ЗАНЯТИЕ 9
Техника взятия и методы изучения физико-химических свойств крови
Вопросы для подготовки студентов
1. Кровь, как внутренняя среда организма, функции крови.
2. Количество крови у животных разных видов.
3. Методы определения количества крови у животных.
4.Способы получения плазмы и сыворотки крови, гематокрит.
5. Химический состав плазмы.
6.Физико-химические свойства крови – рН, удельный вес, вязкость, поверхно-
стное натяжение.
|
Оценка_____________ Подпись преподавателя______________
Работа I. Способы и техника взятия крови у животных разных видов
Демонстрационный опыт.
1. Ознакомьтесь с содержанием опыта и с инструментарием для взятия крови у животных.
2. Примите участие в обработке операционного поля и взятии крови у козы, кролика, курицы или других видов животных.
3. Запишите, каким способом, и из каких сосудов берутся большие и малые количества крови у разных видов животных.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа 2. Получение сыворотки, плазмы, дефибринированной крови и фибрина
Демонстрационный опыт.
1. Ознакомьтесь с содержанием опыта.
2. Понаблюдайте за получением плазмы, сыворотки, дефибринированной крови и фибрина.
3. Запишите:
- чем отличается плазма от сыворотки?
- какие вещества используются в качестве антикоагулянтов?
- каков механизм действия антикоагулянтов?
- какие вещества применялись в данном опыте?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа 3. Определение плотности, вязкости и поверхностного натяжения
1. Определите плотность крови и плазмы методом Филлипса-Ван-Слайка, как это описано в методике.
Запишите и сравните полученные результаты.
Плотность цельной крови __________
|
|
Плотность плазмы _______________
2.Ознакомьтесь с устройством вискозиметра ВК-4, зарисуйте его схему.
3. Определите вязкость крови с помощью вискозиметра ВК - 4.
Вид животного: Вязкость (ед):
______________ _______________
______________ ________________
______________ ________________
4. Ознакомьтесь с принципом работы сталагмометра и зарисуйте его. Определите поверхностное натяжение плазмы с помощью сталагмометра.
Число капель:
- воды ________
- плазмы ________
Рассчитайте показатель поверхностного натяжения плазмы ___________
5. Сделайте выводы о физических свойствах крови.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата выполнения_____________ Подпись преподавателя______________
ЗАНЯТИЕ 10
Изучение физико-химических свойств эритроцитов
Вопросы для подготовки к занятию
1. Строение и функции эритроцитов.
2. Количество эритроцитов у животных разных видов.
3. Скорость оседания эритроцитов (СОЭ), его механизмы.
4.Гемолиз. Причины и виды гемолиза.
5. Осмотическая устойчивость эритроцитов.
6. Практическое значение указанных показателей.
|
Оценка_______________________ Подпись преподавателя______________
Работа 1. Гемолиз эритроцитов
Для выполнения дома. Дайте определение процесса гемолиза, перечислите его виды и механизмы.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1. Выполните опыт по предложенной в таблице 6 схеме:
Таблица 6
Схема опыта
Реактивы | Номер пробирки | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Физиологический раствор (0,9%), мл | 5 | 4 | 4 | |||
Дистиллированная вода, мл | 5 | |||||
Раствор глюкозы (5%), мл | 5 | |||||
Хлороформ, мл | 1 | |||||
Нашатырный спирт, мл | 1 | |||||
Раствор NaCl, (3%), мл | 5 | |||||
Кровь, количество капель | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Результат: наличие (+) отсутствие (-) гемолиза |
Укажите наблюдаемый в каждой отдельной пробирке вид гемолиза:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа 2 Определение осмотической резистентности эритроцитов
1. Определите резистентность эритроцитов крови согласно схеме приведенной в таблице 7.
Таблица 7
Схема опыта
Содержимое пробирок | Номера пробирок | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
Раствор NаС1, 1%, мл | 9 | 7 | 5 | 4 | 3 | 2 | |
Дистиллированная вода, мл | 1 | 3 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
Всего, мл | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | |
Итоговая концентрация NаС1, % | 0,9 | 0,7 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,2 | |
Наличие гемолиза |
| ||||||
2. Сделайте выводы, сравнив полученный результат с физиологической нормой.
|
|
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата выполнения___________ Подпись преподавателя________________
ЗАНЯТИЕ 11
Изучение химических свойств крови
Вопросы для теоретической подготовки к занятию:
1. Реакция крови у с.-х. животных, как важнейшая константа гомеостаза.
2. Механизм поддержания рН крови на постоянном уровне.
3. Буферные системы крови.
4. Показатель щелочного резерва крови, его значение.
Оценка______________________ Подпись преподавателя_______________
Работа 1. Определение рН крови у животных
1. Определите рН крови у разных видов животных, полученный результат
сравните с соответствующим нормативным показателем.
2. Результаты запишите:
Вид животного: Значение рН:
______________________ ____________________
______________________ ____________________
3. Сделайте выводы.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа 2. Определение буферных свойств крови
1. Ознакомьтесь с оборудованием и реактивами для выполнения опыта.
2. Определите кислотный буфер сыворотки крови по схеме, представленной в таблице 8 и сравните его с кислотным буфером воды.
Таблица 8
Схема опыта
Реагенты | Номер пробирки | |
1 (контроль) | 2 (опыт) | |
Вода дистиллированная, мл | 10 | 10 |
Сыворотка крови, мл | - | 1 |
Фенолфталеин, кап. | 1-2 | 1-2 |
Титровать 0,1н раствором NaOH, кап. | до слабо-розового окрашивания (1-2 капли) | до слабо-розового окрашивания |
|
|
Расчет: Кб = (n-m) x 10, где
n – число капель 0,1н раствора NaOH, пошедшее на титрование рабочей
пробы;
m – число капель 0,1н раствора NaOH, пошедшее на титрование контроль
ной пробы (10 мл дистиллированной воды);
10 – приведение V сыворотки крови к V дист. воды в контрольной пробе.
Сравните кислотный буфер сыворотки крови и воды (в норме в сыворотке крови он в 40-70 раз больше, чем в воде).
Кб/m =
3. Определите щелочной буфер крови по схеме, представленной в таблице 9 и сравните его с щелочным буфером воды:
Таблица 9
Схема опыта
Реагенты | Номер пробирки | |
1 (контроль) | 2 (опыт) | |
Вода дистиллированная, мл | 10 | 10 |
Сыворотка крови, мл | - | 1 |
Метилоранж, кап. | 2-3 | 2-3 |
Титровать 0,1н раствором HCl, кап. | 1-2 (красно-золотистое окрашивание) | до красно-золотистого окрашивания |
Расчет:
Щб = (n-m) x 10, где
n – число капель 0,1н раствора HCl, пошедшее на титрование рабочей про
бы;
m – число капель 0,1н раствора HCl, пошедшее на титрование контрольной
пробы (10 мл дистиллированной воды);
10 – приведение V сыворотки крови к V дист. воды в контрольной пробе.
Сравните кислотный буфер сыворотки крови и воды (в норме в сыворотке крови он в 40-70 раз больше, чем в воде):
Кб/m =
4. Сравните величины щелочного и кислотного буферов сыворотки крови. Укажите, какой из них преобладает и почему?
Щб/Кб =
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата выполнения:______________ Подпись преподавателя:_________________
ЗАНЯТИЕ 12