Выводы по второй главе

Поэтические произведения, многие столетия передававшиеся от одного поколения к другому, постепенно приобретали содержание и форму, наиболее полно соответствующие законам детской эстетики. В фольклорных произведениях находится ключ к пониманию возрастной психологии и эстетического воспитания, формированию и развитию речи.

Потребность ребенка в веселье, огромное значение игры для его развития в дошкольном возрасте – все эти черты детской психики нашли свое отражение в фольклоре.

В связи с этим, обоснованно использование в коррекционной логопедической работе по стимуляции речи у детей с алалией фольклорных текстов, характеризующихся доступностью восприятия, яркой выразительностью звукосочетаний, поэтичностью, создающих эмоционально-положительный настрой.

В процессе выполнения работы мы разработали методические рекомендации по организации коррекционной работы с целью стимуляции речи у детей с алалией.

Коррекционная работа направлена на стимуляцию речи, на развитие мелкой и общей моторики, а также коррекцию психического развития,  формирование всех сторон речи — фонетико-фонематической, лексической и грамматической.

На всех этапах коррекционной работы, значительное внимание уделяется формированию знаний и представлений ребенка об окружающем мире в соответствии с возрастной нормой. Каждое слово в речевом материале проговаривается ритмично по слогам и сопровождается специально подобранными движениями, активной артикуляцией, интонационной выразительностью и эмоциональной окрашенностью речи. Подобранные движения соответствуют образу каждому произнесенному звуку.

Разработанные методические рекомендации обладают полимодальностью, оказывая влияние на основные виды восприятия информации: визуальный (зрительный), аудиальный (слуховой), кинетический (двигательный).

Ребенок в доступной и игровой форме от педагога воспринимает речевую информацию и совершает совместные с ним действия. На этом фоне проводится работа по активизации и стимуляции собственной речи — непроизвольное вызывание лепетной коммуникации в специально создаваемых игровых ситуациях

Развитие словаря и грамматического строя достигается формированием операций вычленения основных элементов языка и речи (фонем, морфем, слов, артикулем, слогов) и формированием функциональных связей между ними. Эти операции отрабатываются на каждом этапе и сопровождаются развитием способности координировать речи с движение.

Построенная таким образом работа коррекционного воздействия с использованием на каждом этапе одних и тех же языковых единиц, обеспечивает усвоение языковых закономерностей (языковых стереотипов) и дает толчок для самостоятельного развития речи при алалии, а также позволяет закрепить двигательные стереотипы при апраксических расстройствах.Начало формы

Конец формы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Алалия – одно из наиболее сложных речевых нарушений. Недоразвитие речи при алалии носит системный характер, отмечается несовершенство всех операций в процессе порождения речевого высказывания, наблюдается многообразие вариантов проявления речевых и неречевых симптомов в структуре нарушения (Е.Ф. Соботович, В.А. Ковшиков, Т.Г. Визель, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Е. Филичева, Б.М. Гриншпун, В.К. Воробьева, Л.Р. Давидович).

Общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности — важное условие нормального психического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

Коррекционная работа при алалии должна быть направлена на стимуляцию речи, создание механизмов речевой деятельности, формирование речи как средства коммуникации и развития психической деятельности в целом.

Качественно стимулирующие методы  практически не отличаются от тех, которые используются для развития речи обычных детей, но в количественном отношении должны во много раз превосходить их и подаваться в утрированно выразительной, эмоциональной форме. Расчет при этом делается на компенсаторные механизмы, аналогичные тем, которые обеспечивают развитие здорового ребенка.

Гармоничному развитию личности ребенка с отклоняющимся развитием способствует активное применение фольклора. Известно, что народное искусство особенно доступно восприятию ребенка, что обусловлено простотой формы и образов. Яркий и выразительный материал, как фольклор, несет в себе важный эмоциональный заряд, необходимый для коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями (М. Н. Мельников, Г.С. Виноградов).

Поэтому в разработанных нами методических рекомендациях, активно используется устное народное творчество, как средство стимуляции речи у алаликов.

Разработанные методические рекомендации обладают полимодальностью, оказывая влияние на визуальное, аудиальное, кинетическое восприятие информации.

Коррекционная работа направлена на стимуляцию речи, на развитие мелкой и общей моторики, а также коррекцию психического развития,  формирование всех сторон речи — фонетико-фонематической, лексической и грамматической.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: