Содержание учебной дисциплины
. Тема 1. Познавательная деятельность и наука.
Постановка проблемы научного познания в философии. Гносеология, эпистемология, философия науки: их соотношение. Понятие знания. Понятие науки. Субъект и объект научного познания.
Тема 2. Философские концепции науки. Позитивизм.
Рождение позитивизма. О. Конт: определение науки, классификация наук, закон трёх стадий. Д.С. Миль: психологические основы научного познания.
Тема 3. Неопозитивизм.
Неопозитивистские концепции науки (логический позитивизм, аналитическая философия). Анализ значения языка. Значение принципа верификация.
Тема 4. Постпозитивизм.
Постпозитивизм как критика неопозитивистской философии и методологии. Значение принципа фальсификации. Логика и рост научного знания.
Тема 5. Прагматизм.
Философия науки прагматизма: Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи: инструменталистская трактовка науки. Прагматизм как концепция истины.
Тема 6. Философия науки М.Хайдеггера
|
|
Характерные аспекты фундаментальной онтологии. Проблема бытия.
Критика современной науки в философии М. Хайдеггера
Тема 7. Методологические принципы и научные программы ХХ века.
Понятия научного закона и научного принципа. Принцип конвенционализма. Тезис Дюгейма – Куайна. Принцип онтологической релятивности Куайна. Принцип дополнительности. Принцип фальсификации К. Поппера. Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса. Тезис несоизмеримости научных теорий Т. Куна.
Тема 8. Философия техники
Возникновение в проблемном поле философии вопроса о технике. Истоки философии техники, ее становление и современная ситуация.
Специфическая предметная область философии техники, ее структура. Техника как объект и предмет философского анализа.
Тема 9. Этические аспекты научной деятельности.
Этическое измерение науки. Этика учёного. Этика ответственности Г. Йонаса. Техноэтика. Экологическая этика. Этика и информатика.
Тема 10. Футурологические аспекты современной науки
Футурологические проекты. Научные гипотезы
Структура учебной дисциплины
Таблица 2.1 – Структура учебной дисциплины
Названия | Количество часов | |||||||||||
Очная | Заочная | |||||||||||
Объем в ЗЕ (часах) | в том числе | всего | в том числе | |||||||||
лек. | пр. | лаб. | инд. | СРС | лек. | пр. | лаб. | инд. | СРС | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
Тема 1.Познавательная деятельность и наука. | 6 | 1 | 1 | - | - | 4 | 8 | 2 | 2 | - | - | 4 |
Тема 2. Философские концепции науки. Позитивизм. | 6 | 2 | 2 | - | - | 4 | 8 | - | - | - | - | 8 |
Тема 3. Неопозитивизм. | 6 | 1 | 1 | - | - | 4 | 8 | - | - | - | - | 8 |
Тема 4. Постпозитивизм. | 6 | 1 | 1 | - | - | 4 | 5 | - | - | - | - | 6 |
Тема 5. Прагматизм. | 6 | 1 | 1 | - | - | 4 | 5 | - | - | - | - | 6 |
Тема 6. Философия науки М. Хайдеггера. | 6 | 1 | 1 | - | - | 4 | 6 | - | - | - | - | 6 |
Тема 7. Методологические принципы и научные программы ХХ века. | 6 | 2 | 2 | - | - | 4 | 8 | 2 | - | - | - | 6 |
Тема 8. Философия техники | 6 | 2 | 2 | - | - | 4 | 6 | - | - | - | - | 6 |
Тема 9. Этические аспекты научной деятельности. | 7 | 2 | 2 | - | - | 4 | 7 | - | - | - | - | 8 |
Тема 10. Футурологические аспекты современной науки. | 10 | 1 | 1 | - | - | 8 | 8 | - | 2 | - | - | 6 |
Итого | 72 | 14 | 14 | - | - | 44 | 72 | 4 | 4 | - | - | 64 |
Контрольная работа (реферат) | - | - | - | - | - | - | 1 | - | - | - | - | |
Всего часов | 72 | 14 | 14 | 44 | 72 | 4 | 4 | 64 |
|
|
Распределение контактной работы
Распределение контактной работы по видам занятий приведено в таблицах 2.2.-2.3.
