Каждая эпоха истории ставит определенные задачи перед человеком, делает ему такие вызовы, которые определяют облик, как самого человека, так и общества в целом.
Эпоха Нового времени (XVII – XIX вв.) ознаменовалась новым переворотом в мировоззрении человечества. Был совершен переход от теоцентризма к антропоцентризму («человек в центре»), что сделало проблемы человеческого бытия самыми важными для философии. Начавшаяся научно-техническая революция выдвинула на первое место естественные, физико-математические науки. Особенностью нового мировоззрения является механицизм, который рассматривает мир и человека как сложную машину.
XVIII век вошел в историю под названием эпохи Просвещения. В это время, наряду с проблемами гносеологии, важную роль стала играть социальная философия. Впервые в истории человечества было заявлено, что именно человек является творцом истории. Вера в могущество разума делает философию важным фактором преобразования общества. Западноевропейское общество оказалось перед лицом необходимости реформирования и во многом почву для этого подготовили философы-просветители.
|
|
Предлагается рассмотреть особенности философии эпохи Просвещения на примере учений знаменитых философов-просветителей этой эпохи – Джона Локка, Вольтера, Д.Дидро, Ж-Ж. Руссо.
Философия Джона Локка важна для нас, прежде всего, с точки зрения ее вклада в мировоззрение Просвещения. Основоположник теории либерализма, он сделал многое для трансформации не только философской, но и политологической мысли Западной Европы. Для нас важна та мотивация, которая привела Локка к выводу о необходимости утверждения идеи свободы. Каким образом философия Локка связана с философией христианства?
Французские просветители внесли существенный вклад в подготовку Французской буржуазной революции. В учении Вольтера первоочередное значение приобретают следующие вопросы: критика церкви, суеверий и предрассудков; критика атеизма; критика социального неравенства и сословного деления общества; идея утверждения естественных прав гражданина – свободы, собственности, равенства. Дидро известен как создатель первой энциклопедии. Для него большое значение имели вопросы теории искусства, прежде всего, театрального и изобразительного. Общей для Вольтера и Дидро была вера в существование Божества, которое сотворило мир, но далее устранилось от участия в нем – деизм. Оба философа считали, что просвещенный абсолютизм является идеальным политическим строем. Ж-Ж. Руссо известен как критик культуры и цивилизации, которые отлучают человека от природы и естественного образа жизни. Впервые в философии он сделал попытку объяснить причины социального неравенства и стал его самым беспощадным критиком.
|
|
В завершении необходимо сделать выводы о том, какое значение идеи просветителей имеют для современного человека.
Сделайте личные выводы относительно вопросов, рассмотренных на семинаре.
Вопросы для самопроверки:
1. Дайте характеристику философии Дж. Локка.
2. Покажите значение философии либерализма для нашей цивилизации. В чем заключается преимущества и недостатки либерализма?
3. Как либерализм Локка был связан с христианством?
4. Дайте характеристику деизма Вольтера и Д. Дидро.
5. Раскройте содержание учения Вольтера о просвещенном абсолютизме.
6. Почему французских просветителей называли «энциклопедистами»?
7. В чем, по мнению Дидро, заключается предназначение искусства?
8. Почему Руссо критиковал цивилизацию и советовал вернуться к природе?
9. Каковы, по мнению Руссо, причины возникновения социального неравенства?
10. Дайте общую характеристику философии эпохи Просвещения и сделайте вывод о ее значении для мировой цивилизации.
Практические занятия № 7-8.
Основные направления философии XIX-ХХ веков.
План
1. «Философия жизни». Жизнь и учение Ф. Ницше.
2. Философия позитивизма.
3. Основные проблемы человеческого существования в экзистенциализме.
4. Основные направления философии ХХ века.
Тема семинара относится к разделу программы «История философии».
Цель семинара: проанализировать основные философские направления XIX-ХХ веков, возникшие после кризиса философии; показать их значение для мировой философии..