Примерное распределение времени лабораторно-практических занятий

№п/п Виды работ Продолжительность (мин.)
1. Текущий контроль теоретической подготовки     студента к занятию                                                   10 - 15
2. Пояснения преподавателя, касающиеся порядка выполнения заданий                                    15
3. Выполнение лабораторно-практических работ студентами                             50-60
4. Проверка выполненных студентами работ, приведение студентами рабочих мест в должный порядок                      за 10 мин до конца занятия

Итого

90

                   

ЛАБОРАТОРНО – ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

 

Раздел 1. ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ

(НЕРВОВ И МЫШЦ)

                                                      

ЗАНЯТИЕ 1.

                      Изучение возбудимости нервов и мышц

  Работа 1. Приготовление нервно-мышечного препарата

 

1. Зарисуйте препараты (с лапкой и без лапки), укажите их составные части и назначение каждой из них.

 

 

2. Приготовьте по 2 нервно-мышечных препарата с лапкой.

 

Работа 2. Исследование возбудимости и проводимости нерва

 

1. Запишите основные понятия: возбудимость и проводимость нерва; способ наблюдения возбудимости и проводимости нерва; какие условия необходимы для возбужде­ния; чем отличается прямое раздражение от непрямого?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 2. Настройте электростимулятор на одиночные импульсы и выполните опыт.    

 3. Запишите результаты опыта, укажите причины временной и постоянной потери проводимости импульса возбуждения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Дата выполнения ________           Подпись преподавателя_______________


                                           

 

ЗАНЯТИЕ 2

 

                  Изучение свойства мышечной ткани

                        Вопросы для подготовки к занятию

1.Основные свойтва нервов и мышц.

2. Раздражители, их виды и свойства.

3. Понятие о токах покоя и токах действия.

4. Понятие о процессе возбуждения.

5. Передача возбуждения с нерва на мышцу, роль синапсов.

   

 Оценка_____________                      Подпись преподавателя_____________

Работа 1. Прямое и непрямое раздражение мышцы

1. Запишите, чем отличается прямое раздражение мышцы от непрямого.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Воспроизведите в опыте прямое и непрямое раздражение мышцы, нарисуйте их схемы.

 

 

 

 

Работа 2. Определение порогов раздражения нерва и мышцы

 

1. Ознакомьтесь с работой миографа. Настройте электростимулятор на оди

ночные импульсы.

2. Запишите миограмму, отражающую допороговую, пороговую и сверхпо

роговую силу раздражителя. Миограмму вклейте в тетрадь.

 

 

3. Определите (визуально, по миограмме) характер зависимости силы со-

кращения мышцы от силы действующего на нее раздражителя. Запишите

результат.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Укажите в таблице 1 силу нижнего и верхнего порогов раздражения при прямом и непрямом раздражении мышцы

Таблица 1


Величины порогов раздражения

 

Вид раздражения

Порог

 

Нижний Верхний
Прямое    
Непрямое    

 

 

Дата выполнения_______________    Подпись преподавателя:_____________

 

                                                ЗАНЯТИЕ 3

 

                           Изучение свойств мышечной ткани

 

Вопросы для подготовки к занятию

1. Одиночное сокращение мышцы и его периоды. Тетанус и его виды.

2. Механизм мышечного сокращения.

3. Отличительные особенности одиночного сокращения поперечно-полосатой

    и гладкой мышц.        

4. Понятие о вторичном тетанусе.

                                  

Оценка ____________                                     Подпись преподавателя___________

Работа 1. Анализ одиночного и тетанического сокращений мышцы

 

1. Подготовьте для работы электростимулятор.

2. Приготовьте нервно-мышечный препарат и выполните опыт.

3. Вклейте в тетрадь полученную миограмму одиночного сокращения, суперпозиции, зубчатого и сплошного тетануса мышцы. Обозначьте виды сокращений.