Номер темы | Номер лекции |
Наименование темы. | Очная ФО | Заочная ФО | ||
Объем | Семестр | Объем | Семестр | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||
Т1. | Л.1 | Познавательная деятельность и наука. Постановка проблемы научного познания в философии. Гносеология, эпистемология, философия науки: их соотношение. Понятие знания. Понятие науки. Субъект и объект научного познания. | 1 | 2 | 2 | 1 | ||||
Т.2 | Л.1 | Философские концепции науки. Позитивизм. Рождение позитивизма. О. Конт: определение науки, классификация наук, закон трёх стадий. Д.С. Миль: психологические основы научного познания. | 1 | 2 | - | 1 | ||||
Т.3 | Л.2 | Неопозитивизм. Неопозитивистские концепции науки (логический позитивизм, аналитическая философия). Анализ значения языка. Верификация. | 1 | 2 | - | 1 | ||||
Т.4 | Л.2 | Постпозитивизм. Постпозитивизм как критика неопозитивистской философии и методологии. Значение фальсификации. Логика и рост научного знания. | 1 | 2 | - | 1 | ||||
Т.5 | Л.3 | Прагматизм. Философия науки прагматизма: Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи: инструменталистская трактовка науки. | 1 | 2 | - | 1 | ||||
Т.6 | Л.3 | Философия науки М. Хайдеггера. Проблема бытия. Мышление и язык. Значение герменевтики. Проблемные аспекты современной науки и техники. | 1 | 2 | - | 1 | ||||
Т.7 | Л.6 | Методологические принципы и научные программы ХХ века. Понятия научного закона и научного принципа. Принцип конвенционализма. Тезис Дюгейма – Куайна. Принцип онтологической релятивности Куайна. Принцип дополнительности. Принцип фальсификации К. Поппера. Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса. Тезис несоизмеримости научных теорий Т. Куна. | 2 | 2 | 2 | 1 | ||||
Т.8 | Л.7 | Философия техники Возникновение в проблемном поле философии вопроса о технике. Истоки философии техники, ее становление и современная ситуация. Специфическая предметная область философии техники, ее структура. Техника как объект и предмет философского анализа. | 1 | 2 | - | 1 | ||||
Т.9 | Л.8 | Этические аспекты научной деятельности. Этическое измерение науки. Этика учёного. Этика ответственности Г. Йонаса. Техноэтика. Экологическая этика. Этика и информатика. | 2 | 2 | - | 1 | ||||
Т.10 | Л.9 | .Футурологические аспекты современной науки. Проблемное поле футурологии. Методы футурологии. Развитие техники и будущее цивилизации. Технологическая сингулярность. Трансгуманизм. | 2 | 2 | - | 1 | ||||
Общий лекционный объем дисциплины | 14 |
| 4 | |||||||
Таблица 2.3 – Семинарские занятия, их содержание и объем в часах
Номер темы | Номер занятия |
Содержание занятий | Очная ФО | Заочная ФО | |||||
Объем | Семестр | Объем | Семестр | ||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
Т.1 | ПЗ.1 | Познавательная деятельность и наука. | 1 | 2 | 2 | 1 | |||
Т.2 | ПЗ.2 | Философские концепции науки. Позитивизм. | 1 | 2 | - | 1 | |||
Т.3 | ПЗ.3 | Неопозитивизм. | 1 | 2 | - | 1 | |||
Т.4 | ПЗ.4 | Постпозитивизм. | 2 | 2 | - | 1 | |||
Т.5 | ПЗ.5 | Прагматизм. | 1 | 2 | - | 1 | |||
Т.6 | ПЗ.5
| Философия науки М. Хайдеггера. | 1 | 2 | - | 1 | |||
Т.7 | ПЗ.6 | Методологические принципы и научные программы ХХ века. | 2 | 2 | - | 1 | |||
Т.8 | ПЗ.7 | Философия техники | 2 | 2 | - | 1 | |||
Т.9 | ПЗ.8 | Этические аспекты научной деятельности. | 2 | 2 | - | 1 | |||
Т.10 | ПЗ.9 | Футурологические аспекты современной науки. | 1 | 2 | 2 | 1 | |||
Всего часов по дисциплине | 14 | - | 4 | - | |||||
Распределение самостоятельной работы студентов
Таблица 2.4 – График недельной загрузки СРС студента ОФО
№ недели | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | С | Итого |
Подготовка к лекциям | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 15 | |||||||||
Подготовка к практическим занятиям | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 8 | ||||||||||
Работа над индивидуальными заданиями (реферат) | |||||||||||||||||||
Выполнение курсового проекта | |||||||||||||||||||
Подготовка к текущему контролю | 2 | 2 | 3 | 7 | |||||||||||||||
Подготовка к аттестации (зачет с оценкой) | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 4 | 14 | ||||||||||
Итого | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 4 | 2 | 2 | 2 | 5 | 2 | 3 | 2 | 6 | 1 | 5 | 1 | 44 |