Задание 1. Ответьте на вопросы

 

1. Какую роль, по мнению немецкого философа И.Канта, играют в воспитании личности этические знания? Согласны ли вы с ним? “Человечность – это способность участвовать в судьбе других людей. Бесчеловечность означает не принимать участие в судьбе других. Почему некоторые науки называют gumanioria? (т.е. гуманитарными – авт.) Потому что человека они делают более утончённым. При этом у каждого изучающего их, даже если он не достиг большой учености, сохраняется некоторая утонченность и мягкость. Ведь науки, коль скоро они покорили душу, придают ей мягкость, которая сохраняется и в дальнейшем. Купец поэтому оценивает каждого по его деньгам; человек же, знакомый с гуманитарными науками, оценивает людей по другим критериям”.

 

2. Сравните точки зрения философов. Какой Вы отдаете предпочтение и почему? А.Шопенгауэр писал, что сострадание «процесс изумительный и, более того, таинственный. Это поистине великая мистерия этики, её первофеномен и пограничный столб… мы видим, что в этом процессе снимется перегородка, которая с точки зрения естественного света разума совершенно отделяет одно существо от другого, и что не я – некоторым образом становится я». А Ф.Ницше характеризовал сострадание как «депрессивный заразный инстинкт», который парализует инстинкты, направленные на повышение ценности жизни.

 

3. Каково соотношение между долгом и совестью. Могут ли они вступать в противоречие или конфликт? Приведите примеры такого конфликта. Чему предпочитаете следовать Вы в случае разлада: требованиям долга или велениям совести?

 

4. О каких условиях добра говорит Л.Н.Толстой: «Если добро имеет побудительную причину, оно уже не добро; если оно имеет своим последствием награду, оно тоже не добро. Добро вне цепи причин и следствий»?

 

5. Прокомментируйте высказывания мыслителей. Какое из них, на ваш взгляд, наиболее точно отражает суть нравственности?

· Вся нравственность человека заключается в его намерениях (Ж.- Ж.Руссо).

· Нравственность относится к характеру (И.Кант).

· Нравственность заключается в совершенном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро (И.Песталоцци).

· Истинная нравственность растет из сердца при плодотворном содействии светлых лучей разума. Её мерило не слова, а практическая деятельность (В.Г.Белинский).

· Все наше достоинство – в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы ничто. Постараемся же мыслить достойно – в этом основа нравственности (Б.Паскаль).

· Мысль без морали – недомыслие, мораль без мысли – фанатизм (В.О.Ключевский).

 

Задание 2. Проанализируйте следующие ситуации с точки зрения этики бизнеса. Как поступили бы Вы в подобных случаях?

А. Предприниматель, занимающийся продажей крупных партий сигарет, до сих пор не был убежден в том, что курение вызывает рак.

Б. Недавно он познакомился с отчетом об исследовании, в ходе которого со всей очевидностью установлена связь между курением и раковыми заболеваниями. Как ему поступить?

В. Фирма, конкурент Вашей, просит доставлять информацию за «хорошие» деньги. Ваша реакция? (Варианты)

Г. Корпорация «Менвилл» десятилетиями блокировала данные, свидетельствующие о том, что вдыхание асбестовой пыли убивает рабочих фирм. Суд штата «Нью-Джерси» в конечном счете установил, что корпорация «Менвилл» сознательно приняла деловые решения о неприятии защитных или восстановительных для здоровья мер, о полном пренебрежении к правам других людей». Суд потребовал, чтобы компания перевела 80% своих акций в соответствующий фонд для выплаты из него людям, предъявившим иск. Проведите этический анализ ситуации. Что, по Вашему мнению, погубило корпорацию «Менвилл»?

 

Задание 3. Проиграйте ситуации, употребив соответствующую этикетную лексику:

а) Вы обращаетесь к библиотекарю за нужной Вам информацией;

б) Как заведующий отделом учреждения представьте нового сотрудника директору учреждения, а затем работникам своего отдела;

в) Вы пригласили на свой день рождения однокурсников. Познакомьте их с родителями и присутствующими гостями;

г) Позвоните в учебную часть, чтобы договориться с преподавателем об индивидуальной консультации по курсовой работе;

д) Ваш сотрудник прекрасно выполнил служебное задание. Оцените его работу комплиментом.

 

 

Задание 4. Выскажите свое отношение к следующим проблемам:

 

1. Эвтаназия- это убийство или акт милосердия по отношению к безнадежно больному, страдающему человеку? Аргументируйте свой выбор.

2. Определите свое отношение к «суррогатному материнству». Какие осложнения вызывает практика искусственного оплодотворения и «суррогатного материнства»? Не несет ли она угрозу нравственности, семье?

3. Как вы относитесь к трансплантологии? Оцените её перспективы с этико-правовых позиций.

4.. Клонирование – это благо или зло? Что, по-вашему, несет этот эксперимент для человечества?

 5. Как связаны общечеловеческая и профессиональная мораль? Назовите самые известные кодексы профессиональной морали. Попробуйте составить этический кодекс Вашей профессии. Что объединяет категории «профессиональная честь» и «профессиональное достоинство? В чем их различие?

 

Форма контроля:  

Данная тема должна быть освоена, а задание выполнено до 27 марта 2020г.

в рабочей тетради. Творческих успехов!

  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: