double arrow

Методические рекомендации

Каждая эпоха истории ставит определенные задачи перед человеком, делает ему такие вызовы, которые определяют облик, как самого человека, так и общества в целом.

Эпоха средневековья (V - XVI вв.) имела качественно новую направленность по сравнению с эпохой античности, что определило особенности ее философии. На место космоцентризма («Космос в центре») приходит теоцентризм («Бог в центре»), на место религиозного многобожия приходит христианский религиозный монотеизм (от лат. «один бог»). Отныне Бог считается Творцом мира и человека. Важное значение приобретает идея креационизма (от лат. «творение»). Христианский Бог существенно отличается от богов античности. Во-первых, он единственный, а, во-вторых, трансцендентный (от лат. «лежащий за пределами опыта»). Вместе с тем философия средних веков допускала возможность познания Бога с помощью мистики (от греч. «тайна»), которая подразумевала интуитивное переживание Бога сердцем и разумом. Именно мистика делала Бога имманентным человеку (от лат. «близкий»).

Однако средневековая философия не была однородной. Она представлена философией Византии (восточнохристианской, православной) и философией западноевропейской (католической). Философия Западной Европы известна как схоластическая (от лат. «школьная»). В отличие от философии Византии, которая имела мистико-иррационалистическую направленность, схоластика опиралась на разум и поэтому имела рационалистический характер. Выдающимся представителем западноевропейской схоластики является Фома Аквинский, учение которого известно под названием «томизм» и признано Ватиканом основой католического вероучения.  

Фома осуществил фундаментальный синтез идей христианства с философией Аристотеля, став систематизатором схоластики. Необходимо обратить внимание на то, как Аквинский решил проблему соотношения теологии, философии и науки, то есть веры и разума. Рассмотреть знаменитые пять доказательств существования Бога, а также изучить основные идеи Аквинского о бытии, о материи и форме, о человеке и его душе.

Для средневековой схоластики важнейшей является дискуссия реалистов и номиналистов, которая имела большое значение для дальнейшей судьбы западноевропейской цивилизации и научно-технического прогресса. В проблеме универсалий выражено стремление в очередной раз разрешить важнейший вопрос: существуют ли реально универсальные для всего человечества понятии (идеи), или же человек сам является автором всех существующих понятий (идей), присваивая им имена (от лат. nomen)? Можно видеть в этой дискуссии явные отголоски учения Платона о мире идей.

В эпоху Итальянского Ренессанса, которая завершает средневековый период, происходят революционные изменения в философской мысли. Они выражаются в переходе от теоцентризма к антропоцентризму («человек в центре») и рождении нового философского учения – гуманизма. Итальянские гуманисты открыли человеческую личность, провозгласили ее ценность и уникальность, опираясь на библейское учение о человеке как образе и подобии Бога. Идеалом Возрождения становится гармонично развитая личность, человек – творец, который выступает как сотворец Бога. Проанализировать идеи гуманизма рекомендуется на примере выдающихся представителей этой эпохи. Необходимо также охарактеризовать содержание первой научно-технической революции Коперника-Галилея.

 Сделайте личные выводы относительно вопросов, рассмотренных на семинаре.

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте характеристику схоластики как учения, назовите ее основные цели и задачи. В чем заключается принципиальное отличие западноевропейской средневековой философии от философии Византии?

2. В чем заключается смысл и содержание дискуссии реалистов и номиналистов?

3. Как была решена проблема универсалий средневековыми реалистами?

4. Как была решена проблема универсалий средневековыми номиналистами?

5. В чем заключается значение спора реалистов и номиналистов для мировой философии?

6. Как Фома Аквинский решил проблему соотношения теологии, философии и науки, веры и разума?

7. Раскройте содержание пяти доказательств существования Бога (по Фоме Аквинскому).

8. В чем заключается значение эпохи Возрождения для цивилизации?

9. Раскройте сущность гуманистического учения на примере философских взглядов Марсилио Фичино, Лоренцо Валлы, Пико делла Мирандолы.

10. Почему человек эпохи Возрождения воспринимал себя творцом, как мотивировал свое предназначение в этом мире?

11. Охарактеризуйте содержание первой научно-технической революции Коперника-Галилея.

 

Практическое занятие №  6.

 Западноевропейская философия эпохи Просвещения.

План

1. Философия английского Просвещения.

2. Философия французского Просвещения.

Тема семинара относится к разделу программы «История философии».

Цель семинара: изучить особенности западноевропейской философии эпохи Просвещения Дж. Локка, Вольтера, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо; показать их значение для мировой философии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: