Конспект логопедического индивидуального занятия

С использованием фольклорного произведения, как средство стимуляции речи у детей с алалией.

Цель: Стимуляция речи у детей с алалилей.

Вариант 1 (стартовый):

Задачи:

Образовательная задача:

1. Активизация и пополнение словаря.

2. Формирование обобщающих понятий.

3. Формирование фонематического слуха и восприятия.

4. Развивать познавательные способности, выявляя общее и различное, обобщая предметы, классифицирую предметы по разным признакам.

5. Формировать интерес к внешним свойствам предметов окружающего мира.

Коррекционная задача:

1. Развитие зрительно-моторной координации.

2. Закреплять представление о звуковом и слоговом строении слова.

3. Закреплять восприятие и воспроизведение слогового ритма;

4. Закреплять слоговое восприятие и воспроизведение речи (звукоподражание);

Развивающая задача:

1. Развивать мелкую моторику и артикуляторную моторику и согласовывать работы левого и правого полушария. 

2. Совершенствовать качество выполнения задания (последовательно, в соответствие с ритмом и темпом тела и голоса).

3. Развивать слуховое внимание зрительно-пространственных ориентиров.

4. Развивать просодические компоненты речи.

5. Развивать познавательно-интеллектуальные функции воображения.

Этапы работы:

I этап: Логопед говорит и показывает, ребенок слушает, а затем производит движение совместно с логопедом («логопед один» - «логопед + ребенок»).

II этап: Логопед и ребенок говорят и производят движения одновременно.

III этап: Ребенок говорит и производит движения самостоятельно.

Используемые сокращения:

И.п. – исходное положение.

Д. – движение.

Оборудование: стол, 2 стула, скатерть, 2 фартука.

Дидактический материал:

· рисунок с иллюстрацией фольклорного произведения;

· 2 листа ватмана форматом А3;

· 2 большие емкости с пальчиковой краской синего цвета (в емкость должны одновременно вмещаться две губки расположенные в горизонтальном положении);

· 2 маленькие емкости с пальчиковой краской зеленого цвета;

· 4 тарелки с поролоновыми губками разной формы (круглой, прямоугольной, овальной), разного цвета, одинакового размера, смоченные водой.

Рабочее место:

На столе лежат два ватмана. Слева и справа, от каждого ватмана, стоит большая емкость с синей краской и маленькая емкость с зеленой краской, соответственно. Над каждым ватманом на столе стоят 2 тарелки с губками. Сбоку на краю стола лежит рисунок с иллюстрацией фольклорного произведения.

Ход занятия.

Организационный момент.

Логопед (Л): Здравствуй, Дима! Сегодня к нам в гости пришла Баба - Старушка-веселушка (логопед показывает тряпичную куклу-бабу). Посмотри на рисунок послушай веселую потешку про нее (логопед рассказывает потешку и сопровождает свою речь показом пальцем сюжета на рисунке):

Баба шла, шла, шла,

Пирожок нашла.

Села, поела,

Опять пошла.

Л.: Вот такая веселая потешка. Давай посмотрим, что для нас приготовила Старушка-веселушка. На столе лежит большой лист бумаги, в тарелках краска синяя и зеленая, три губки. Эта круглая красная, эта прямоугольная оранжевая, эта прямоугольная желтая, эта овальная оранжевая. Что нашла баба на картинке (логопед выдерживает паузу)?

Два варианта ответа:

1. Ребенок (Р.): Пирожок! (ответит, если умеет говорить, или произнесет непонятный набор звуков)

2. Р.: Молчит (не ответит, если не способен говорить, то продолжаем говорить сами).

Л.: Молодец! (в случае ответа ребенка, эмоционально ярко реагируем). Представим, что губки – это наши пирожки. А пирожки бывают с разными начинками: с мясом, с капустой, с яблоками. С какой начинкой ты любишь пирожок (тот же механизм, с двумя ответами, расписанный выше; далее описан вариант с не возможностью ответа ребенка)?

Л.: Я люблю с яблоками (логопед продолжает, выдержав паузу).

Л.: Давай наши пирожки назовем. Этот вкусный с мясом - мясной пирожок, этот румяный с капустой - капустный пирожок, этот ароматный с рыбой - рыбный пирожок, этот сладкий с яблоками - яблочный.

Л.: Наши пирожки волшебные. Можно ими рисовать. Оденем фартук, и не запачкаемся (логопед помогает ребенку одеть фартук). Дима, выбери себе две губки (ребенок выбирает). Сейчас, я тебе покажу. Ты смотри и слушай (проводим I этап работы методики).

Вариант 2 (продвинутый):

Задачи:

Образовательная задача:

1. Активировать и пополнять словарь.

2. Расширять представления о предметах: где применяется, где растет, где встречается в жизни.

3. Уточнять и закреплять представления о свойствах предмета (форме, весу, размере, текстуре, цвете).

4. Закреплять и совершенствовать познавательные способности, выявляя общее и различное, обобщая предметы, классифицирую предметы по разным признакам.

Коррекционная задача:

1. Формировать зрительно-моторную координацию.

2. Формировать слоговую структуру слова.

3. Закреплять восприятие и воспроизведение слогового ритма;

4. Закреплять слоговое восприятие и воспроизведение речи (звукоподражание);

Развивающая задача:

1. Развивать мелкую моторику и артикуляторную моторику.

2. Развивать умение качественного выполнения задания (последовательно, в соответствие с ритмом и темпом тела и голоса).

3. Развивать слуховое внимание зрительно-пространственные ориентиры.

4. Развивать просодические компоненты речи (ритма, темпа, громкости голоса, интонационного окраса речи).

5. Развивать пространственный праксис (впереди, сбоку, напротив, слева, справа, левая рука, правая рука).

6. Развивать способность координировать речь и движения.

7. Развивать способность переключения с артикулемы на артикулемы.

Этапы работы:

I этап: Логопед говорит и показывает, ребенок слушает, а затем производит движение совместно с логопедом («логопед один» - «логопед + ребенок»).

II этап: Логопед и ребенок говорят и производят движения одновременно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: