческого акта по П.К.Анохину.
1) Афферентный синтез (синтез сигналов от периферических рецепторов, сигналов извлечённых из памяти и сигналов из очага мотивационного возбуждения);
2) принятие решения;
3) акцептор результата действия (представление об идеальном результат = цель поведения);
4) эфферентный синтез (программа действия);
5) само действие;
6) оценка результата (соответствия его акцептору).
Стадии развития психики в филогенезе по А.Н.Леонтьеву и К.Э.Фабри. Стадия сенсорной психики.
Сенсорная психика разделена на два уровня: низший и высший. В низшей с. п. можно выделить лишь простейшие формы реагирования – таксисы (реакция всего организма с движением к или от раздражителя). Таксисы осуществляются только в отношении биотических (жизненно важных) раздражителей. К этому уровню относятся одноклеточные, низшие водные многоклеточные.
|
|
На высшем уровне с. п. появляются ганглий (головной), челюсти (как инструмент взаимодействия со средой), отмечается реагирование на абиотические раздражители, появляется способность к формированию простейших условных рефлексов. К этому уровню относятся кольчатые черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые беспозвоночные.
Стадии развития психики в филогенезе по А.Н.Леонтьеву и К.Э.Фабри. Стадия перцептивной психики.
II. Стадия перцептивной психики.
А. Низкий уровень. Отражение внешней действительности в форме образов предметов. Интеграция, объединение воздействующих свойств в целостный образ вещи. Главный орган манипулирования — челюсти. Формирование двигательных навыков. Преобладают ригидные, генетически запрограммированные компоненты. Двигательные способности весьма сложны и разнообразны (ныряние, ползание, ходьба, бег, прыжки, лазанье, полет и Др.). Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных (вредных), развитое защитное поведение.
Представители: рыбы и другие низшие позвоночные, а также (отчасти) некоторые высшие беспозвоночные (членистоногие и головоногие моллюски). Насекомые.
Стадии развития психики в филогенезе по А.Н.Леонтьеву и К.Э.Фабри. Интеллектуальная стадия.
Высший уровень. Элементарные формы мышления (решение задач). Складывание определенной«картины мира». Высокоразвитые инстинктив ные формы поведения. Способ ность к научению.
Представители: высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие).
Наивысший уровень. Выделение в практической деятельности особой, ориентировочно-исследовательской, подготовительной фазы. Способность решать одну и ту же задачу разными методами. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новыеусловия. Создание и использование деятельности примитивных орудий. Способность к познанию окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей. Непосредственное усмотрение и учет причинно-следственных связей междуявлениями в практических действиях (иисайт). Выделение специализированных органов манипулирования лап и рук. Развитие исследовательских форм поведения с ши роким использованием раннее приобретенных знаний, умении и навыков.
Представители: обезьяны, некоторые другиевысшие позвоночные (собаки,дельфины).