Гематокрит, % | Вид животного | ||
Фактический результат | |||
Норма |
4. По результатам опыта сделайте заключение.
____________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата выполнения _____________ Подпись преподавателя ________________
ЗАНЯТИЕ 15
Коллоквиум по разделу "ФИЗИОЛОГИЯ КРОВИ"
1. Кровь как внутренняя среда организма. Гомеостаз, механизмы его поддержа-
ния, жесткие и мягкие константы гомеостаза.
2. Основные функции крови.
3. Общее количество и распределение крови в животном организме. Методы
определения количества крови у с.-х. животных
4. Получение плазмы и сыворотки крови. Гематокрит. Химический состав
плазмы.
5. Буферные системы крови – гемоглобиновая, карбонатная, фосфатная, бел
ковоплазменная. Щелочной резерв крови
6. Строение и функции эритроцитов. Количество эритроцитов в крови с.-х. жи-
вотных. Методы определения количества эритроцитов.
7. Реакция оседания эритроцитов (РОЭ). Ее механизм и значение.
8. Гемоглобин, его структура и свойства. Количество гемоглобина у животных
разных видов, пола и возраста. Методы определения количества гемоглоби-
на в крови.
9. Гемолиз, причины его вызывающие. Осмотическая устойчивость эритроци-
тов.
10. Миоглобин, его структура, роль и количество у разных видов животных.
11. Лейкоциты. Количество лейкоцитов. Подсчет количества лейкоцитов.
12. Виды лейкоцитов. Лейкоцитарная формула. Основные функции отдельных
форм лейкоцитов.
13. Тромбоциты, их количество, строение и функции.
14. Современные представления о механизме свертывания крови. Три основных
этапа свертывания крови.
15. Факторы, способствующие и препятствующие свертыванию крови в орга-
низме. Скорость свертывания крови у разных видов животных.
16. Современные представления об иммунных свойствах крови. Виды иммуни-
тета. Тканевый и клеточный иммунитет.
17. Специфический и неспецифический иммунитет. Роль лимфоцитов в образо-
вании антител. Механизм иммунного ответа.
18. Антитела и антигены. Механизмы элиминации антигенов.
19. Группы крови. Факторы, обусловливающие их наличие.
20. Особенности факторов групп крови у с.-х. животных. Их определение и ис-
пользование в животноводческой практике. Физиолого-биохимические ос-
новы иммуногенетики.
21. Роль крови в переносе газов. Механизм транспорта кислорода и углекислого
газа. Роль фермента карбоангидразы в транспорте углекислого газа.
22. Особенности морфологии и химического состава крови птиц.
23. Особенности состава и функции крови рыб.
24. Гемопоэз. Образование плазмы и форменных элементов. Длительность жи-
зни клеток крови. Регуляция гемопоэза.
Раздел 4. ФИЗИОЛОГИЯ ОРГАНОВ КРОВООБРАЩЕНИЯ
ЗАНЯТИЕ 16
Физиологические свойства сердечной мышцы
Вопросы для подготовки к занятию
1. Понятие о сердечном цикле и его фазах
2. Факторы, обусловливающие строгую очередность отдельных фаз сердеч-
ного цикла.
3. Автономная проводящая система сердца. Суть и назначение опыта Стан
ниуса.
4. Нервная и гуморальная регуляция сердечной деятельности. Частота сер
дечных сокращений.
5. Абсолютная и относительная рефракторность сердечной мышцы. Экстра
систола и компенсаторная пауза.
6. Работа сердца. Систолический и минутный объем сердца.
Оценка______ Подпись преподавателя_______________
Работа 1. Регистрация работы сердца лягушки
1. Выполните опыт согласно описанию в практикуме.
2. Вклейте в тетрадь записанную в опыте кардиограмму. Укажите на ней зубцы,
соответствующие сокращениям предсердий и сокращениям желудочка.
Работа 2. Фазовые изменения возбудимости сердца; экстрасистола и компенсаторная пауза
1. Примите участие в выполнении опыта.
2. Зарисуйте в тетради (или вклейте) полученную кардиограмму, обозначьте на ней экстрасистолу и компенсаторную паузу, объясните их происхождение.
_____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа 3. Влияние на работу сердца гуморальных факторов адреналина, ацетилхолина, ионов кальция и калия
1. При выполнении опыта можно использовать препарат сердца, оставшийся
после выполнения работы № 2.
2. Запишите нормальную кардиограмму (5-6 сокращений), далее испыты-
вайте влияние гуморальных факторов в порядке, указанном в методике.
3. Вклейте в тетрадь полученные кардиограммы. Укажите на кардиограм-
мах участки, отражающие действие исследуемых гуморальных факторов
(адреналина, ацетилхолина, ионов кальция и калия).
Работа 4. Анализ проводящей системы сердца (Опыт Станниуса)
1. Зарисуйте схему проводящей системы сердца и места наложения лига
тур Станниуса на сердце лягушки.
2. Подготовьте и выполните опыт.
3. Запишите наблюдаемый эффект и объясните его причину при наложении
первой, второй и третьей лигатур.
____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата выполнения:___________ Подпись преподавателя:_______________
ЗАНЯТИЕ 17
Электрические явления в сердце.
Вопросы для подготовки к занятию
1. Понятие о биотоках сердца. Методы их регистрации.
2. Электрокардиография, ее принципы и назначение.
3. Характеристика электрокардиограммы и стандартные отведения при ее по-
лучении.
4. Пульс и его характеристика.
Оценка_____________ Подпись преподавателя____________________
Работа 1. Электрокардиография
1. Ознакомьтесь с принципом устройства кардиографа.
2. Запишите (с помощью преподавателя) электрокардиограммы животного (коровы, козы) и человека.
3. Полученные ЭКГ вклейте в тетрадь. Обозначьте зубцы. Сравните характер ЭКГ разных пациентов.
____________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа 2. Клинические методы исследования сердечной деятельности
1. Прослушайте у животных и человека сердечные ритмы и определите частоту сердечных сокращений. Запишите результаты в таблицу.
2. Исследуйте методом пальпации состояние пульса (наполнение, ритм).
Результаты занесите в таблицу 15.
Таблица 15
Показатели сердечной деятельности
Вид животного | Частота сердечных сокращений | Наполнение пульса | Ритм пульса |
3. Сделайте выводы.
____________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата выполнения__________ Подпись преподавателя__________________
ЗАНЯТИЕ 18