Содержание и структура учебной дисциплины

 

Содержание учебной дисциплины

. Тема 1. Познавательная деятельность и наука.

Постановка проблемы научного познания в философии. Гносеология, эпистемология, философия науки: их соотношение. Понятие знания. Понятие науки. Субъект и объект научного познания.

Тема 2. Философские концепции науки. Позитивизм.

Рождение позитивизма. О. Конт: определение науки, классификация наук, закон трёх стадий. Д.С. Миль: психологические основы научного познания.

Тема 3. Неопозитивизм.

Неопозитивистские концепции науки (логический позитивизм, аналитическая философия). Анализ значения языка. Значение принципа верификация.

Тема 4. Постпозитивизм.

 Постпозитивизм как критика неопозитивистской философии и методологии. Значение принципа фальсификации. Логика и рост научного знания.

Тема 5. Прагматизм.

Философия науки прагматизма: Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи: инструменталистская трактовка науки. Прагматизм как концепция истины.

Тема 6. Философия науки М.Хайдеггера

Характерные аспекты фундаментальной онтологии. Проблема бытия.

Критика современной науки в философии М. Хайдеггера

Тема 7. Методологические принципы и научные программы ХХ века.

Понятия научного закона и научного принципа. Принцип конвенционализма. Тезис Дюгейма – Куайна. Принцип онтологической релятивности Куайна. Принцип дополнительности. Принцип фальсификации К. Поппера. Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса. Тезис несоизмеримости научных теорий Т. Куна.

Тема 8. Философия техники

Возникновение в проблемном поле философии вопроса о технике. Истоки философии техники, ее становление и современная ситуация.

Специфическая предметная область философии техники, ее структура. Техника как объект и предмет философского анализа.

Тема 9. Этические аспекты научной деятельности.

Этическое измерение науки. Этика учёного. Этика ответственности Г. Йонаса. Техноэтика. Экологическая этика. Этика и информатика.

Тема 10. Футурологические аспекты современной науки

Футурологические проекты. Научные гипотезы

 

Структура учебной дисциплины

 

Таблица 2.1 – Структура учебной дисциплины

Названия
содержательных разделов и тем учебной дисциплины

Количество часов

Очная

Заочная

Объем в ЗЕ (часах)

в том числе

всего

в том числе

лек. пр. лаб. инд. СРС лек. пр. лаб. инд. СРС
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Тема 1.Познавательная деятельность и наука.   6 1 1 - - 4 8 2 2 - - 4
Тема 2. Философские концепции науки. Позитивизм. 6 2 2 - - 4 8 - - - - 8
Тема 3. Неопозитивизм. 6 1 1 - - 4 8 - - - - 8
Тема 4.   Постпозитивизм. 6 1 1 - - 4 5 - - - - 6
Тема 5.   Прагматизм. 6 1 1 - - 4 5 - - - - 6
Тема 6.   Философия науки М. Хайдеггера. 6 1 1 - - 4 6 - - - - 6
Тема 7.   Методологические принципы и научные программы ХХ века. 6 2 2 - - 4 8 2 - - - 6
Тема 8.   Философия техники 6 2 2 - - 4 6 - - - - 6
Тема 9.   Этические аспекты научной деятельности. 7 2 2 - - 4 7 - - - - 8
Тема 10. Футурологические аспекты современной науки. 10 1 1 - - 8 8 - 2 - - 6
Итого 72 14 14 - - 44 72 4 4 - - 64
Контрольная  работа (реферат) - - - - - - 1 - - - -  
Всего часов 72 14 14     44 72 4 4     64

 


Распределение контактной работы

 

Распределение контактной работы по видам занятий приведено в таблицах 2.2.-2.3.

 

Номер

темы

Номер

лекции

 

Наименование темы.
Содержание лекции.

Очная

ФО

Заочная

ФО

Объем Семестр Объем Семестр
             

 

1 2 3

4

5

6

7
Т1. Л.1 Познавательная деятельность и наука. Постановка проблемы научного познания в философии. Гносеология, эпистемология, философия науки: их соотношение. Понятие знания. Понятие науки. Субъект и объект научного познания.

