Раздел 3. Физиология крови

 

ЗАНЯТИЕ 9

 

Техника взятия и методы изучения физико-химических свойств крови

 

Вопросы для подготовки студентов

1. Кровь, как  внутренняя среда организма, функции крови.

2. Количество крови у животных разных видов.

3. Методы определения количества крови у животных.

4.Способы получения плазмы и сыворотки крови, гематокрит.

5. Химический состав плазмы.

6.Физико-химические свойства крови – рН, удельный вес, вязкость, поверхно-

стное натяжение.

 

 

Оценка_____________                 Подпись преподавателя______________

Работа I. Способы и техника взятия крови у животных разных видов

Демонстрационный опыт.

1. Ознакомьтесь с содержанием опыта и с инструмента­рием для взятия крови у животных.

2. Примите участие в обработке операционного поля и взятии крови у козы, кролика, курицы или других видов животных.

3. Запишите, каким способом, и из каких сосудов берутся большие и малые количества крови у разных видов животных.

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа 2. Получение сыворотки, плазмы, дефибринированной крови                                               и фибрина

 Демонстрационный опыт.

1. Ознакомьтесь с содержанием опыта.

2. Понаблюдайте за получением плазмы, сыворотки, дефибринированной крови и фибрина.

3. Запишите:

- чем отличается плазма от сыворотки?

- какие вещества используются в качестве антикоагу­лянтов?

- каков механизм действия антикоагу­лянтов?

- какие вещества применялись в данном опыте?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Работа 3. Определение плотности, вязкости и поверхно­стного натяжения 

1. Определите плотность крови и плазмы методом Филлипса-Ван-Слайка, как это описано в методике.

 Запишите и сравните полученные результаты.

 Плотность цельной крови __________

 Плотность плазмы _______________

 

2.Ознакомьтесь с устройством вискозиметра ВК-4, за­рисуйте его схему.

 

3. Определите вязкость крови с помощью вискозиметра ВК - 4.

 

Вид животного:                                              Вязкость (ед):                                                  

______________                                            _______________

______________                                           ________________

______________                                            ________________

 

4. Ознакомьтесь с принципом работы сталагмометра и зарисуйте его. Определите поверхностное натяжение плазмы с помощью сталагмометра.

Число капель:

- воды ________

- плазмы ________

 

Рассчитайте показатель поверхностного натяжения плазмы ___________

5. Сделайте выводы о физических свойствах крови.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Дата выполнения_____________ Подпись преподавателя______________

 

 

ЗАНЯТИЕ 10

 

Изучение физико-химических свойств эритроцитов

 

Вопросы для подготовки к занятию

1. Строение и функции эритроцитов.

2. Количество эритроцитов у животных разных видов.

3. Скорость оседания эритроцитов (СОЭ), его механизмы.

4.Гемолиз. Причины и виды гемолиза.

5. Осмотическая устойчивость эритроцитов.

6. Практическое значение указанных показателей.

 

 

Оценка_______________________ Подпись преподавателя______________

 

Работа 1.    Гемолиз эритроцитов

Для выполнения дома. Дайте определение процесса гемолиза, пере­числите его виды и механизмы.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

1. Выполните опыт по предложенной в таблице 6 схеме:

Таблица 6

Схема опыта

 

Реактивы

Номер пробирки

1 2 3 4 5 6
Физиологический раствор (0,9%), мл 5     4 4  
Дистиллированная вода, мл   5        
Раствор глюкозы (5%), мл     5      
Хлороформ, мл       1    
Нашатырный спирт, мл         1  
Раствор NaCl, (3%), мл           5
Кровь, количество капель 5 5 5 5 5 5
Результат: наличие (+) отсутствие (-) гемолиза            

 

Укажите наблюдаемый в каждой отдельной пробирке вид гемолиза:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Работа 2   Определение осмотической резистентности эритроцитов

 

1. Определите резистентность эритроцитов крови согласно схеме приведенной в таблице 7.

Таблица 7

Схема опыта

 

Содержимое пробирок

Номера пробирок

1

2

3 4 5 6
 Раствор NаС1, 1%, мл 9

7

5 4 3 2
Дистиллированная вода, мл 1 3

5

6 7 8
Всего, мл 10 10

10

10 10 10
Итоговая концентрация NаС1, % 0,9 0,7

0,5

0,4 0,3 0,2
 Наличие гемолиза  

 

       
               

2. Сделайте выводы, сравнив полученный результат с физиологической нормой.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Дата выполнения___________       Подпись преподавателя________________

 

ЗАНЯТИЕ 11

 

Изучение химических свойств крови

 

Вопросы для теоретической подготовки к занятию:

1. Реакция крови у с.-х. животных, как важнейшая константа гомеостаза.

2. Механизм поддержания рН крови на постоянном уровне.

3. Буферные системы крови.

4. Показатель щелочного резерва крови, его значение.

 

Оценка______________________ Подпись преподавателя_______________

Работа 1. Определение рН крови у  животных

1. Определите рН крови у разных видов животных, полученный результат

сравните с соответствующим нормативным показателем.

2. Результаты запишите:

     Вид животного:                                      Значение рН:

______________________                            ____________________

______________________                            ____________________

 3. Сделайте выводы.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа 2. Определение буферных свойств крови

 

1. Ознакомьтесь с оборудованием и реактивами для выполнения опыта.

2. Определите кислотный буфер сыворотки крови по схеме, представленной в таблице 8 и сравни­те его с кислотным буфером воды.

Таблица 8

Схема опыта

 

Реагенты

Номер пробирки

1 (контроль) 2 (опыт)
Вода дистиллированная, мл   10   10  
Сыворотка крови, мл   -   1  
Фенолфталеин, кап.   1-2   1-2  
Титровать 0,1н раствором NaOH, кап. до слабо-розового окрашивания (1-2 капли) до слабо-розового окрашивания

 

Расчет:                               Кб = (n-m) x 10, где

 

n – число капель 0,1н раствора NaOH, пошедшее на титрование рабочей

пробы;

m – число капель 0,1н раствора NaOH, пошедшее на титрование контроль

  ной пробы (10 мл дистиллированной воды);

10 – приведение V сыворотки крови к V дист. воды в контрольной пробе.

 

 

Сравните кислотный буфер сыворотки крови и воды (в норме в сыворотке крови он в 40-70 раз больше, чем в воде).

 

 

Кб/m =

 

3. Определите щелочной буфер крови по схеме, представленной в таблице 9 и сравните его с щелочным буфером воды:

Таблица 9

Схема опыта

Реагенты

Номер пробирки

1 (контроль) 2 (опыт)
Вода дистиллированная, мл 10 10
Сыворотка крови, мл - 1
Метилоранж, кап. 2-3 2-3
Титровать 0,1н раствором HCl, кап. 1-2 (красно-золотистое окрашивание) до красно-золотистого окрашивания

Расчет:                                 

 

Щб = (n-m) x 10, где

 

n – число капель 0,1н раствора HCl, пошедшее на титрование рабочей про

бы;

m – число капель 0,1н раствора HCl, пошедшее на титрование контрольной 

  пробы (10 мл дистиллированной воды);

10 – приведение V сыворотки крови к V дист. воды в контрольной пробе.

 

Сравните кислотный буфер сыворотки крови и воды (в норме в сыворотке крови он в 40-70 раз больше, чем в воде):

 

Кб/m =

 

4. Сравните величины щелочного и кислотного буферов сыворотки крови. Укажите, какой из них преобладает и почему?

Щб/Кб =

 

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Дата выполнения:______________ Подпись преподавателя:_________________

 

ЗАНЯТИЕ 12

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: