В философской культуре Китая особое место занимают две философские школы, сформировавшиеся в 6 - 5 вв. до н. э. – даосизм и конфуцианство.
Истоки философии даосизма, как считают исследователи, восходят к древним шаманским верованиям, а также двум культам - Неба и Земли. Согласно древнекитайской космогонии над всем миром существует Небо, породившее единую субстанцию ци. Далее она разделилась на два начала – инь и ян. Формирование даосизма связано, прежде всего, с именем философа Лао цзы, который выше Неба поставил Дао как безличный всеобщий закон, Абсолют, который выше всех противоположностей, воплощающий мировое единство и целостность. Необходимо также дать сравнительную характеристику абсолютного мира, порожденного Дао, и мира двойственности и несовершенства, состоящего из противоположностей инь и ян.
Целью семинара является рассмотрение цели даосизма, которая состоит в следовании Дао как возможности перехода из мира несовершенного в совершенный неделимый божественный мир. С этой целью рекомендуется рассмотреть основы даосской внешней и внутренней алхимии, провести их сравнительную характеристику, а также определить основные методы самосовершенствования.
Рекомендуется рассмотреть основные понятия даосизма и дать им определение: «дао», «инь», «ян», «ци», «дэ» (благая сила), «у-вэй» («недеяние»). Какую роль в философии даосизма играет учение о «недеянии»? Как Вы понимаете, что означает быть естественным и спонтанным? Почему даосизм стимулирует развитие интуитивизма?
Философия конфуцианства сформировалась на основе двух культов - Неба и предков. Благодаря этому в конфуцианстве приобрели особое значение представления о высшей духовной силе и моральном законе. Необходимо рассмотреть, как они представлены в учении Конфуция об идеальном человеке, государстве и семье.
Рекомендуется провести сравнительную характеристику двух образов человека – цзюнь-цзы («благородного человека») и сяо-жэнь («низкого человека»), рассмотреть их основные качества. Далее необходимо рассмотреть учение Конфуция о государстве и основных принципах его гармоничной, благополучной жизни. Проанализируйте значение семьи в учении Конфуция, и той роли, которую она играет в процессе формирования личности.
Сделайте личные выводы относительно вопросов, рассмотренных на семинаре.
Вопросы для самопроверки:
1. Дайте определение основных понятий даосизма «дао», «инь», «ян», «ци».
2. В чем принципиальное отличие между миром абсолютным и двойственным, состоящим из противоположностей?
3. Проанализируйте основные идеи даосизма.
4. Какие методы предполагает внешняя алхимия?
5. Какие методы предполагает внутренняя алхимия?
6. Какой смысл даосизм вкладывает в понятие «недеяние»?
7. Почему даосизм стимулирует развитие интуитивизма?
8. В чем смысл высказывания Конфуция «Не делай другому того, чего себе не пожелаешь»?
9. Прав ли был Конфуций, когда связывал благополучие государства с компетентностью и профессионализмом?
10. В чем значение этического учения Конфуция?
11. Насколько актуально учение Конфуция о «благородных» и «низких» людях в наше время?
12. Почему Конфуций много внимания уделяет семье?
Практическое занятие № 4.
Классическая философия Древней Греции.
План
1. Жизнь и учение Сократа.
2. Жизнь и учение Платона.
3. Жизнь и учение Аристотеля.
Тема семинара относится к разделу программы «История философии».
Цель семинара: рассмотреть основные философские школы эпохи классики; ознакомиться с философским наследием представителей классической древнегреческой философии, показать их значение для мировой философии.