1

2

2

1
Т.2 Л.1 Философские концепции науки. Позитивизм. Рождение позитивизма. О. Конт: определение науки, классификация наук, закон трёх стадий. Д.С. Миль: психологические основы научного познания.  

1

2

-

1
Т.3 Л.2 Неопозитивизм. Неопозитивистские концепции науки (логический позитивизм, аналитическая философия). Анализ значения языка. Верификация.

1

2

-

1
Т.4 Л.2  Постпозитивизм.  Постпозитивизм как критика неопозитивистской философии и методологии. Значение фальсификации. Логика и рост научного знания.

1

2

-

1
Т.5 Л.3 Прагматизм. Философия науки прагматизма: Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи: инструменталистская трактовка науки.

1

2

-

1
Т.6 Л.3 Философия науки М. Хайдеггера. Проблема бытия. Мышление и язык. Значение герменевтики. Проблемные аспекты современной науки и техники.

1

2

-

1
Т.7 Л.6 Методологические принципы и научные программы ХХ века. Понятия научного закона и научного принципа. Принцип конвенционализма. Тезис Дюгейма – Куайна. Принцип онтологической релятивности Куайна. Принцип дополнительности. Принцип фальсификации К. Поппера. Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса. Тезис несоизмеримости научных теорий Т. Куна.

2

2

2

1
Т.8 Л.7 Философия техники Возникновение в проблемном поле философии вопроса о технике. Истоки философии техники, ее становление и современная ситуация. Специфическая предметная область философии техники, ее структура. Техника как объект и предмет философского анализа.

1

2

-

1
Т.9 Л.8 Этические аспекты научной деятельности. Этическое измерение науки. Этика учёного. Этика ответственности Г. Йонаса. Техноэтика. Экологическая этика. Этика и информатика.  

2

2

-

1
 Т.10  Л.9 .Футурологические аспекты современной науки. Проблемное поле футурологии. Методы футурологии. Развитие техники и будущее цивилизации. Технологическая сингулярность. Трансгуманизм.  

2

2

-

1
   

Общий лекционный объем дисциплины

 14

 

4

                     

 

Таблица 2.3 – Семинарские занятия, их содержание и объем в часах

 

Номер

темы

Номер

занятия

 

Содержание занятий

Очная ФО

Заочная ФО

Объем Семестр Объем Семестр

 

1 2 3 4 5 6

Т.1

ПЗ.1 Познавательная деятельность и наука. 1 2 2 1

Т.2

ПЗ.2 Философские концепции науки. Позитивизм. 1 2 - 1

Т.3

ПЗ.3 Неопозитивизм.   1 2 - 1

Т.4

ПЗ.4 Постпозитивизм. 2 2 - 1

Т.5

ПЗ.5 Прагматизм. 1 2 - 1
Т.6

ПЗ.5

Философия науки М. Хайдеггера. 1 2 - 1
Т.7

ПЗ.6

Методологические принципы и научные программы ХХ века. 2 2 - 1
  Т.8

ПЗ.7

Философия техники   2 2 - 1
Т.9

ПЗ.8

Этические аспекты научной деятельности. 2 2 - 1
Т.10

ПЗ.9

Футурологические аспекты современной науки.   1 2 2 1
  Всего часов по дисциплине 14 - 4 -
               

 

 


Распределение самостоятельной работы студентов

 

Таблица 2.4 – График недельной загрузки СРС студента ОФО

№ недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 С Итого
Подготовка к лекциям 1   2   2   2   2   2   2   1   1   15
Подготовка к практическим занятиям   1   1   1   1   1   1   1   1     8
Работа над индивидуальными заданиями (реферат)                                      
Выполнение курсового проекта                                      
Подготовка к текущему контролю           2       2       3         7
Подготовка к аттестации (зачет с оценкой)   1   1   1   1   2   2   2   4     14
Итого 1 2 2 2 2 4 2 2 2 5 2 3 2 6 1 5 1   44

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: