Методические рекомендации

В научной литературе принято делить историю философии Древней Греции на три основных периода: досократовский, классический и эллинистический.

Своей вершины развития древнегреческая философия достигла в V- IVвв. до н.э. Этот период получил название «классического» (от лат. «образцовый»). В древнегреческой философии она связана с учениями афинских философов: Сократа, его ученика Аристокла, вошедшего в историю под именем Платон (от греч. «широкоплечий») и ученика Платона Аристотеля.

Каждый из этих мыслителей внес свой великий вклад в мировую философию. Например, Сократ совершил поворот от натурфилософии к философии человека, введя в древнегреческую философию новую идею человека как микрокосмоса. Сократ разработал основы диалектики как учения о диалоге и предложил новый метод «майевтика» (по аналогии с профессией его матери-повитухи). Суть метода заключалась в умении иронично задавать вопросы, провоцируя собеседника сомневаться в собственных представлениях о чем-либо и начать самостоятельное размышление. Итогом становилось рождение мысли, что, по мнению философа, являлось подлинным рождением человека. Сократ стал образцом для подражания, поскольку следовал теоретическим принципам в практической жизни, не изменив им даже перед лицом смерти. Философ был убежден в существовании общей для всех людей Истины и необходимости следовать ей (в обществе это означает неукоснительное исполнение законов, даже если они не справедливы). Необходимо рассмотреть основные причины, которые привели к гибели Сократа.

Основной особенностью учения Платона является его универсальность.Философ рассмотрел комплекс проблем, в котором органично сочетались, дополняя друг друга, все основные сферы философии: онтология (учение о бытии), гносеология (учение о познании), этика (учение о морали, добре и зле), эстетика (учение о красоте), социальная философия (учение об обществе). Это дало основание английскому философу А. Уайтхеду спустя две с половиной тысячи лет сказать, что вся западная философия есть лишь многочисленные примечания к философии Платона. Особое внимание необходимо обратить, во-первых, на учение Платона об эйдосах (идеях), составляющих Мир Идей - иерархически устроенный мир идеальных сущностей всех вещей и явлений, на вершине которого находится Благо. Во-вторых, рассмотреть, как соотносятся между собой «мир идей» и «мир теней». В-третьих, изучить основные положения учения Платона об идеальном государстве.

Самым одаренным учеником Платона считается Аристотель. Значение его учения заключалось в том, что, во-первых, он стал первым историком и систематизатором всего научного и философского знания античности. А, во-вторых, в том, что все философские и научные изыскания мыслителя отличала не только глубина, но и тщательная, скрупулезная проработка. Следует отметить выдающиеся заслуги Аристотеля в создании новой науки – логики, которая разрабатывала законы последовательного, доказательного мышления. Также важен вклад Аристотеля в развитие этики и политической философии, в разработку им категориального аппарата философии.

Необходимо обратить внимание на то, что все представители классической древнегреческой философии считали разум главным инструментом познания, что определило рационалистическую (от лат. «разум») направленность их философии. 

Следующий этап развития философии Древней Греции называется эллинистическим. Его особенностью является распространение идей древнегреческой философии в Древнем Риме, а также формирование оригинальных древнеримских философских школ. Предлагается рассмотреть и проанализировать на примере их выдающихся представителей идеи таких школ как эпикурейство, стоицизм, киники, скептицизм, неоплатонизм. Необходимо указать, существует ли преемственность между древнегреческой и древнеримской философией? 

В завершении необходимо сделать выводы о том, насколько актуальны идеи выдающихся греческих философов для современного человека. Сделайте личные выводы относительно вопросов, рассмотренных на семинаре.

 

Вопросы для самопроверки:

1. В чем смысл высказывания Сократа «Я знаю, что я ничего не знаю, но другие не знают и этого»?

2. Как понимать идею Сократа о человеке как микрокосмосе? Можно ли считать ее научнообоснованной? 

3. Почему классик немецкой философии Г.Гегель назвал Сократа «этически безупречной личностью»?

4. В чем значение сократического метода?

5.  Что есть идеи (эйдосы) Платона?

6.  Почему Платону не удалось реализовать теоретическую модель «идеального государства» на практике?

7. В чем смысл мифа о пещере Платона?

8.  Что означают приписываемые Аристотелю слова «Платон мне друг, но истина дороже»?

9. Какой вклад был сделан Аристотелем в мировою философию?

10. В чем Аристотель видел основную задачу логики?

11. Покажите различия между философской системой Платона и Аристотеля?

12. В чем состоит, с Вашей точки зрения, мировое значение древнегреческой классической философии?

Практическое занятие №  5. Западноевропейская философия

Эпохи средних веков и Возрождения

План

1. Средневековая схоластика. Смысл и содержание дискуссии реалистов и номиналистов.

2. Жизнь и учение Фомы Аквинского.

3. Философский смысл учения гуманистов и его значение для современной цивилизации.

Тема семинара относится к разделу программы «История философии».

Цель семинара: изучить особенности западноевропейской философии эпохи средних веков и Возрождения на примере учений Ф. Аквинского, Росцелина, Д. Скота, П. Абеляра, итальянских гуманистов М. Фичино, Л. Валла, Пико делла Мирандола; показать их значение для мировой философии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: