Введение. Практические задания и лабораторные работы

Практические задания и лабораторные работы

ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ

НОВОСИБИРСК 2003


Печатается по решению

редакционно-издательского совета

Новосибирского государственного педагогического университета

УДК 378

ББК 81.2 Рус-923

Б 908

Словообразование русского языка: практические задания и лабораторные работы. Пособие для студентов-филологов педагогического университета.

Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2003. - с.

Составители: Булыгина Е.Ю., Матханова И.П., Никитенко В.С., Пляскина М.В., Скворецкая Е.В.

ISBN

Учебное пособие включает практические задания, контрольные вопросы и задания для лабораторных работ по курсу словообразования русского языка. Оно ориентировано на изучение словообразовательного уровня русского языка в структурно-системном, функционально-семантическом и текстовом аспектах.

Для специалистов по словообразованию и лингвистическому анализу текста, преподавателей вузов, школ, лицеев, для студентов-филологов.

Рецензенты:

кафедра современного русского языка Новосибирского государственного педагогического университета;

канд. филол. наук, доцент О.П. Сологуб

© Булыгина Е.Ю., Матханова И.П.,

Никитенко В.С., Пляскина М.В.,

Скворецкая Е.В. 2003

© Новосибирский государственный

государственный университет, 2003


Содержание

Введение Часть 1. Практические задания Тема 1. Введение в словообразование. Основные понятия морфемики Тема 2. Типы морфем и их характеристика Тема 3. Морфемный анализ слова Тема 4. Исторические изменения в морфемном составе слова Тема 5. Словообразовательная мотивация. Словообразовательная пара Тема 6. Словообразовательный тип. Словообразовательное гнездо Тема 7. Способы словообразования. Способы словообразования с участием морфем Тема 8. Способы словообразования. Способы словообразования без участия морфем. Периферийные способы словообразования Тема 9. Активные процессы современного словопроизводства Тема 10. Типы дериватов. Словообразование и текст Часть 2. Лабораторные работы 1. Словообразование и орфография 2. Морфемика в школьном учебнике 3. Дериватология в школьном учебнике 4. Исторические изменения в морфемном составе слова 5. Активные процессы современного словопроизводства 6. Словообразование и текст 7. Морфемная и словообразовательная структура слова в словарях Приложение 1. Программа курса «Словообразование современного русского языка» Приложение 2. Вопросы к зачету Приложение 3. Темы коллоквиумов Приложение 4. Список терминов  

Введение

Настоящее учебно-методическое пособие по словообразованию включается в общую систему работ практического характера по современному русскому языку, принятую на филологическом факультете Новосибирского государственного педагогического университета и ориентированную на многоаспектное рассмотрение языковых фактов. Наряду с системно-струк­тур­­ной характеристикой, уровневым исследованием словоформ студенты знакомятся и с функциональным аспектом словообразования, учитывающим взаимодействие единиц данного уровня с единицами лексическими и грамматическими, анализируют специфику их функционирования в высказывании и тексте, получают сведения о новых направлениях в изучении словообразования (коммуникативно-ког­ни­тивных).

Данное пособие по словообразованию современного русского языка состоит из нескольких относительно самостоятельных частей, вместе с тем представляющих единое целое: систему практических занятий, схемы и образцы морфемного и словообразовательного анализа, лабораторные и контрольные работы, темы коллоквиумов, вопросы к зачету. Вся совокупность представленных материалов позволяет студентам освоить курс, является основой для самостоятельной (аудиторной и внеаудиторной) работы.

Первая часть содержит систему практических занятий, в которую включены основные положения по каждой теме, перечень контрольных вопросов, список литературы, что позволяет акцентировать внимание на наиболее существенных моментах в изучении данной темы, а также на дискуссионных проблемах. Практические задания направлены на отработку основных навыков анализа языковых явлений, которые должны приобрести студенты. Возможность варьирования заданий предусмотрена их распределением на два подраздела, обозначенных буквами А и Б. Под знаком А расположены задания, ориентированные на базовый уровень знаний студентов. Под знаком Б представлены разнообразные дополнительные упражнения: они могут отличаться только языковым материалом, связанным с анализом переходных, периферийных явлений, быть направленными на дополнительную отработку каких-либо умений и навыков, традиционно вызывающих затруднения у студентов; кроме того, здесь помещены более сложные задания, требующие изучения дополнительной литературы, самостоятельного творческого подхода.

Представленные схемы и образцы морфемного и словообразовательного анализа позволяют студенту самостоятельно освоить материал, установить его последовательность и структуру, научиться характеризовать каждое словообразовательное явление, представленное в данном конкретном случае. Примерные варианты самостоятельных и контрольных работ дают возможность проверить уровень овладения практическими навыками, умение соотнести их с теоретическими знаниями.

Объем литературы по каждой теме также обусловлен разным уровнем восприятия студентами учебного материала, необходимостью подготовки к индивидуальным собеседованиям, возможностью выбора спецвопроса на зачете.

Лабораторные работы являются второй частью подготовки студентов по этому разделу современного русского языка. Их специфика по сравнению с практическими занятиями заключается не только в том, что они углубляют знания и навыки, полученные на практических занятиях, но и в том, что студенты на основе самостоятельных наблюдений сопоставляют достижения современной лингвистики с материалами, данными в альтернативных учебниках и учебных пособиях, формируют умение анализировать лингвистический материал, содержащийся в школьных учебниках, видеть его объем и способы представления, что позволяет им сознательно подходить к выбору языкового материала для каждого урока. Анализу школьных учебников специально посвящены первые три лабораторные работы («Связь словообразования и орфографии», «Морфемика в школьном учебнике», «Дериватология в школьном учебнике»), внимание к отражению словообразования в школьных учебниках проявляется и в других темах. Умение работать с альтернативными и неоднозначными источниками содержится и в лабораторных работах, посвященных лексикографическому аспекту словообразования (анализ и сопоставление словарных статей и принципов их построения в разных типах словарей), в теме «Исторические изменения в морфемном составе слова», где в заданиях совмещается анализ школьного учебника и работа с этимологическими и словообразовательными словарями, а также в лабораторных работах «Активные процессы современного словопроизводства», «Словообразование и текст», которые предполагают изучение функционирования канонических, окказиональных слов и детских инноваций, самостоятельный сбор и анализ языкового материала.

Количество и объем проводимых лабораторных работ можно варьировать в зависимости от реального учебного плана, с учетом степени подготовки студентов.

Завершает учебно-методическое пособие Приложение, содержащее программу курса, темы коллоквиумов и литературу к ним, список основных терминов, используемых в этом разделе, вопросы к зачету и примерный образец билета (в билетах соединяются различные аспекты изучения, представленные в разных типах заданий: теоретический материал с дискуссионными вопросами, анализ школьного учебника и практические задания, характеризующиеся различным уровнем сложности).

При такой структуре заданий реализуются принципы самостоятельности и профессиональной направленности курса. Содержание практических и лабораторных работ соответствует действующей на кафедре программе преподавания современного русского языка.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: