Логопед (Л): Здравствуй Степа! Сейчас мы будем играть. Но вначале посмотри на рисунок и послушай потешку (логопед рассказывает илюстрированную потешку и сопровождает свою речь показом пальцем сюжета на рисунке):
Баба шла, шла, шла,
Пирожок нашла.
Села, поела,
Опять пошла.
Л.: Вот такая веселая потешка. Теперь, давай посмотри, что стоит на столе. Это контейнер с отсеками. Тут лежат сосновые шишки, тут - фантики, тут – фасоль, тут – манная крупа, тут – разноцветные камушки. Это большой контейнер. Он пустой. В него мы будем бросать эти предметы (логопед показывает на контейнер с отсеками). Ты знаешь, где растут эти шишки (логопед указывает на отсек с шишками и выдерживает паузу)?
Два варианта ответа:
1. Ребенок (Р.): На дереве! (ответит, если умеет говорить, или произнесет непонятный набор звуков)
2. Р.: Молчит (не ответит, если не способен говорить, то продолжаем говорить сами).
Л.: Да, верно, молодец (в случае ответа ребенка, эмоционально ярко реагируем)! Эти шишки росли на дереве – на сосне.
Вопросы могут быть следующими, в зависимости от возраста и уровня речевого развития. Данные вопросы исключают ответы «Да» или «Нет».
- От чего эти фантики?
- На что похожа манная крупа?
- Что можно сварить из фасоли?
- Каких цветов эти камушки?
И т.д.
Сейчас, я тебе покажу как мы будем играть (проводим I этап работы методики).
Баба шла, шла, шла,
Пирожок нашла.
Села, поела,
Опять пошла.
Речевое высказывание: | Действия: | Действия: |
Вариант 1 | Вариант 2 | |
Ба-ба Каждый слог произносим кратко, ритмично. | И.п.: В обеих руках губки. Держим их с боков с узкой стороны в горизонтальном положении. На столе у каждого, перед собой, лежит лист ватмана. Большая емкость с синей краской с левой стороны. Д.: На каждый слог опускаем, придавливающими движениями, губки в емкость, чередуя руки. | И.п.:На краю стола впереди стоит контейнер с заполненными отсеками. За ним стоит пустой большой контейнер. Д.:На первый слог «Ба» берем правой рукой одну шишку и бросаем в пустой контейнер. На второй слог «Ба» берем одну шишку левой рукой и бросаем в контейнер. |
Шшшла- шшшла- шшшла, Тянем звук [Ш], остальные звуки произносим кратко, ритмично. | И.п.:В обеих руках губки. Д.: На каждое слово, три раза, чередуя руки, по листу бумаги проводим губками линии. Движения скользящие плавные, от себя, в разные стороны, с достаточным нажимом, напоминают скольжение на лыжах «елочкой». | Д.:На звук [Ш] берем из отсека один фантик и раскатывающими движениями между ладошками катаем шарик. На слог «Ла» бросаем его в большой контейнер. Эти действия повторяем 3 раза. |
Пи-ро-жок Каждый слог произносим кратко, ритмично. | И.п.: В обеих руках губки. Положение губок в руках изменено. Держим их с боков с узкой стороны в вертикальном положении. Маленькая емкостью с зеленой краской с правой стороны. Д.:На каждый слог, три раза, чередуя руки, опускаем, придавливающими движениями в краску, узкой стороной губки. | И.п.:В зажатых пальцах правой руки, сложенных щепоткой, держим несколько зерен фасоли над большим контейнером. Д.:На первый слог «Пи» зерна фасоли бросаем в контейнер. Далее руки чередуем: на второй слог «Ро» бросаем левой рукой, на третий слог «Жок» - правой рукой. Слоги проговариваем, сопровождая бросание зерен. В момент захвата зерен пальцами, слоги не проговариваем. |
Ннна- шшшла Тянем звуки [Н], [Ш], усиленно их артикулируя. | И.п.:В обеих руках губки. Держим над листом. Положение губок в руках как в предыдущем движении. Д.:На первый слог «На» резко соединяем губки, скользя по бумаге навстречу друг к другу до их полного соприкосновение, с некоторым нажатием. На второй слог «Шла» одновременно обеими руками проводим губки вверх по листу в разные стороны, прорисовывая линии. Движения скользящие, плавные, от себя, в разные стороны. | Д.: На первый слог «На» одновременно прижимаем обе руки по бокам большого контейнера. На второй слог «Шла» активно двигаем контейнер по столу из стороны в сторону (слева – направо), слушая и наблюдая, как перемешивается его содержимое. |
Сссе-ла Тянем звук [C]. | И.п.: Держим губки в обеих руках над листом. Положение губок в руках как в предыдущем движении. Д.: На каждый слог сжимаем губки в кулаках поочередно, правой и левой рукой, так, чтобы из них полилась жидкость на лист бумаги. | И.п.: В зажатых пальцах, сложенных щепоткой, держим манную крупу над большим контейнером. Д.:На первый и второй слоги потираем пальцами между собой, имитируя действия «соления» манной крупой. На каждый слог «соление» производим разными руками. |
По-е-ла Каждый слог произносим кратко, ритмично. | Д.: на каждый слог, три раза, стучим губками по листу. | И.п.:В зажатых пальцах правой руки, сложенных щепоткой, держим 1 разноцветный камушек над большим контейнером. Д.: На первый слог «По» камушек бросаем в контейнер. Далее руки чередуем: на второй слог «е» бросаем левой рукой, на третий слог «Ла» - правой рукой. Слоги проговариваем, сопровождая бросание зерен. В момент захвата зерен пальцами, слоги не проговариваем. |
Ооо- Тянем звук [О]. пять Произносим кратко. | И.п.: В обеих руках губки. Положение губок в руках изменено. Держим их с боков с узкой стороной в горизонтальном положении, как в самом начале произведения. Взгляд направлен на емкость с левой стороны с синей краской. Д.:Опускаем, придавливающими движениями обе губки одновременно в большую емкость, расположенную с левой стороны. При данном действии слог не проговариваем. На первый слог «О», обеими руками в разные стороны рисуем круги. Движения скользящие плавные, от себя, в разные стороны, с достаточным нажимом. На слог «Пять», хлопаем по листу обеими руками с губками одновременно. | Д.: На первый слог «О» берем правой рукой одну шишку из отсека. На второй слог «Пять» резко бросаем ее в контейнер, раскрывая ладонь с широко растопыренными пальцами. |
Пооо-шшшла Тянем звуки [О] и [Ш]. | И.п.:Держим губки в обеих руках над листом. Д.:На каждый слог, чередуя руки, по листу бумаги проводим губками линии. Движения скользящие плавные, от себя, в разные стороны, с достаточным нажимом, напоминают скольжение на лыжах «елочкой». | Д.: Погружаем руки в контейнер и перемешиваем пальцами обеих рук содержимое большого контейнера. |
В конце занятия потешка читается целостно. |