1. Возникновение науки. Научное знание как система.
2. Философия и наука в истории развития познания. Философия как наука и как особая форма освоения мира.
3. Модели реальности и научная картина мира.
4. Закономерности развития науки. Дифференциация и интеграция наук. Преемственность в развитии научных знаний.
5. Классификация наук.
6. Наука как социальный институт.
7. Первый позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер, Дж.С. Милль)
8. Теоретическое и прикладное знание. Эмпирический и теоретический уровни знания.
9. Экспериментальное знание: качественные и количественные понятия.
10. Особенности научного познания.
11. Второй позитивизм (Р. Авенариус, Э. Мах, А. Пуанкаре)
12. Специфика теоретического познания и его формы. Взаимосвязь различных уровней познания. Рационализм и эмпиризм.
13. Проблема верификации в неопозитивизме.
14. Значение языка в аналитической философии.
15. Концепция языковых игр (Л. Витгенштейн)
16. Теория дискрипций (Б. Рассел).
17. Структура и функции научной теории. Понятие научного закона. Виды законов.
18. Взаимодействие наук и их методов. Дифференциация и интеграция наук
как общесоциологическая закономерность.
19. Логика и рост научного знания (по К. Попперу)
20. Структура научных революций. Научные парадигмы (Т. Кун).
21. Эволюционное и революционное развитие науки. Научный прогресс и научные революции.
22. Концепция научно-исследовательских программ (И. Лакатос).
23. Принцип соответствия теорий и их несоизмеримость.
24. Понятие методологии. Методология и метод. Методы научного познания и их классификация.
25. Индуктивный и гипотетико-дедуктивный метод.
26. Методы эмпирического исследования.
27. Соотношение эмпирических и теоретических терминов.
28. Методы теоретического исследования. Общенауные и частные методы исследования. Взаимодействие методов научного исследования.
29. Этика и наука. Социальная ответственность ученого.
30. Специфическая предметная область философии техники. Техника как объект и предмет философского анализа.
31. Наука и техника, их различие и взаимодействие в историческом развитии.
32. Фундаментальные и прикладные исследования в технических науках.
33. Структура и функционирование технической теории, ее формирование и развитие.
34. Футурологические аспекты современной науки.
35. Значение прогнозирования в современной научной системе.
36. Изменения в социокультурном и ценностном статусе науки и техники с возникновением и развитием техногенной цивилизации.
37. Концепция постиндустриального общества.
38. Концепция «футурошока» (Э. Тоффлер).
39. Технологическая сингулярность.
40. Глобальные кризисы и проблема ценности научно-технического прогресса.
В. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ОСТАТОЧНЫХ ЗНАНИЙ
1. Философское направление, утверждающее, что сущность мира открывается нам посредством переживания:
а) философия жизни
б) позитивизм
в) феноменология
г) прагматизм.
2. К представителям философии жизни относятся:
а) К. Поппер
б) В. Дильтей
г) Т. Кун
д) Г. Зиммель
3. Волю как основой принцип своей философии рассматривал:
а) О. Шпенглер
б) М. Хайдеггер
в) А. Шопенгауэр
г) А. Камю
4. Центральное понятие философии А. Бергсона – жизненный порыв. Его познание возможно с помощью:
а) интеллекта
б) воли к власти
в) интуиции
г) анализа текстов
5. Кто является автором произведения «Бытие и время»:
а) Жан-Поль Сартр
б) З. Фрейд
в) П. Фейерабенд
г) М. Хайдеггер
6. Представителями Первого позитивизма являются:
а) О. Конт
б) Э. Мах
в) Р. Авенариус
г) Д.С. Милль
7. Религиозное направление современной философии:
а) Прагматизм
б) Фундаментальная онтология
в) Неотомизм
г) Постпозитивизм
8. Иррационалистическое направление в современной философии:
а) логический позитивизм
б) структурализм
в) неокантианство
г) экзистенциализм
9. Философская проблема, находящаяся в центре внимания экзистенциализма:
а) проблема первоосновы мира
б) проблема индивидуального бытия человека
в) проблема социальных изменений
г) проблема аргументации научных теорий
10. Философская методология, основанная на понимании и интерпретации текстовых источников:
а) диалектика
б) феноменология
в) психоанализ
г) герменевтика
11. Согласно З. Фрейду в структуре личности выделяются:
а) Оно, Я, Сверх – Я
б) коллективное бессознательное, архетипы
в) базовые перинатальные матрицы
г) маска, тень, анима, анимус, самость
12. Согласно Т. Куну, парадигма это –
а) совокупность научных теорий
б) совокупность языковых игр
в ) совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов
г) совокупность научных методов
13. Философскую позицию П. Фейерабенда можно охарактеризовать как:
а) эпистемологический анархизм
б) субъективный идеализм
в) солипсизм
г) гносеологический оптимизм
14. Кто из перечисленных философов является представителем аналитической философии:
а) Г. Спенсер
б) Б. Рассел
в) Х. Ортега-и-Гассет
г) Л. Витгенштейн
15. Характерными чертами постмодернизма являются:
а) активная критика классической философии
б) паралогичность
в) наличие основной тенденции в философии
г) обращение к религиозным мотивам
16. Для проверки гипотез наиболее эффективен:
а) феноменологический метод
б) аксиоматический метод
в) индуктивный метод
г) гипотетико-дедуктивный метод
17. Как называется принцип, согласно которому научное знание не является окончательным, а выступает как промежуточная интерпретация:
а) верификация
б) пробабилизм
в) фаллибилизм
в) фальсификация
18. Центральной категорией философии М. Фуко выступает понятие:
а) научно-исследовательская программа
б) дискурсивная практика
в) заброшенность
г) сублимация
19. Технику как способ самораскрытия бытия рассматривал:
а) П.К. Энгельмейер
б) Л. Мамфорд
в) К. Ясперс
г) М Хайдеггер
20. Основное проблемное поле футурологии:
а) закономерности развития науки и техники
б) экологическая проблематика
в) будущее человеческой цивилизации
г) изменение человеческого сознания под влиянием научно-технического прогресса.