Рабочая тетрадь
Студент(ка) __________________________
Группа __________________________
Москва
Издательство РГАУ-МСХА
2016
Физиология животных: Рабочая тетрадь / Составители: О.А. Войнова, Д.А. Ксенофонтов, А.А. Ксенофонтова, Е.П. Полякова: Изд-во РГАУ-МСХА, 2016. - 82 с.
В рабочей тетради представлены основные лабораторно-практические занятия, используемые в учебном процессе по курсу «Физиология животных». Также отражены вопросы для подготовки к контрольным работам.
Предназначено для студентов очного отделения факультета зоотехнии и биологии, обучающихся по направлению 36.03.02 «Зоотехния» (все профили).
Рекомендовано к изданию методической комиссией факультета зоотехнии и биологии (протокол № 53 от 25 февраля 2016 г.).
© Войнова О.А., Ксенофонтов Д.А.,
Ксенофонтова А.А., Полякова Е.П., 2016
© ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА
имени К.А.Тимирязева, 2016
© Издательство РГАУ-МСХА, 2016
Цели освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Физиология животных» является формирование у будущих бакалавров фундаментальных знаний о физиологических процессах и функциях животных органов, функциональных системах и целостного организма, о их качественном своеобразии у продуктивных сельскохозяйственных, домашних, лабораторных и экзотических животных, что необходимо для научно-биологических исследований, квалифицированного обоснования мероприятий, связанных с обеспечением оптимальных условий содержания, кормления и рациональной эксплуатации животных.
Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ по семестрам
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 6 зач. ед. (216 часов), их распределение по видам работ и семестрам представлено в таблице 1.
Таблица 1
Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ по семестрам
Вид учебной работы | Трудоемкость | |||
зач. ед. | час. | в т.ч. по семестрам | ||
№3 | № 4 | |||
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | 6 | 216 | 90 | 126 |
Аудиторные занятия | 3,5 | 126 | 72 | 54 |
Лекции (Л) | 1,5 | 54 | 36 | 18 |
Лабораторно-практические занятия (ПЗ) | 1,7 | 62 | 32 | 30 |
Семинары | 0,1 | 4 | 0 | 4 |
Коллоквиумы | 0,2 | 6 | 4 | 2 |
Самостоятельная работа (СРС) | 1,5 | 54 | 18 | 36 |
в том числе: | ||||
консультации | 0,15 | 5 | 2 | 3 |
реферат | 0,25 | 9 | 4 | 5 |
контрольные работы, коллоквиумы | 0,55 | 20 | 6 | 14 |
самоподготовка к текущему контролю знаний | 0,55 | 20 | 6 | 14 |
Вид контроля: зачет | 0,25 | 9 | 9 | 0 |
экзамен | 0,75 | 27 | 0 | 27 |
Общие требования к выполнению студентами лабораторно-практических занятий.
1. Студенты должны быть ознакомлены с техникой безопасности при работе в физиологической лаборатории и виварии, бережно обращаться с приборами и оборудованием для занятий, немедленно сообщать преподавателю обо всех случаях их неисправности.
2. Студенту необходимо ознакомиться с календарным планом лекций и лабораторно-практических занятий на семестр (вывешенном на стенде кафедры).
3. Студент должен быть теоретически подготовлен к предстоящему лабораторно-практическому занятию. В домашних условиях он прорабатывает материал по учебнику и лекции, заполняет в рабочей тетради вводную часть к данному занятию.
4. Степень теоретической подготовки студентов к каждому занятию проверяется путем текущего (письменного или машинного) контроля, в течение 15 минут.
5. В рабочей тетради приводятся узловые контрольные вопросы по изучаемой теме с указанием соответствующих литературных источников. Конкретные вопросы к данному занятию предлагаются студентам в начале занятия.
6. Результаты текущего контролязакаждое полугодие (как и результаты коллоквиумов и семинаров) учитываются при зачетах и экзаменах. Студенты, имеющие по результатам текущего и рубежного контроля 90% и выше от максимального числа баллов, освобождаются от зачетов и вместо экзамена проходят собеседование.
7. Каждое практическое задание (кроме демонстрационных) выполняется студентами индивидуально или по два человека на одном комплекте оборудования. Проверка выполненных лабораторных работ осуществляется преподавателем в конце занятия (за 10-15 минут до окончания), по мере их завершения студентами.
8. Пропущенные или незачтенные занятия должны отрабатываться студентами в обязательном порядке индивидуально в течение последующей недели (как исключение, не более двух недель). К коллоквиумам, семинарам и зачетам допускаются студенты: не имеющие текущих задолжностей, при наличии рабочей тетради и конспектов лекций (или рефератов самостоятельной проработки материала по пропущенной лекции).
9. Лекции, как правило, предшествуют практикуму.
10. Специальные задания при подготовке к семинарам выполняются в течение предшествующей семинару недели, согласно плану занятий, или в дополнительно согласованное время.
11. Разделы, выделенные для самостоятельной проработки студентами, на лекциях не освещаются, но включаются в перечень вопросов для коллоквиумов, семинаров, зачетов и экзаменов.
Основная литература
1. Иванов А.А. и др. Сравнительная физиология животных, С.-Петербург,
Лань, 2010. - 416 с.
2. Лысов В. Ф., Ипполитова Т.В. Физиология животных и этология - М.:
КолосС, 2012. - 608 с.
3. Скопичев В.Г. Частная физиология в 2ч. Ч. 1, 2, 3. Уч.пос.д/вузов Колосс
2008.
Дополнительная литература
1. Георгиевский, В.И. Физиология сельскохозяйственных животных. / В.И Георгиевский - М.: Агропромиздат, 1990. - 511 с.
2. Голиков А.П. Физиология сельскохозяйственных животных. /
А.П. Голиков, В.Г. Паршутин - М.: Агропромиздат, 1991. - 480 с.
3. Иванов А.А. Физиология рыб. / А.А. Иванов - М.: Мир, 2003. -120 с.
4. Ипполитова Т.В. Типы высшей нервной деятельности, их связь с реактивно
стью и продуктивностью с.- х. животных. / Т.В. Ипполитова. - Лекция. -
М.: ИГАВМиБ им. К.И. Скрябина, 1999. -18 с.
5. Ноздрачев А.Д. Начала физиологии. / А.Д. Ноздрачев, Ю.А. Баженов,
А.С. Бутаев и др. СПб.: «Лань», 2001.- 468 с.
6. Судаков К.В. Нормальная физиология: Курс физиологии функциональных
систем. / К.В. Судаков. – М.: Мед. информ. агенство, 1999. - 258 с.