Методические рекомендации

В философской культуре Китая особое место занимают две философские школы, сформировавшиеся в 6 - 5 вв. до н. э. – даосизм и конфуцианство.

Истоки философии даосизма, как считают исследователи, восходят к древним шаманским верованиям, а также двум культам - Неба и Земли. Согласно древнекитайской космогонии над всем миром существует Небо, породившее единую субстанцию ци. Далее она разделилась на два начала – инь и ян. Формирование даосизма связано, прежде всего, с именем философа Лао цзы, который выше Неба поставил Дао как безличный всеобщий закон, Абсолют, который выше всех противоположностей, воплощающий мировое единство и целостность. Необходимо также дать сравнительную характеристику абсолютного мира, порожденного Дао, и мира двойственности и несовершенства, состоящего из противоположностей инь и ян.

Целью семинара является рассмотрение цели даосизма, которая состоит в следовании Дао как возможности перехода из мира несовершенного в совершенный неделимый божественный мир. С этой целью рекомендуется рассмотреть основы даосской внешней и внутренней алхимии, провести их сравнительную характеристику, а также определить основные методы самосовершенствования.

Рекомендуется рассмотреть основные понятия даосизма и дать им определение: «дао», «инь», «ян», «ци», «дэ» (благая сила), «у-вэй» («недеяние»). Какую роль в философии даосизма играет учение о «недеянии»? Как Вы понимаете, что означает быть естественным и спонтанным? Почему даосизм стимулирует развитие интуитивизма?

Философия конфуцианства сформировалась на основе двух культов - Неба и предков. Благодаря этому в конфуцианстве приобрели особое значение представления о высшей духовной силе и моральном законе. Необходимо рассмотреть, как они представлены в учении Конфуция об идеальном человеке, государстве и семье.

Рекомендуется провести сравнительную характеристику двух образов человека – цзюнь-цзы («благородного человека») и сяо-жэнь («низкого человека»), рассмотреть их основные качества. Далее необходимо рассмотреть учение Конфуция о государстве и основных принципах его гармоничной, благополучной жизни. Проанализируйте значение семьи в учении Конфуция, и той роли, которую она играет в процессе формирования личности.

Сделайте личные выводы относительно вопросов, рассмотренных на семинаре.

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте определение основных понятий даосизма «дао», «инь», «ян», «ци».

2. В чем принципиальное отличие между миром абсолютным и двойственным, состоящим из противоположностей?

3.  Проанализируйте основные идеи даосизма.

4. Какие методы предполагает внешняя алхимия?

5. Какие методы предполагает внутренняя алхимия?

6. Какой смысл даосизм вкладывает в понятие «недеяние»?

7. Почему даосизм стимулирует развитие интуитивизма?

8. В чем смысл высказывания Конфуция «Не делай другому того, чего себе не пожелаешь»?

9. Прав ли был Конфуций, когда связывал благополучие государства с компетентностью и профессионализмом? 

10. В чем значение этического учения Конфуция?

11. Насколько актуально учение Конфуция о «благородных» и «низких» людях в наше время?

12. Почему Конфуций много внимания уделяет семье?

Практическое занятие № 4.

Классическая философия Древней Греции.

План

1. Жизнь и учение Сократа.

2. Жизнь и учение Платона.

3. Жизнь и учение Аристотеля.

Тема семинара относится к разделу программы «История философии».

Цель семинара: рассмотреть основные философские школы эпохи классики; ознакомиться с философским наследием представителей классической древнегреческой философии, показать их значение для мировой философии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: