Земельного законодательства

 

1. Административная ответственность

 

К нарушениям земельного законодательства относятся:

- самовольное занятие земельного участка;

- неиспользование земельного участка в течение установленного законодательством срока;

- использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель или разрешенным использованием.

За эти виды нарушений предусмотрена административная ответственность - штраф, размер которого установлен КоАП РФ.

Чтобы установить нарушителей земельного законодательства, инспекторы по использованию и охране земель Росреестра проводят проверки, обследования земельных участков, в том числе дистанционными способами (фотосъемка поверхности авиационными и космическими аппаратами).

Размер административного штрафа зависит от вида нарушения, категории нарушителя и кадастровой стоимости земельного участка, на котором допущено нарушение. На случай, если кадастровая стоимость земельного участка не определена, в КоАП РФ установлены минимальный и максимальный размеры штрафа по видам нарушений и категориям нарушителей земельного законодательства.

Согласно ст. 7.1 КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством РФ прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа:

- если определена кадастровая стоимость земельного участка:

- на граждан в размере от 1 до 1,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 5 тыс. руб.;

- на должностных лиц - от 1,5 до 2% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 20 тыс. руб.;

- на юридических лиц - от 2 до 3% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 100 тыс. руб.;

- если не определена кадастровая стоимость земельного участка:

- на граждан в размере от 5 до 10 тыс. руб.;

- на должностных лиц - от 20 до 50 тыс. руб.;

- на юридических лиц - от 100 до 200 тыс. руб.

В силу ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа:

- на граждан в размере от 3 до 5 тыс. руб.;

- на должностных лиц - от 30 до 50 тыс. руб.;

- на юридических лиц - от 800 тыс. до 1 млн руб.

На основании ст. 7.9 КоАП РФ самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков влечет наложение административного штрафа:

- на граждан в размере от 20 до 50 тыс. руб.;

- на должностных лиц - от 50 до 100 тыс. руб.;

- на юридических лиц - от 200 до 300 тыс. руб.

За самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы в ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ предусмотрен штраф:

- для граждан в размере от 1 до 3 тыс. руб.;

- для должностных лиц - от 5 до 10 тыс. руб.;

- для юридических лиц - от 30 до 50 тыс. руб.

Как следует из ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием влечет наложение административного штрафа:

- если определена кадастровая стоимость земельного участка:

- на граждан в размере от 0,5 до 1% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 10 тыс. руб.;

- на должностных лиц - от 1 до 1,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 20 тыс. руб.;

- на юридических лиц - от 1,5 до 2% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 100 тыс. руб.;

- если не определена кадастровая стоимость земельного участка:

- на граждан в размере от 10 до 20 тыс. руб.;

- на должностных лиц - от 20 до 50 тыс. руб.;

- на юридических лиц - от 100 до 200 тыс. руб.

Таким образом, земельный участок должен использоваться:

- по целевому назначению в соответствии с его категорией;

- согласно его разрешенному использованию.

В связи с этим напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации делятся на категории.

Согласно ч. 1 ст. 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:

- основные виды разрешенного использования;

- условно разрешенные виды использования;

- вспомогательные виды разрешенного использования.

Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков.

Обратите внимание: узнать категорию земельного участка и вид разрешенного использования можно в документах на землю - свидетельстве о государственной регистрации права или выписке из ЕГРН.

В силу ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение установленного законом срока влечет наложение административного штрафа:

- на граждан в размере от 0,3 до 0,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 3 тыс. руб.;

- на должностных лиц - от 0,5 до 1,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 50 тыс. руб.;

- на юридических лиц - от 2 до 10% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 200 тыс. руб.

Согласно ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ неиспользование земельного участка, предназначенного для садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, влечет наложение административного штрафа:

- если определена кадастровая стоимость земельного участка:

- на граждан в размере от 1 до 1,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 20 тыс. руб.;

- на должностных лиц - от 1,5 до 2% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 50 тыс. руб.;

- на юридических лиц - от 3 до 5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 400 тыс. руб.;

- если не определена кадастровая стоимость земельного участка:

- на граждан в размере от 20 до 50 тыс. руб.;

- на должностных лиц - от 50 до 100 тыс. руб.;

- на юридических лиц - от 400 до 700 тыс. руб.

В случае обнаружения нарушений, подпадающих под действие КоАП РФ, возбуждается дело об административном нарушении, на основании которого выносится решение о назначении административного наказания в виде штрафа.

 

2. Земельный надзор

 

При нарушении земельного законодательства можно обратиться за защитой своих прав в прокуратуру, суд или в специальный орган, осуществляющий земельный надзор.

Земельный надзор - это деятельность компетентных органов, направленная на соблюдение требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством РФ предусмотрена ответственность.

Целями земельного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований земельного законодательства.

Кроме этого, органы земельного надзора проводят систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства.

Деятельность по государственному земельному надзору осуществляет Росреестр.

Должностные лица Росреестра с целью осуществления своих полномочий вправе:

1) выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки;

2) обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению государственного земельного надзора, в установлении лиц, виновных в нарушениях земельного законодательства;

3) осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях, в том числе составлять по результатам проверок соблюдения требований земельного законодательства протоколы об административных правонарушениях и иные акты, предусмотренные законодательством РФ, в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях в целях привлечения виновных лиц к ответственности, рассматривать в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях;

4) привлекать экспертов и экспертные организации к проведению проверок соблюдения требований земельного законодательства;

5) направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложения о приведении правовых актов, принятых данными органами по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков, в соответствие с положениями земельного законодательства.

Если в ходе земельного надзора будут выявлены нарушения земельного законодательства, юридические лица или граждане будут обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.

При этом самовольно занятые земельные участки должны быть возвращены их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

Кроме этого, как отмечалось выше, приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков будут осуществляться юридическими лицами или гражданами, признанными виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

 

3. Муниципальный земельный контроль

 

В соответствии со ст. 72 ЗК РФ и ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на органы местного самоуправления возложена функция проведения муниципального земельного контроля (в том числе контроля за недопущением самовольного занятия земель).

Положениями ст. 72 ЗК РФ установлено понятие муниципального земельного контроля, а также разграничен муниципальный земельный контроль между органами местного самоуправления исходя из сферы его распространения.

Муниципальный земельный контроль - это деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства РФ, законодательства субъекта РФ, за нарушение которых законодательством РФ, законодательством субъекта РФ предусмотрена административная и иная ответственность.

Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов РФ, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений ст. 72 ЗК РФ.

Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.

Органы местного самоуправления городских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских поселений объектов земельных отношений.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта РФ данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений.

В рамках государственного и (или) муниципального земельного контроля выявляются самовольные (незаконные) объекты.

Законами субъектов РФ - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя полномочия органов местного самоуправления на осуществление муниципального земельного контроля и установление порядка его осуществления, предусмотренные ст. 72 ЗК РФ, могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти этих субъектов РФ.

В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством РФ предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию этого акта в орган государственного земельного надзора.

В срок не позднее чем пять рабочих дней со дня поступления от органа местного самоуправления копии указанного акта проверки орган государственного земельного надзора обязан рассмотреть этот акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления.

Порядок взаимодействия органов государственного земельного надзора с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, устанавливается Правительством РФ.

В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, привлечение к ответственности за выявленное нарушение осуществляется в соответствии с указанным законодательством.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: