№п/п | Виды работ | Продолжительность (мин.) |
1. | Текущий контроль теоретической подготовки студента к занятию | 10 - 15 |
2. | Пояснения преподавателя, касающиеся порядка выполнения заданий | 15 |
3. | Выполнение лабораторно-практических работ студентами | 50-60 |
4. | Проверка выполненных студентами работ, приведение студентами рабочих мест в должный порядок | за 10 мин до конца занятия |
Итого | 90 |
ЛАБОРАТОРНО – ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Раздел 1. ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ
(НЕРВОВ И МЫШЦ)
ЗАНЯТИЕ 1.
Изучение возбудимости нервов и мышц
Работа 1. Приготовление нервно-мышечного препарата
1. Зарисуйте препараты (с лапкой и без лапки), укажите их составные части и назначение каждой из них.
2. Приготовьте по 2 нервно-мышечных препарата с лапкой.
Работа 2. Исследование возбудимости и проводимости нерва
1. Запишите основные понятия: возбудимость и проводимость нерва; способ наблюдения возбудимости и проводимости нерва; какие условия необходимы для возбуждения; чем отличается прямое раздражение от непрямого?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Настройте электростимулятор на одиночные импульсы и выполните опыт.
3. Запишите результаты опыта, укажите причины временной и постоянной потери проводимости импульса возбуждения.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата выполнения ________ Подпись преподавателя_______________
ЗАНЯТИЕ 2
Изучение свойства мышечной ткани
Вопросы для подготовки к занятию
1.Основные свойтва нервов и мышц.
2. Раздражители, их виды и свойства.
3. Понятие о токах покоя и токах действия.
4. Понятие о процессе возбуждения.
5. Передача возбуждения с нерва на мышцу, роль синапсов.
Оценка_____________ Подпись преподавателя_____________
Работа 1. Прямое и непрямое раздражение мышцы
1. Запишите, чем отличается прямое раздражение мышцы от непрямого.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Воспроизведите в опыте прямое и непрямое раздражение мышцы, нарисуйте их схемы.
Работа 2. Определение порогов раздражения нерва и мышцы
1. Ознакомьтесь с работой миографа. Настройте электростимулятор на оди
ночные импульсы.
2. Запишите миограмму, отражающую допороговую, пороговую и сверхпо
роговую силу раздражителя. Миограмму вклейте в тетрадь.
3. Определите (визуально, по миограмме) характер зависимости силы со-
кращения мышцы от силы действующего на нее раздражителя. Запишите
результат.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Укажите в таблице 1 силу нижнего и верхнего порогов раздражения при прямом и непрямом раздражении мышцы
Таблица 1
Величины порогов раздражения
Вид раздражения | Порог
| |
Нижний | Верхний | |
Прямое | ||
Непрямое |
Дата выполнения_______________ Подпись преподавателя:_____________
ЗАНЯТИЕ 3
Изучение свойств мышечной ткани
Вопросы для подготовки к занятию
1. Одиночное сокращение мышцы и его периоды. Тетанус и его виды.
2. Механизм мышечного сокращения.
3. Отличительные особенности одиночного сокращения поперечно-полосатой
и гладкой мышц.
4. Понятие о вторичном тетанусе.
Оценка ____________ Подпись преподавателя___________
Работа 1. Анализ одиночного и тетанического сокращений мышцы
1. Подготовьте для работы электростимулятор.
2. Приготовьте нервно-мышечный препарат и выполните опыт.
3. Вклейте в тетрадь полученную миограмму одиночного сокращения, суперпозиции, зубчатого и сплошного тетануса мышцы. Обозначьте виды сокращений.
Работа 2. Вторичный тетанус
1. Выполните опыт. Зарисуйте схему опыта и объясните: почему сокращается лапка вторичного препарата.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Работа 3. Миограмма гладкой мышцы (демонстрационный опыт)
1. Ознакомление с содержанием опыта
2. Запишиты миограмму гладкой мышцы. Опишите, чем отличаются одиночные сокращения гладкой и поперечно-полосатой мышц?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата выполнения______________ Подпись преподавателя_______________
ЗАНЯТИЕ 4
Изучение свойств мышечной ткани
Вопросы для подготовки к занятию
1. Морфо-физиологические свойства мышц.
2. Понятие о режимах мышечной деятельности.
3. Понятие о силе мышцы; абсолютная и относительная сила мышц.
4. Зависимость силы мышцы от ее строения.
5. Эластических свойств мышц, их зависимость от нагрузки на мышцу.
6. Элементы мышечного волокна, выполняющие: (1) функцию напряжения и
(2) обуславливающие эластические свойства мышцы.
Оценка ____________ Подпись преподавателя___________
Работа 1. Определение относительной силы
Для выполнения дома. Опишите понятия: "сила мышцы", "абсолютная сила мышцы" и «относительная сила мышцы». Зарисуйте мышцы разного строения: параллельноволокнистую, веретенообразную, перистоволокнистую. Обозначьте у них анатомический и физиологический поперечники. Укажите, какая из этих мышц обладает наибольшей силой. Почему?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1. Подготовьте два нервно-мышечных препарата для графической регистра- ции сокращений.
2. Рассчитайте относительную силу мышцы, для чего:
а) определите площадь поперечного сечения мышцы в месте
наибольшего ее утолщения (по формуле: S = Пr2)
б) вычислите относительную силу мышцы по формуле:
Р отн. = Р:S,
где Р – сила мышцы (в г.), S – площадь поперечного сечения (см2)
Пример: Р = 50г, r = 0,3 см, S = 3,14 х 0,32 = 0,28 см2
Р отн. = 50: 0,28 = 178,6г
Работа 2. Изучение эластических свойств мышцы
1. Нервно-мышечные препараты, использованные в предыдущем опыте, лишите нервов. Один из препаратов закрепите в мышцедержателе миографа и соедините с записывающим рычагом (подпорку пера опустить).
2. Запишите на кимографе прямую линию длиной в 1,5-2 см. Остановите кимограф и подвесьте к рычагу гирю в 5 г., запашите прямую линию. Запись повторите дважды, предварительно подвешивая груз по 5-10 г. Таким образом, Вы получили нисходящую ступенчатую «лесенку».
Далее, в обратной последовательности поочередно снимайте груз (осторожно, пинцетом) также с последующими включениями кимографа - получите восходящую «лесенку». Сравните высоту нисходящей и восходящей «лесенок», объясните результат наблюдения. Миограмму вклейте в тетрадь.
4. Поместите свежий препарат без нерва в миограф. Подведите писчик к кимографу и запишите по всей его окружности прямую линию. Не останавливая кимограф подвесьте к писчику груз - 20 г и далее: не останавливая кимографа, снимите груз и подождите пока перо писчика вернется на исходную линию. Так Вы получите запись кривой растяжения мышцы и времени ее возврата в исходное состояние, после снятия груза. Повторите опыт, используя груз - 50 г.
5. Сделайте выводы о зависимости скорости возвращения мышцы в исходное состояние (форму) от величины нагрузки.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа 3. Определение силы мышц с помощью динамометра
1. Определите силу мышц руки с помощью ручного динамометра.
2. Результаты запишите.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата выполнения__________________ Подпись преподавателя_____________
ЗАНЯТИЕ 5