 

 

Работа 2. Вторичный тетанус

 

1. Выполните опыт. Зарисуйте схему опыта и объясните: почему сокращается лапка вторичного препарата.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Работа 3. Миограмма гладкой мышцы (демонстрационный опыт)

 

1. Ознакомление с содержанием опыта

2. Запишиты миограмму гладкой мышцы. Опишите, чем отличаются одиночные сокращения гладкой и поперечно-полосатой мышц?

 

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Дата выполнения______________     Подпись преподавателя_______________

                                                        

 

ЗАНЯТИЕ 4

Изучение свойств мышечной ткани

 

Вопросы для подготовки к занятию

 

1. Морфо-физиологические свойства мышц.

   2. Понятие о режимах мышечной деятельности.

3.  Понятие о силе мышцы; абсолютная и относительная сила мышц.

4. Зависимость силы мышцы от ее строения.

5. Эластических свойств мышц, их зависимость от нагрузки на мышцу.

6. Элементы мышечного волокна, выполняющие: (1) функцию напряжения и             

    (2) обуславливающие эластические свойства мышцы.

 

Оценка ____________                                 Подпись преподавателя___________

Работа 1. Определение относительной силы

Для выполнения дома. Опишите понятия: "сила мышцы", "абсолютная сила мышцы" и «относительная сила мышцы». Зарисуйте мышцы разного строения: параллельноволокнистую, веретенообразную, перистоволокнистую. Обозначьте у них анатомический и физиологический поперечники. Укажите, какая из этих мышц обладает наибольшей силой. Почему?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

1. Подготовьте два нервно-мышечных препарата для графи­ческой регистра-                ции сокращений.

2. Рассчитайте относительную силу мышцы, для чего:

   а) определите площадь поперечного сечения мышцы в мес­те              

       наибольшего ее утолщения (по формуле: S = Пr2)

б) вычислите относительную силу мышцы по формуле:

 

Р отн. = Р:S,

 

где Р – сила мышцы (в г.), S – площадь поперечного сечения (см2)

Пример: Р = 50г, r = 0,3 см, S = 3,14 х 0,32 = 0,28 см2

Р отн. = 50: 0,28 = 178,6г

 

Работа 2. Изучение эластических свойств мышцы

 

1. Нервно-мышечные препараты, использованные в предыду­щем опыте, лишите нервов. Один из препаратов закрепите в мышцедержателе миографа и соедините с записывающим рычагом (под­порку пера опустить).

2. Запишите на кимографе прямую линию длиной в 1,5-2 см. Остановите кимограф и подвесьте к рычагу гирю в 5 г., запашите прямую линию.     Запись повторите дважды, предварительно подвешивая груз по 5-10 г.  Таким образом, Вы получили нисходящую ступенчатую «лесенку».

 Далее, в обратной последовательности поочередно снимайте груз (ос­торожно, пинцетом) также с последующими включениями кимографа - получите восходящую «лесенку». Сравните высоту нисходящей и восходящей «лесенок», объясните результат наблюдения. Миограмму вклейте в тетрадь.

 

 

4. Поместите свежий препарат без нерва в миограф. Подведите писчик к кимографу и запишите по всей его окружности пря­мую линию. Не останавливая кимограф подвесьте к писчику груз - 20 г и далее: не останавливая кимографа, снимите груз и подождите пока перо писчика вернется на исходную линию. Так Вы получите запись кривой растяжения мышцы и времени ее возврата в исходное состояние, после снятия груза. Повторите опыт, используя груз - 50 г.

5. Сделайте выводы о зависимости скорости возвращения мышцы в исходное состояние (форму) от величины нагрузки.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Работа 3. Определение силы мышц с помощью динамометра

1. Определите силу мышц руки с помощью ручного динамометра.

2. Результаты запишите.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата выполнения__________________ Подпись преподавателя_____________

 

 

ЗАНЯТИЕ 5

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: